Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ направлений поддержки малого бизнеса в Приморском крае .
В соответствии с данной целью следует выделить следующие задачи: - провести анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ; - рассмотреть правовые основы развития малого бизнеса; - проанализировать деятельности органов власти РФ по поддержке малого бизнеса; - проанализировать основные тенденции развития малого бизнеса в Приморском крае; - определить основные направления поддержки малого бизнеса в крае; - дать оценку показателям реализации программ поддержки малого бизнеса в крае.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес: его место и роль в современной экономике 5
1.1 Анализ состояния и развития современного малого бизнеса в РФ 5
1.2 Основы правового регулирования малого бизнеса 7
1.3 Система органов власти в сфере развития и поддержки малого
бизнеса в РФ 11
1.4 Роль органов МСУ в организации развития малого бизнеса 15
2. Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства в Приморском крае 20
2.1 Общая характеристика малого бизнеса в Приморском крае 20
2.2 Основные направления политики в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства в крае 22
2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого
предпринимательства 28
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач по ПД.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

- с проведением мероприятий  по повышению эффективности и  конкурентоспособности субъектов малого бизнеса.

2.Финансовая  поддержка субъектов малого бизнеса,  производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта, в том числе:

- субсидирование части  затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого бизнеса, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта;

- субсидирование части  затрат субъектов малого бизнеса,  связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

- субсидирование части  затрат субъектов малого бизнеса,  связанных с участием в выставочно-ярмарочных  мероприятиях в Российской Федерации  и за рубежом; 

- субсидирование  части затрат субъектов малого  бизнеса по регистрации и (или)  правовой охране, за рубежом и  на внутреннем рынке Российской Федерации, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);

- субсидирование  части затрат субъектов малого  бизнеса по оплате услуг по  разработке средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг) предназначенных для  внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта;

- субсидирование  части затрат субъектов малого  бизнеса по разработке бизнес-плана проекта, на реализацию которого были получены кредиты в российских кредитных организациях в период 2008-2010 годы.

3.Поддержка муниципальных  программ развития субъектов  малого бизнеса.

Мероприятия должны реализовываться за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования на 2009-2010 годы составил 36748,5 тыс. рублей, из них: 2009 год - 250,0 тыс. рублей, 2009 год - 17779,0 тыс. рублей, 2010 год - 18719,5 тыс. рублей.

Объем расходов на осуществление мероприятий ежегодно уточняется на основе анализа полученных результатов и исходя из утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета.

Все мероприятия должны сочетаться с общим планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и экономике Приморья, который должен включать меры по развитию финансовой и банковской системы, поддержке малого бизнеса и внутреннего спроса. Отдельно должны быть обозначены меры по оптимизации работы рынка труда и социальной поддержке жителей края, а также создание системы региональных приоритетов в условиях мирового кризиса.

В рамках плана должен осуществляться мониторинг финансовых ресурсов, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики и потребностей малого бизнеса.

Необходима разработка документа, регулирующего предоставление предпринимателям субсидий на выплату процентных ставок по кредитам в условиях увеличения стоимости привлечения кредитных ресурсов. Действенной мерой поддержки малого бизнеса станет создание регионального гарантийного фонда, который позволит предпринимателям привлекать кредиты на развитие производства.

Для поддержания внутреннего  спроса необходимо создание регионального фонда антикризисной поддержки. Необходимо активизировать работу по привлечению грантов Правительства РФ по финансированию значимых проектов по развитию в крае новых производственных мощностей, закупке современных технологий и лицензий. Должны быть намечены меры по господдержке предприятий оборонно-промышленного комплекса.

2.3 Анализ показателей реализации программ ПК по поддержке малого предпринимательства

 

Анализ размещения малых  предприятий по территориям муниципальных образований показал, что более 70% их расположено в южной части Приморья, где расположены крупные города: Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем.

Почти во всех городах  и районах разрабатываются местные  программы поддержки малого бизнеса, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде случаев такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории. Реализация программ поддержки малого бизнеса позволяет организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач региона, расширяет сферу их деятельности за счет разгосударствления и приватизации государственной и муниципальной собственности, позволяет регулировать предпринимательскую деятельность экономическими методами.

Среди прочих в положительном плане сегодня хотелось бы отметить работу администрации муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район. В этом административном образовании органами представительной и исполнительной власти создана действенная нормативно-правовая база развития предпринимательства. О первых успехах в развитии предпринимательства говорят и налоговые поступления от субъектов малого бизнеса, которые за 1 полугодие 2003 года составили 94,6 млн. рублей. Значительно сократилось число жалоб от предпринимателей на неправомерные действия контролирующих и надзорных органов.

По имеющейся информации достаточно инициативно и творчески  работают органы местного самоуправления в Кавалеровском, Пограничный, Ханкайском, Яковлевском районах, городах Находка, Большой Камень, где доля малого бизнеса в производстве продукции и реализации услуг населению, в реализации муниципального заказа устойчиво растет и существенно превышает экономические показатели других территорий.

Исходя из анализа  информации по рассматриваемой проблеме, предоставленной большей частью администраций муниципальных образований серьезной проблемой, мешающей равномерному развитию малого бизнеса, является высокий уровень социально-экономических отличий административных территорий края. Он во многом обусловлен объективными факторами, в том числе природно-климатическими условиями, наличием и распределением ресурсов, демографическими процессами, историческим прошлым.

Государственная политика поддержки малого бизнеса является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный эффект. Для Приморского края это производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие туризма и ремонтно-строительные услуги, организация автосервиса и общественного питания, всевозможные бытовые услуги такие как, парикмахерские, фотография, бани, ремонт бытовой техники, производство товаров народного потребления и хлебобулочных изделий, медицинские и образовательные услуги.

В крае в целом сформирована система поддержки малого бизнеса. Органами представительной и исполнительной власти края предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы. Активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом бизнесе (Приложения 1,2).

Приморское управление Министерства по антимонопольной политике России, как территориальное представительство  федерального органа исполнительной власти, выполняет функции по проведению политики, направленной на поддержку бизнеса, в том числе малого и среднего, по содействию становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики края, по государственному регулированию процессов координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства рассматриваются на заседаниях Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Приморского края, заседаниях Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства в Приморском крае.

Структура органов, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, в различных муниципальных образованиях неодинакова. В системе исполнительной власти территорий этими вопросами занимаются как структурные подразделения администраций, так и их специалисты. Созданы также советы, комиссии, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при органах исполнительной власти.

В последние годы предпринимательству в целом и малому бизнесу в частности уделялось много внимания и исполнительными, и законодательными органами власти: разработана и утверждена краевая программа поддержки предпринимательства.

Существующие недостатки и пробелы в действующем законодательстве подчас заполняются подзаконными актами органов представительной и исполнительной власти, в связи, с чем на местном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Их принятие разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики — важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий.

В Приморском крае сложилась  достаточно развитая система подготовки кадров для субъектов малого бизнеса.

Ее первая составляющая – программы, курсы, семинары, осуществляемые высшими учебными заведениями края. Здесь реализуются как программы получения высшего образования по специальностям «Коммерческая деятельность», «Менеджмент» и пр., так и краткосрочные курсы для лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование. Такие программы наиболее успешно реализуются в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), в Тихоокеанском государственном университете (ТГЭУ), Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ).

Достаточно активно  в крае действует второе звено  – специализированные центры профессиональной ориентации и переподготовки в системе органов Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю. Здесь осуществляется профессиональная переориентация безработных граждан, в том числе в большей степени по специальностям, востребованным в малом и среднем бизнесе: пользователи компьютеров, бухгалтеры, менеджеры низшего и среднего звена, специалисты в сфере коммерческой деятельности и пр.

Третья составляющая системы подготовки кадров – школы  и центры, действующие на коммерческой основе. Основные из них: учебно-деловой центр, реализующий в крае «Морозовский проект», НОУ «Дальневосточный центр производительности», НОУ «Международная Бизнес-Академия»; Дальневосточный центр экономического образования, «Институт менеджмента» при ДВГМА имени Адмирала Невельского и другие.

Четвертое звено –  учебные центры, работающие в рамках международных программ и проектов: 6 российско-японских учебных центров деревообработки, малого и среднего бизнеса в области пищевых технологий, менеджмента, рыбообработки, передовых технологий, металлообработки; а также программы, реализуемые Советом по международным исследованиям и обменам IREX и Бизнес-центром «Хендэ».

Информационное обеспечение  субъектов малого бизнеса осуществляется в основном:

- в форме информационных сообщений, исходящих от органов государственной власти и управления, в виде публикаций и комментариев в прессе, на радио, телевидении, сообщения на специальных сайтах в сети Интернет, выступления специалистов на семинарах, совещаниях, консультации на рабочих местах;

- в форме деловой  информации и консультаций специализированных  агентств центров: Агентство «Дело», Дальневосточный корпус экспертов,  АНО «Дальневосточная коллегия  бизнес-консультантов», «Дальневосточное  консалтинговое агентство», Приморский Центр научно-технической информации, АНО «Приморский консультационный центр предпринимательства», ООО «Базис», Публичный центр правовой информации, ООО «ЛИТ и К» (информационный компьютерный сервер «Предприниматель Приморья»), Дальневосточный Выставочный Центр «Владивосток ЭКСПО», ЗАО «Дальневосточная ярмарка», ООО «Дальэкспоцентр».

Говоря о важнейших  проблемах малого бизнеса, следует  выделить три главные преграды, три  главные задачи, которые необходимо решить для подъема бизнеса на нужный уровень, так как бизнес — это экономическая и социальная основа общества.

Первая задача — это  преодоление экономических и  административных барьеров. Сегодня  видно, как под действием власти, под действием Президента России ведется достаточно жесткая работа по снятию экономических барьеров. При главенствующей роли территориального управления Минюста России в крае достаточно продуктивно работает система проработки и анализа разрабатываемых нормативных актов. Нет сомнений в том, что все акты, которые противоречат конституционным правам предпринимателей, безусловно, будут отменены, в том числе и по требованию антимонопольного управления, хотя это потребует определенных временных затрат, так как осуществить подобные изменения невозможно за один день и даже месяц. Созданы и в большинстве муниципальных образований достаточно активно работают специальные межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров. Главной задачей Комиссии будет принятие решений на межведомственном уровне по внесению изменений или отмене тех или иных законодательных и нормативных актов, мешающих развитию малого бизнеса и тормозящих его. Реализуя эти задачи органы местного самоуправления, вырабатывая и реализуя свою политику по созданию условий для развития малого бизнеса, должны в первую очередь обеспечить полную прозрачность своих действий в этой сфере, создавая действительно равные условия для всех субъектов предпринимательства.

Информация о работе Основные механизмы развития и поддержки малого предпринимательства