Основные модели финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Факторный анализ - раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц. Иначе говоря, задача метода - переход от реального большого числа признаков или причин определяющих наблюдаемую изменчивость к небольшому числу наиболее важных переменных (факторов) с минимальной потерей информации. Метод возник и первоначально разрабатывался в задачах психологии и антропологии (рубеж 19 и 20 вв.), но сейчас область его приложения значительно шире.

Вложенные файлы: 1 файл

фактор анал.docx

— 50.13 Кб (Скачать файл)

В процессе работы организации одни факторы оказывают  воздействие на изучаемый показатель непрерывно на протяжении всего времени. Такие факторы называются постоянными. Факторы, воздействие которых проявляется  периодически, называются переменными (это, например, внедрение новой технологии, новых видов продукции).

Большое значение для оценки деятельности предприятий  имеет деление факторов по характеру  их действия на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с изменением количественных, а не качественных характеристик функционирования предприятия. В качестве примера можно привести увеличение объема производства продукции  за счет увеличения числа рабочих. Интенсивные  факторы характеризуют качественную сторону процесса производства. Примером может служить увеличение объема производства продукции за счет повышения  уровня производительности труда.

Большинство изучаемых  факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с  этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде.

По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующего уровней  подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, влияющие на результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называют факторами второго уровня и т. д.

Понятно, что  при изучении влияния на работу предприятия  какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних  связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью  систематизации. Систематизация - это  размещение изучаемых явлений или  объектов в определенном порядке  с выявлением их взаимосвязи и  подчиненности.

Систематизация  факторов в анализе хозяйственной  деятельности обусловлено системным  подходом в анализе хозяйственной  деятельности, и означает размещение изучаемых факторов в определенном порядке свыявлении их взаимосвязи  и подчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминируемых факторных систем, что означает представить изучаемое  явление в виде алгебраической суммы  частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находятся с ним в функциональной зависимости.

Создание  факторных систем является одним  из способов такой систематизации факторов.

        В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой  методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен  в виде произведения, частного или  алгебраической суммы факторов.

Данный вид  факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым  в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить  их влияние, понять, какие факторы  и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для  повышения эффективности производства.

Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых  процедур:

построение  экономически обоснованной детерминированной  факторной модели;

выбор приема факторного анализа и подготовка условий  для его выполнения;

реализация  счетных процедур анализа модели;

формулирование  выводов и рекомендаций по результатам  анализа.

Основные методы детерминированного факторного анализа

 

       Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).  

        Суть стохастического метода - измерение влияния стохастических зависимостей с неопределенными и приблизительными факторами.    Стохастический метод целесообразно применять для экономических исследований с неполной (вероятностной) корреляцией: например, для задач маркетинга. Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.    

Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности  сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением  детерминированного факторного анализа.

 

        4.Характеристика многофакторной модели Дюпон

 

Разработки  в области факторного анализа, которые  ведутся с начала 20 века, имеют  большое значение для расширения возможностей использования аналитических  коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления.

Прежде всего  это относится к разработке в 1919 году схемы факторного анализа, предложенной специалистами фирмы Дюпон (TheDuPontSystemofAnalysis). К этому времени достаточно широкое  распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости  активов. Однако эти показатели использовались сами по себе, без увязки с факторами  производства. В модели фирмы Дюпон  впервые несколько показателей  были увязаны вместе и приведены  в виде треугольной структуры, в  вершине которой находится коэффициент  рентабельности совокупного капитала ROA как основной показатель, характеризующий  отдачу, получаемую от средств, вложенных  в деятельность фирмы, а в основании  два факторных показателя - рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT.

В основу данной модели была заложена жестко детерминированная  зависимость

или

 или  ,

 

где,Рn - чистая прибыль;

A- сумма активов организации;

S- (объем производства) выручка от реализации.

В теоретическом  плане специалисты фирмы Дюпон  не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных  показателей, высказанную впервые  Альфредом Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы  отраслевой экономики”. Тем не менее  их заслуга очевидна, так как ранее  эти идеи на практике не применялись.

В дальнейшем эта  модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в  виде древовидной структуры, в вершине  которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании - признаки, характеризующие факторы  производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более  дробном выделении факторов и  смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время  им стали уделять внимание.

Математическое  представление модифицированной модели Дюпон имеет вид:

,

где - рентабельность собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль;

А - сумма активов  организации;

ВР - (объем производства) выручка от реализации.

СК - собственный  капитал организации.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости  активов и структуры авансированного  капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в  определенном смысле обобщают все стороны  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй - актив  баланса, третий - пассив баланса.

Теперь охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в модель Дюпон.

Рентабельность  собственного капитала.

Рентабельность  собственного капитала рассчитывается по формуле:

,

где величина собственных средств на начало и на конец периода.

В практике анализа  применяется множество показателей  эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую  собственники получают с рубля вложенных  в предприятие средств. Этот коэффициент  учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Оборачиваемость активов (ресурсоотдача).

Формула для  расчета показателя имеет вид:

,

где ВР - выручка  от реализации за расчетный период;

Анп, Акп - величина активов на начало и конец периода.

Этот показатель можно интерпретировать двояко. С  одной стороны, оборачиваемость  активов отражает, сколько раз  за период оборачивается капитал, вложенный  в активы предприятия, т. е. оценивает  интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, ресурсоотдача  показывает, сколько рублей выручки  предприятие имеет с рубля, вложенного в активы. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности  их использования.

Рентабельность  продаж.

Рентабельность  продаж также является одним из важнейших  показателей эффективности деятельности компании. Он рассчитывается как:

 

где выручка  от ,

где, ВР- выручка  реализации продукции,

ЧП-чистая прибыль предприятия.

Этот коэффициент  показывает, какую сумму чистой прибыли  получает предприятие с каждого  рубля проданной продукции. Иными  словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты  процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует  важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а  также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Рентабельность  активов.

Показатель  рентабельности активов рассчитывается по следующей формуле:

где

ЧП-чистая прибыль,

Анп, Акп - величина активов на начало и конец периода.

Рентабельность  активов - это показатель эффективности  оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность  использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской  отчетности этот показатель связывает  баланс и отчет о прибылях и  убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому  он является весьма важным и для финансового управления (виды деятельности предприятия мы подробно рассмотрим в следующей главе).

Финансовый  рычаг (леверидж).

Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного  в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного  капитала предприятия к собственному капиталу.

где,

АК- авансированный капитал,

СК- собственный капитал.

Уровень финансового  левериджа можно трактовать, с  одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности  бизнеса, и с другой стороны, как  оценку эффективности использования  предприятием заемных средств.

Прежде чем  перейти собственно к факторному анализу, сделаем ряд важных оговорок, касающихся сферы применения модели Дюпон.

Анализируя  рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана  с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент  рентабельности продаж определяется результативностью  работы отчетного периода; вероятный  и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда  коммерческая организация совершает  переход на новые перспективные  технологии или виды продукции, требующие  больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и  в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

Вторая особенность  определяется проблемой риска. Одним  из показателей рисковости бизнеса  является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более  рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.

Информация о работе Основные модели финансового анализа