Основные направления и методы государственного регулирования занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Цель исследования - анализ государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать основные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы;
- рассмотреть методы регулирования занятости и снижения безработицы.
Объект исследования – государственное регулирование занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ………………………………………………
4
2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат занятость.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и  муниципального управления

Направление подготовки бакалавров

Профиль подготовки - «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

 

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студент 3 курса

очной формы обучения

Гегель  Александра  Сергеевна

Подпись____________________

 

Руководитель  работы:

Должность, ученая степень и (или)

Звание  к.э.н., доцент

Ф.И.О. Попович Богдан Владимирович Подпись____________________

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗАНЯТОСТИ………………………………………………

 

4

2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ...

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы. Проблема государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением предыдущим Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.

Актуальность рассмотрения государственного регулирования занятости  населения и снижения безработицы  продиктована рядом объективных  обстоятельств: во-первых, последствиями  мирового финансово-экономического кризиса, когда часть граждан оказались  в трудной жизненной ситуации, утратили либо работу, либо значительную часть своего заработка, во-вторых, переходом России на инновационный  путь развития, что требует структурной  перестройки и диверсификации экономики, а, следовательно, радикальной трансформации  рынка труда и структуры занятости  населения России. Реализация государственной политики в сфере занятости со всевозрастающей очевидностью входит сегодня в число приоритетных направлений модернизации страны.

Цель исследования - анализ государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

- охарактеризовать основные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы;

- рассмотреть методы регулирования занятости и снижения безработицы.

Объект исследования – государственное регулирование занятости.

Предмет исследования – основные направления и методы государственного регулирования занятости. 

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗАНЯТОСТИ

 

 

В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет  рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами  действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования  не способен решить проблемы рынка  труда и развития человека. Для  выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное  вмешательство.

К числу фундаментальных  по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может  остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование  труда как определяющего фактора  производства интересует государство  с позиций достижения его высокой  производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего  продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости  и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос  и предложение рабочей силы, держать  в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует  о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений  составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.

Государственное регулирование  занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в  целях повышения результативности и привлекательности, улучшения  условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы  и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.

Наряду с законодательством  о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим  общие правила, условия, нормы отношений  между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.

Современная концепция занятости  включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка  труда и мобильность рабочей  силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального  партнерства, регулируемость рынка  труда.

Под проблемой занятости  населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и  степень удовлетворения их потребности  в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий  рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.

Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  на труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществлять.

При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену  идеологии всеобщей занятости трудоспособного  населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.

Рыночные начала в формировании трудового сектора экономики  тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Государственное регулирование  занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок  труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются  в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики  и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости  включает в себя комплекс государственных  действий, направленных на искоренение  глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой  разницу между безработицей фактической  и естественной (соответствующей  уровню полной занятости).

Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве  потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству  через государственные и коммерческие  службы трудоустройства (деятельность  последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2) развитие системы профессиональной  подготовки и переподготовки  как упредительной и профилактической  меры содействия занятости через  программы обучения и путем  стимулирования участия работодателей  в программах профессиональной  подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот,  квотирования финансовых ресурсов  компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты  государством зарплаты работнику  во время обучения;

3) организация общественных  работ, включая работы по строительству  и благоустройству городов, защите  земли, уходу за больными, престарелыми;

4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5) содействие занятости  социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Из большого спектра проблем  государственного регулирования занятости  и рынка труда выделим его  основные направления:

- регулирование развития системы рабочих мест;

- регулирование спроса на рабочие места;

- государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Обобщая сказанное выше, выделим следующие ключевые направления  государственного регулирования занятости:

- установление системы  свободного выбора труда;

- законодательное регулирование  рынка труда и трудовых отношений;

- установление минимального  размера оплаты труда;

- функционирование государственных  служб занятости;

- содействие созданию  рабочих мест и обеспечению  занятости социально уязвимых  групп населения;

- выплата государственных  пособий по безработице;

- государственное участие  в организации системы первоначального  обучения, переобучения, повышения  квалификации, переподготовки кадров.

 

2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

 

 

Механизм государственного регулирования занятости и рынка  труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

- экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения  социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно  обеспечить оптимальное сочетание  в государственном регулировании  косвенного и прямого влияния.

Меры косвенного влияния  направлены на изменение условий  хозяйствования, предполагают использование  макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования  спроса на труд.

Информация о работе Основные направления и методы государственного регулирования занятости