Основные направления и методы государственного регулирования занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Цель исследования - анализ государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать основные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы;
- рассмотреть методы регулирования занятости и снижения безработицы.
Объект исследования – государственное регулирование занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ………………………………………………
4
2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат занятость.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

Меры прямого, непосредственного  влияния осуществляются посредством  государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки  рынка труда, т.е. имеют селективную  направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры государственной  политики могут быть дифференцированы также следующим образом:

- пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;

- активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

Стратегия эффективной занятости  должна строиться не только и не столько на превентивных мерах по сдерживанию социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В  числе этих мер - повышение профессионально-квалификационного  уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской  активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование  занятости требует немалых затрат.

Конкретными методами перспективных  прогнозных обоснований занятости  и рынка труда являются следующие.

Программно-целевой метод. Среди современных преимущественно  отраслевых методов, используемых при осуществлении государственной политики в сфере занятости существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных задач данной сферы.

Его функции в условиях отсутствия директивного государственного плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях. Кроме федеральных программ, особую актуальность приобретает разработка региональных программ занятости и рынка труда, программ занятости разных демографических групп населения (молодежь, женщины и т.п.), профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы  необходимы, прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также ее территориальной мобильности.

Отраслевые программы  поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

В современной России этот метод находит весьма широкое  применение. Среди самых крупных реализуемых сегодня программ в сфере занятости - Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, региональные антикризисные программы содействия занятости, региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, программа содействия самозанятости для безработных.

Нормативный метод. Он применяется  для обоснования потребности  в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся  допустимый уровень безработицы, минимальные  социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные  стандарты уровня жизни и социального  развития.

Балансовый метод. Сводный  баланс трудовых ресурсов характеризует  наиболее общие пропорции в соотношении  трудовых ресурсов и их распределении.

Важным балансом, который  дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет  отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его  назначение - согласовать на уровне территориальной организации хозяйства  инвестиционные программы предприятий  всех форм собственности с трудовыми  ресурсами региона. Он показывает степень  сбалансированности рабочих мест и  работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования  рабочих мест с нормативным коэффициентом  сменности, размер высвобождения рабочей  силы. На его основе и используя  показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных  вложений и его воспроизводственную  структуру (на создание новых рабочих  мест, реконструкцию и техническое  совершенствование рабочих мест и т.п.). Баланс рабочих мест должен стать основным инструментом прогноза численности и структуры занятости  на региональном уровне и согласования его с потребными инвестициями.

Как известно, любое регулирование, в том числе и занятости  и снижения безработицы, может быть административным или экономическим. Граница между этими методами регулирования лежит по линии  степени вмешательства в рыночный механизм. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, иногда даже с нарушением рыночного механизма. Экономические методы регулирования - рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.

В последние годы в государственной  политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим социальным вопросам в масштабах государства. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов согласованной деятельности правительства, профсоюзов и работодателей в области государственной политики в сфере занятости. На региональном уровне метод трипартизма дополняется генеральными соглашениями между администрацией, работодателями и профсоюзами краев, областей, городов.

Социальное партнерство  профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, рынок труда  представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов  работодателей и наемной рабочей  силы. Конечной целью рынка труда  является достижение максимально полной и минимально прерывной занятости. Важную роль в деле регулирования  рынка труда играют государственные  службы занятости и биржи труда. Уровень развитости рынка труда, в том или ином регионе, напрямую зависит от степени экономической  и инвестиционной активности.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины  данного явления разнообразны: структурные  сдвиги в экономике, выражающиеся в  том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; экономический  спад или депрессия, которые вынуждают  работодателей снижать потребность  во всех ресурсах, в том числе  и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. 

Таким образом, осуществляемый в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая  неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Ключевые направления государственного регулирования занятости следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Механизм государственного регулирования занятости и рынка  труда, включает три группы методов: экономические методы, организационные методы, административно-законодательные методы. Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
  2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.
  3. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 616 с.
  4. Любимов Л. Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М., 2004
  5. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 384 с.

 


Информация о работе Основные направления и методы государственного регулирования занятости