Основные направления социально-экономического развития Могилевской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования являются:
- изучение экономической роли государства в Республике Беларусь
- анализ социально-экономического развития Могилевской области
- изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики 5
1.2 Система государственного прогнозирования и программирования 7
1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1 Валовой региональный продукт 19
2.2 Анализ промышленного комплекса 21
2.3 Анализ сельского хозяйства 25
2.4 Анализ товарооборота 28
2.5 Анализ демографической ситуации 30
2.6 Безработица 31
2.7 Заработная плата 32
2.8 Анализ внешней торговли 34
2.9 Анализ рентабельности и финансовой деятельности предприятий 37
2.10 Инвестиции.................................................................................................38
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ.НАУЧНАЯ РАБОТА.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

- концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику;

- социальная политика;

- институциональные преобразования;

- инновационно- инвестиционная и структурная политика;

- внешнеэкономическая деятельность;

- развитие реального сектора экономики;

- проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную  перспективу утверждается Президентом  Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

- основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;

- характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;

- перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

- государственную инвестиционную программу;

- целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Законом предусматривается также ответственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь[5,c.614].

1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси

 

В соответствии с Законом «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» к основным документам на долгосрочную перспективу относятся Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления социально-экономического развития страны, на среднесрочную — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь.

Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002г.),  международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.

В НСУР-2020 главное внимание уделяется  особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».

В документе на основе анализа сложившейся  социально-экономической и экологической  ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.

Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь - динамичное повышение  уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного  развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на реализации общесистемных преобразований экономики  и общества, одобренных I и II Всебелорусским народным coбpанием: формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества; построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.

Длительный период, необходимый  для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих  этапов социально-экономического развития:

- первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики;

- второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества;

- третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

Неопределенность влияния внешних  и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.

Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции.

Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки и предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внешних рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом  плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в биосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия eе подсистем, обеспечивающему гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений[5,c.617].

Практически все принципы устойчивого  развития Повестки дня на XXI век сохраняют  свое значение и в НСУР-2020. Важнейшими из них являются:

- человек — цель прогресса, уровень человеческого развития — мера зрелости общества и государства;

- повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, улучшение структур потребления и производства;

- приоритетное развитие систем образования, науки, здравоохранения, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, дальнейшего развития экономики;

- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный типы развития экономики;

- проведение рыночных преобразований экономики с учетом требований устойчивого развития;

- повышение эффективности и конкурентоспособности экономической системы;

- ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

- развитие процессов демократизации и становления от крытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Основными компонентами устойчивого  развития являются социальная, экономическая  и экологическая сферы и соответствующие  им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение.

Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:

- создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, и том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;

- обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;

- повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

- поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перепекшие — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

- содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

- улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;

- повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.

Основными направлениями экономической политики являются:

- обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;

- финансовое оздоровление экономики;

- активизация институциональных преобразований;

- повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;

- структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;

- государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;

- государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

- активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;

- использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

- широкое использование региональных и местных инициатив;

- обеспечение экономической безопасности.

Основными направлениями экологической политики являются:

- рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

- устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;

- переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;

- рациональное использование природно-ресурсного потенциала;

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Могилевской области