Основные направления социально-экономического развития Могилевской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования являются:
- изучение экономической роли государства в Республике Беларусь
- анализ социально-экономического развития Могилевской области
- изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики 5
1.2 Система государственного прогнозирования и программирования 7
1.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1 Валовой региональный продукт 19
2.2 Анализ промышленного комплекса 21
2.3 Анализ сельского хозяйства 25
2.4 Анализ товарооборота 28
2.5 Анализ демографической ситуации 30
2.6 Безработица 31
2.7 Заработная плата 32
2.8 Анализ внешней торговли 34
2.9 Анализ рентабельности и финансовой деятельности предприятий 37
2.10 Инвестиции.................................................................................................38
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ.НАУЧНАЯ РАБОТА.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

- внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;

- снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;

- развитие современных биотехнологий и генной инженерии;

- защита атмосферы и водных бассейнов;

- повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов;

- рационализация образования, переработки и удаления отходов;

- экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;

- организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения;

- обеспечение экологической безопасности.

В НСУР-2020 в укрупненном виде определяются пути и средства реализации этих направлений, обосновывается комплекс мероприятий по достижению целей, система показателей-индикаторов по звеньям триады «человек — окружающая среда — экономика».

НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией  по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ.

Основные положения и параметры  НСУР-2020 используются при разработке Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны.

Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы конкретизируют, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.

Главные цели Основных направлений  — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

В первом пятилетии (2006—2010 гг.) важнейшая цель заключается в создании макроэкономических условий для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения эффективности реального сектора экономики и уровня благосостояния народа.

Основными задачами являются:

- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;

- целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;

- реформирование агропромышленного комплекса;

- формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;

- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках;

- расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала.

Для решения этих задач предусматривается  концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным па новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Важнейшей целью второго пятилетия (2011—2015 гг.) является достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления парода и повышения уровня его благосостояния.

Основными задачами являются:

- активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;

- расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

- совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;

- переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.

В связи с недостатком ресурсов при разработке направлений и  системы мер по развитию экономики  учитываются следующие ограничения, имеющие важное значение для обеспечения экономической безопасности страны:

- в социальной сфере — нормализация демографических процессов; недопущение превышения критических порогов безработицы; стабильное повышение уровня жизни, ликвидации экономически неоправданной дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства; обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг;

- в сфере экономики — рациональное использование основного капитала, приоритетное развитие важнейших элементом научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны; переход на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

- в сфере экологии — восстановление почвенного плодородия, растительного и животного мира; сохранение биоразнообразия и экологического равновесия; сохранение ресурсов для нужд будущих поколений.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы — важнейший документ, определяющий социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. Она утверждена указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 .

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет  осуществляться через реализацию следующих  приоритетных направлений:

- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

- радикальная модернизация всех  секторов экономики, создание  новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

- рост экспорта товаров и  услуг, сбалансированность и эффективность  внешней торговли;

- развитие импортозамещающих производств;

- устойчивое развитие регионов;

- строительство качественного  и доступного жилья;

- повышение эффективности агропромышленного  комплекса[7].

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут  созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов  хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций.

Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства  в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.  Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повышение конкурентоспособности страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности.

Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%. В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит  сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, не капиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями  внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности[10].

Глава 2 Анализ социально-экономического развития Могилевской области

2.1 Валовой региональный продукт

 

Валовой региональный продукт (ВРП) - это обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в регионе во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта[5,c.32].

Объем валового регионального продукта по Могилевской области в январе-октябре 2011 г. составил в текущих ценах  
16 899 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 6,7%. Прогнозом на 2011 год в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 1874 предусмотрен его рост на 9-10%. Удельный вес ВРП области в ВВП Республики Беларусь в январе-октябре составил 7,8%[2].

 

Диаграмма 2.1.1 - Удельный вес ВРП Могилевской области в ВВП в январе-октябре 2011 г.(в процентах)

Источник [2]

При анализе динамики производства валового регионального продукта поквартально за 2010 год наблюдается тенденция к росту ВРП на 10%. В 2011 году рост валового регионального продукта уменьшился.

Таблица 2.1.1- Динамика производства валового регионального продукта

 

 

В текущих ценах,  
млрд. руб.

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2010 г.

I квартал

2 362,9

110,4

II квартал

3 148,3

113,2

III квартал

4 169,4

107,9

Январь-октябрь

10 853,8

110,6

IV квартал

3 639,8

113,9

Январь-декабрь

13 320,4

111,1

2011 г.

I квартал

2 902,8

109,5

II квартал

4 381,7

108,5

III квартал

7 309,9

104,1

Январь-октябрь

16 899,0

106,7

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Могилевской области