Основные направления улучшения финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно- правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обуславливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддерживанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
В настоящее время повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Достижение финансовой устойчивости возможно на основе повышения эффективности производства. Повышение эффективности производства достигается на основе эффективного использования всех видов ресурсов и снижение затрат.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические основы оценки финансового состояния предприятия
1.1. Сущность, цели, задачи и методы анализа финансового состоянияпредприятия
1.2. Информационная база и проблемы оценки финансового состояния предприятия
1.3. Методика оценки финансового состояния предприятия
2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Третье Нижнекамское монтажное управление»
2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса на примере ОАО «Третье Нижнекамское монтажное управление»
2.2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости на примере ОАО «Третье Нижнекамское монтажное управление»
2.3. Анализ деловой активности и рентабельности на примере ОАО«Третье Нижнекамское монтажное управление»
3.Основные направления улучшения финансового состояния предприятия
3.1. Механизм антикризисного управления в Российскойэкономике и в зарубежных странах
3.2. Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия
3.3. Пути улучшения финансового состояния ОАО «Третье Нижнекамское монтажное управление»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 107.73 Кб (Скачать файл)

С точки зрения финансовой устойчивости наиболее предпочтительным является 2007 год. Показатель финансовой независимости выше нормативного значения, что свидетельствует об укреплении финансовой независимости предприятия от внешних, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Наибольшее значении коэффициента в 2007 году – 0,9; Показатель самофинансирования высок. В 2007 год он составил 7,7, и к 2008 - 5,7 . Это указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств. Таким образом расчет показателей устойчивости подтвердил, что предприятие обладает финансовой самостоятельностью и не находится в зависимости от кредиторов, инвесторов и других источников привлеченных средств.

По данным финансовой отчетности предприятие ОАО «НМУ-3» достаточно эффективно использует имеющиеся у него активы и акционерный капитал, поскольку рентабельность его активов и собственного капитала возрастает.

- рентабельность  продаж на 2007 год составила 14,7%, т.е. в 2007 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получает 14 рублей 7 копеек прибыли, но наиболее рентабельным является 2008 год, т.к. предприятие получает 20 рублей;

ОАО «НМУ-3» является финансово устойчивым. Анализ свидетельствует о высокой независимости предприятия от внешних источников.

Проведя анализ финансового состояния ОАО «НМУ-3», перейдем к рассмотрению зарубежного опыта оценки финансового состояния предприятия. Также рассмотрим основные направления улучшения финансового состояния ОАО «НМУ-3».

 

3 Основные направления  улучшения финансового состояния  предприятия

 

3.1 Механизм антикризисного  управления в Российской экономике и в зарубежных странах

 

Термин «антикризисное управление» возник в нашей стране сравнительно недавно. В широком смысле слова антикризисное управление — это: диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия; комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления; бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия; выработка процедур антикризисного управления и контроль за их проведением. Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в стране экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.

Мировой опыт, да и российская практика свидетельствуют, что поведение промышленных предприятии в период кризиса подчиняется вполне определенным закономерностям. При этом кризисная реальность принципиально отличается от всего, к чему привыкли руководители отечественных предприятий.

Экспортно-ориентированная модель экономики свойственна и основном странам, не имеющим собственных ресурсов (например, Япония) или емкого внутреннего рынка (например, Швеция). И ресурсы, и емкий рынок присутствуют в России, поэтому российская экономика «обречена» па самостоятельное создание массовых внутренних рынков, охватывающих в качестве потребителей большинство населения. Руководители предприятий, вовремя осознавшие данные тенденции и сумевшие раньше других наладить массовое производство соответствующей продукции приблизят выход страны из кризиса [31 c. 39].

В нынешней российской экономике коренная причина управленческого кризиса па уровне предприятия связана с тем, что сложность и структура выпускаемой продукции (а соответственно сложность и структура производства, хозяйственных связей и используемых ресурсов) не поспевают за кризисными требованиями к их упрощению.

Термин «антикризисное управление» стал привычным по отношению к финансово несостоятельным предприятиям. Дело в основном сводится к анализу финансового состояния неплатежеспособного предприятия. Обычно проводится анализ динамики баланса, структуры активов и пассивов, а также результатов финансовой деятельности. Такой анализ недостаточно раскрывает ситуацию на предприятии.

Большое внимание при антикризисном управлении должно уделяться подготовке и тренингу кадров. Очевидно, что ни одна отрасль знаний не способна обеспечить универсальную подготовку специалистов по проблемам управления предприятиями в кризисных ситуациях. Здесь необходим междисциплинарный подход. Руководитель, отвечающий за управление в кризисной ситуации, должен понимать оби те принципы антикризисной стратегии выживания, предназначение и возможности тех или иных узких специалистов

Кризисные ситуации существенно меняют условия деятельности предприятия. В теории и практике по созданию систем управления в кризисных ситуациях существует правило, в соответствии с которым для успешного противостояния окружающей среде сложность и скорость принятия решений на предприятии должны как минимум соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Таким образом, чтобы противостоять кризисным ситуациям, необходимо строить системы управления быстрого реагирования. Это правило касается всех уровней управления, включая государственный.

Важно правильно наметить пути выхода из кризиса, в противном случае произойдет ухудшение ситуации, последствия чего могут стать необратимыми.

Выбор стратегии «выздоровления» начинается с процедуры наблюдения, во время которой специалист по антикризисному управлению проводит тщательный анализ проблем, а также составление подробной антикризисной программы — инструмента планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию предприятия в целях восстановления его платежеспособности и повышения конкурентных преимуществ [31 c. 42].

Вторая стадия исходит из отчета о наблюдении, это может быть либо внешнее управление процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему, либо конкурсное производство, процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности в очередности, установленной ст. 134 Федерального закона от 27.09.2002 «О несостоятельности (банкротстве)».

Основные рекомендации по управлению в условиях кризисной ситуации сводятся к следующему:

  • в случае возникновения кризисной ситуации должна начинать работать особая сеть связей. Ее назначение состоит в том, чтобы быстро передавать информацию во все звенья предприятия и руководству, пересекая существующие в повседневности границы подразделений, и одновременно фильтровать общую массу информации;
  • введение кардинального перераспределения обычных обязанностей высшего руководства. Так, например, одна группа руководителей должна осуществлять контроль и поддержку морального климата в организации. Другая — организовывать и поддерживать при любых обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. И только особая, третья, группа руководителей должна заниматься разработкой и принятием антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации;
  • для разработки и реализации таких антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп управленческих работников. Так, например, предприятие может иметь несколько оперативных групп различного назначения: одну — для решения неожиданных задач в области сбыта, вторую — в области технологии ит.д. Для координации деятельности таких групп создается штабная группа во главе с руководителем предприятия. Связь между штабной и оперативными группами должна строиться напрямую. В то же время низовые звенья должны продолжать выполнять свою обычную работу;
  • возможный состав штабной и оперативных групп управления и связи между ними должны апробироваться заранее. Быстрое реагирование на кризисные ситуации необходимо воспитывать и тренировать, поэтому все связи на случай экстремальных условий должны пройти испытания в некризисных условиях.

В США, например, антикризисное управление, проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке структурных региональных программ и др.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.

В Японии в настоящее время ведется активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

Волна резких перемен в японском управлении связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему подготовки образцовых мастеров. Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес. В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику.

Государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:

  • структура промышленного производства;
  • образование и наука;
  • кредит и денежное обращение;
  •  внешнеэкономические связи;

  •  стимулирование инвестиций и т.д..

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности [31 c. 42].

В структурной политике Европейского союза превалирует такой подход, который направлен на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.

Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно — через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т. е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны:

  • 446 в промышленности (черной и цветной

  • металлургии, химии, машиностроении);

  • 194 в транспорте и связи,

  • 32 в энергетике,

  • 280 в финансовой сфере.

Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики — сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах необходимо различать государственную собственность и государственный сектор. Занятость в государственном секторе экономики скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран: Швеция — 32 %; Норвегия и Дании - около 30%, Финляндия — 25 %.Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах :

  • образование,

  • здравоохранение,

  • пенсионное обеспечение,

  • рынок труда и др.

Важным моментом является то, что государства некоторые государства Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства. Статус государственной собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф и некоторые другие предприятия, имеющие общественное значение. В странах ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации». Также развивается в различной степени процесс передачи собственности работникам предприятий.

В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии экономическою развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппарата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Кореи — в меньшей степени, пример Индии — в большей).

В экономической политике стран Латинской Америки на современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень открытости экономики.

Информация о работе Основные направления улучшения финансового состояния предприятия