Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:55, курсовая работа
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.[2]
Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:
· Пополнением доходной части бюджета;
· Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.
Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.
Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:
а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и
обеспечивает государственно-властным принуждением;
б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).
С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.[17]
Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.
А между тем это эффективная мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.
1.3 Совершенствование
таможенно-тарифных мер регулирования
ВЭД
Таможенно-тарифная политика иностранных государств в условиях кризиса (2008-2009гг.) характеризуется в основном повышением ставок ввозных таможенных пошлин и снижением ставок вывозных таможенных пошлин.[18]
Повышение ставок ввозных таможенных пошлин осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Это делается в первую очередь в целях повышения уровня защиты собственных производителей от дешевого импорта аналогичных товаров, усиливающегося благодаря эффекту от девальвации национальной валюты; а также в целях пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает.
Белоруссия. С 31 марта до 1 июля 2009 г. введены сезонные таможенные пошлины на картофельный крахмал. Пошлины утверждены в размере 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг.
Киргизия. Министерство экономического развития и торговли Киргизской республики в апреле 2009 года проводило разбирательство в отношении импорта пшеничной муки. По результатам разбирательства принято заключение о необходимости введения защитных мер посредством установления специальных защитных пошлин на импорт муки из пшеницы твердых и мягких сортов и спельты в размере 3 сома за килограмм. Указанные защитные меры введены с 10 ноября 2009 г. сроком на 1 год. Данные меры приняты в целях создания равных конкурентных условий на внутреннем рынке, стабилизации экономической ситуации и поддержки отечественных производителей.
США. В июне 2009 г. Комиссия США по международной торговле вынесла решение о том, что импортируемые из Китая шины для легковых машин и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных производителей. В сентябре 2009 г. Президент США определил таможенные пошлины на данную продукцию (дополнительно к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год – 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.
Узбекистан. С сентября 2009 г. Узбекистан ввел новые ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей в страну, которые окончательно закроют рынок для иномарок. До этого при ввозе новых и подержанных автомобилей взималась 30-процентная таможенная пошлина, акцизный налог, НДС и таможенный сбор. Нововведения формально снижают ставки на ввоз на 10% (с 30% до 20%), но при этом появляются новые сборы от 1,8 до 3 долл. США за куб. см. (в зависимости от объема двигателя). В результате за ввоз автомобиля с двигателем объемом 1,5 тыс. куб. см сегодня придется заплатить 3 тыс. долл. США плюс все прежние налоги и сборы, которые в среднем поднимали стоимость новых автомобилей на 90%.
Украина после специальных расследований ввела на три года специальную пошлину на импорт спичек в размере 11,3% независимо от страны происхождения или импорта, а также антидемпинговую пошлину в размере 31,25% на импорт листового стекла термически полированного (флоат-стекла) неармированного, прозрачного, бесцветного толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм, независимо от страны.
Поддержка отечественных товаропроизводителей со стороны государства проявилась и в снижении/отмене ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров - как правило, сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства импортозамещающей продукции.
Азербайджан. В целях либерализации внешней торговли принято решение о переходе от многоступенчатой системы взимания таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую систему, что является одним из требований ВТО. Суть заключается в следующем: с 2001 г. и по настоящее время в стране действуют ставки таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров производственного назначения (стратегически важное сырье и оборудование) будет облагаться по нулевой ставке, под нее подпадут также и некоторые виды продукции, с которых в настоящее время взимается таможенная пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно 10-15% импорта).
Египет. В целях стимулирования национального промышленного производства в январе 2009 года президент Х.Мубарак подписал декрет о снижении или обнулении таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, промышленного сырья и полуфабрикатов (200 товарных позиций).
Индия. Отменена импортная пошлина на нафту, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях.
Малайзия. В целях стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент.
Таиланд. В соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.
Украина. Правительство Украины в сентябре 2009 г. расширило перечень ввозимых без уплаты ввозной таможенной пошлины энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих рядом позиций, в том числе компрессорных установок, систем производства поликремния, электроподстанций, оборудования для проявления фотопленок.
Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в отношении основных экспортных статей.
Аргентина. В целях поддержки сельскохозяйственных предприятий принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.
Индия. Экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а на железнорудную мелочь отменена.
Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.
Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.
Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.
Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).
Некоторые из принятых в указанном периоде мер носят явно протекционистский характер: повышение ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических барьеров; лицензирование импорта; дискриминация при осуществлении государственных закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и защитных расследований.
Пострадавшие от введения протекционистских мер государства были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.
Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.
Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров и повышение инвестиционной привлекательности своих стран.
Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.[19]
Глава 2. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования на современном этапе развития государства.
2.1 Нормативно-правовая основа
Особое место в нормативной базе таможенно-тарифного регулирования отводится его принципам, в которых в концентрированном виде выражено содержание таможенного права, важнейшие основы таможенно-тарифного регулирования. Давая определение принципам права, известный югославский исследователь в области теории права Р. Лукич отмечал: «Общие правовые принципы... относятся к производным понятиям. Это - абстрактные нормы, выведение из менее абстрактных норм и действующие в случаях, охваченных нормами низшего порядка».[20]
Комплексный характер таможенного законодательства находит свое выражение в системе принципов правового регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:
- принцип охраны
- принцип защиты экономических
интересов Российского
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-правовыми принципами для регулирования таможенно-тарифного механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.[21] таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование
Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.
Информация о работе Основные понятия ТТР ВЭД в РФ в рамках ТС