Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:55, курсовая работа
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.[2]
Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно разделить на 8 блоков:
Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров).
Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).
Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.
В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]
Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
Единый таможенный тариф таможенного союза;
Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2.2 Законодательная база ТТР ВЭД в ТС.
При осуществлении внешнеэкономической
и торговой деятельности субъекты сталкиваются
со сложной системой общественных отношений,
связанной с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу посредством
таможенного регулирования и регулируемой
определенными нормами и правилами.
Согласно ч. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство
состоит из Таможенного кодекса таможенного
союза, международных договоров государств-членов
таможенного союза, решений Комиссии таможенного
союза. В соответствии с таможенным законодательством
таможенного союза таможенное регулирование
в таможенном союзе может осуществляться
в соответствии с законодательством государства-члена
таможенного союза.
Таможенно-тарифное регулирование является
наиболее важным и трудоемким процессом,
который включает в себя несколько взаимосвязанных
операций:
- определение страны прохождения
товара;
- определение таможенной стоимости
товара;
- определение таможенных платежей.
Принятие решений по таможенно-тарифному
регулированию ВЭД имеет первостепенное
значение в экономической деятельности
таможенной системы.
Рассмотрим первую операцию правового
регулирования в рассматриваемой сфере
– страна происхождения товара.
В соответствии со ст. 58 ТК ТС страной
происхождения товара считается та страна,
в которой товар был полностью произведен
или подвергнут достаточной переработке
в соответствии с критериям, установленными
таможенным законодательством.
Определение страны происхождения товаров
осуществляется в соответствии с международными
договорами государств- членов таможенного
союза.
Таможенное законодательство допускает
использование понятие страны происхождения
товара в широком смысле слова - как место
происхождения товара. В этом смысле могут
выступать группа государств, таможенный
союз, регион или часть государства.
Наиболее часто встречаемый пример использования
в практике внешнеторгового регулирования
понятия «страна происхождения», за которым
скрывается таможенный союз государств
- Европейский Союз.
Документами, подтверждающими происхождение
товаров из данной страны, являются:
а) декларация о происхождении товара
представляет собой заявление о стране
происхождения товаров, сделанное изготовителем,
продавцом или отправителем в связи с
вывозом товаров, при условии, что в нем
указаны сведения, позволяющие определить
страну происхождения товаров (ст. 60 ТК
ТС). В качестве такой декларации могут
быть представлены коммерческие и другие
документы, имеющие отношение к товарам;
б) сертификат о происхождении товара
- документ, однозначно свидетельствующий
о стране происхождения товара и выданный
уполномоченными органами или организациями
этой страны или страны вывоза (если в
стране вывоза сертификат выдается на
основе сведений, полученных из страны
происхождения товара) (ст. 61 ТК ТС).
Следующей операцией правового регулирования
в рассматриваемой сфере является таможенная
стоимость товаров.
Таможенная стоимость товаров,
ввозимых на таможенную территорию таможенного
союза, определяется на основании Соглашения
от 25.01.2008 между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством
Республики Казахстан "О принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг в таможенном
союзе". Соглашение было составлено
с учетом принципов и положений установленных (закрепленных) в Соглашении
по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных
целей») Генерального соглашения по тарифам
и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса
таможенной стоимости.
Таможенная стоимость вывозимых
товаров определяется в соответствии с национальным законодательством.
Контроль таможенной стоимости товаров
осуществляется таможенным органом в
рамках проведения таможенного контроля
как до, так и после выпуска товаров.
Следующей операцией правового регулирования
в рассматриваемой сфере является таможенные
платежи.
В ст. 75 ТК ТС определен объект обложения
таможенными пошлинами, налогами и база
(налоговая) для исчисления таможенных
пошлин, налогов.
Объектом обложения таможенными пошлинами,
налогами являются товары, перемещаемые
через таможенную границу.
Базой для целей исчисления таможенных
пошлин, налогов являются таможенная стоимость
товаров и (или) их физическая характеристика
в натуральном выражении (количество),
что соответствует правилам Соглашения
о применении ст. VII ГАТТ 1994 г.
ТК ТС определяет порядок исчисления,
уплаты, взыскания и возврата таможенных
пошлин, налогов, а также особенности предоставления
отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных
пошлин, налогов.
Исследование данного параграфа показало,
что согласно ч. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное
законодательство состоит из Таможенного
кодекса таможенного союза, международных
договоров государств-членов таможенного
союза, решений Комиссии таможенного союза.
В соответствии с таможенным законодательством
таможенного союза таможенное регулирование
в таможенном союзе может осуществляться
в соответствии с законодательством государства-члена
таможенного союза.
Информация о работе Основные понятия ТТР ВЭД в РФ в рамках ТС