Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной контрольной работы – изучение сущности государственно – частного партнерства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- изучение понятия государственно-частное партнерство;
- изучение основных принципов государственно-частного партнерства;
- определение моделей, формы и механизмы государственно-частного партнерства.

Содержание

Введение 3
1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства 5
2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства 9
3. Развитие и реализация государственно-частного партнерства 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. регулирование экономики.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение                                                                                                                  3

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства       5

2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства          9

3. Развитие и реализация  государственно-частного партнерства                     12

Заключение                                                                                                             19

Список использованной литературы                                                                   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие государства  и частного сектора для решения  общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия.

С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет  единого мнения о том, какие формы  взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частное партнерству. Широкая трактовка подразумевает под государственно-частным партнерством конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д. [6, с. 59]

В числе базовых признаков  государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

- сторонами государственно-частное партнерства являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон  закрепляется на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон  имеет равноправный характер;

- государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации  проектов на основе государственно-частного партнерства консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

- финансовые риски  и затраты, а также достигнутые  результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Тема контрольной работы «Сущность, преимущества и риски государственно-частного партнерства» является актуальной, так как партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

Основная цель данной контрольной  работы – изучение сущности государственно – частного партнерства.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- изучение понятия государственно-частное  партнерство;

- изучение основных принципов государственно-частного партнерства;

- определение моделей, формы и механизмы государственно-частного партнерства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы и понятия государственно-частного

партнерства

 

Государственно-частное  партнерство в системе институтов развития современной экономики. В  последние годы во многих странах  мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма, так называемого государственно-частного партнерства. Россия не стала исключением.

Государственно-частное  партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).[5, с. 78]

Можно сказать, что государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Государственно-частное  партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой – «провалов рынка». Основной аргумент в поддержку государственно-частного партнерства состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно - частное партнерство выполняет следующие характерные функции:

1) удовлетворяет потребности  общественного сектора, используя  или заимствуя ресурсы частного  сектора;

2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;

3) состоит из двух  или более сторон, работающих  ради достижения совместных целей. Участниками государственно-частного партнерства могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

- разделяют полномочия и ответственность;

- функционируют на равных;

- совместно затрачивают время и ресурсы;

- разделяют инвестиции, риски и выгоды;

- поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

- имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле государственно-частное партнерство институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.

Партнерские отношения  государства и бизнеса требуют  согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства  вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким  вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в проектах государственно-частного партнерства - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в государственно-частном партнерстве государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость государственно-частного партнерства заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России еще предстоит  пройти сложнейший процесс экономической  и правовой квалификации многочисленных форм государственно-частного партнерства. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства

 

В мировой практике сложилось  множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов  реализации партнерских отношений  между государством и бизнесом. Принятые классификации государственно-частного партнерства выделяют обычно следующие формы:

Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике государственно-частном партнерством считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. [9, с.126]

Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Информация о работе Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства