Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:06, контрольная работа
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).
АПК: (сельхозугодья занимают 2% территории района; животноводство - 80% (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.)
Транспорт:
ж/д - 70% грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь - лес, металлы, продукты питания.
Основные проблемы:
Северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.
В перспективе развития района наблюдается тенденция к восстановлению закрытых предприятий на основе новых технологий и тем самым решение острой проблемы безработицы. Для этого необходимо привлечение иностранного капитала. Необходима разведка и освоение полезных ископаемых. Для решения продовольственной проблемы прибегнуть к селекции холодостойких культур, увеличению продуктивности земель и совершенствованию кормопроизводства. Нужно улучшать бытовые условия населения, что приведет к формированию постоянных производственных кадров.
Особенности развития:
Приморское положение района, его связь с крупнейшими индустриальными базами Центра, Урала способствуют развитию хозяйства, межрайонных и международных связей. Определяющую роль в хозяйственном развитии района играет лесная промышленность. Специализация с/х соответствует структуре сельскохозяйственных угодий. Подавляющую часть доходов от с/х обеспечивает животноводство. Большое значение играет рыболовство, оленеводство. В районе издавна развиты различные промыслы. Прерогатива в перевозке грузов отдается ж/д. транспорту, но в то же время роль речного транспорта значительно выше, чем в других районах страны. Развит трубопроводный транспорт - «Сияние Севера», нефтепровод Ухта - Ярославль.
2.2 Северо-Западный район
Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;
Площадь: 200000 км2;
Население: 8 млн. человек.
Общие особенности региона.
Удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70%).
Природные ресурсы:
бокситы; лесные (45%); торф; водные. Район беден природными ресурсами.
Население и трудовые ресурсы:
очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87% жителей - городское население); сильный отрицательный прирост (10% за 10 лет); высокий кадровый уровень.
Основные отрасли промышленности:
Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
А) Машиностроение (26% всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК - оптика, системы наведения.
В) Химический комплекс: фармация (положительное развитие - 30-40% прибыли); производство удобрений.
Г) Лесная отрасль - мебель, бумага).
Д) Товары народного потребления.
Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).
Ж) Транспорт: ж/д (более 50% всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства - музеи, памятники и пр.
Основные проблемы:
Ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.
В районе необходимо производить реконструкцию многих старых предприятий, обновление основных фондов на базе достижений НТР. Создать несколько новых производств - приборостроительных,
электротехнических, роботов. Повысить комплексность использования сырья, большего вовлечения в производство вторичного сырья, отходов. Развивать атомную энергетику. Восстанавливать лесные ресурсы. Перевести сельскохозяйственные предприятия на прогрессивные технологии, применять биохимическое производство. Усилить инфраструктуру городов
Особенности развития:
Для отраслевой структуры хозяйства характерно резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими отраслями. Ведущее производство в районе - машиностроительный комплекс. Характерно развитие химической промышленности, особое развитие имеет синтетическая химия. Из-за бедности района полезными ископаемыми доля добывающей промышленности в структуре хозяйства невелика. Сельское хозяйство играет подчиненную роль. Главная отрасль с/х - животноводство. Так как район беден природными ресурсами, то транспорт играет важную роль в обеспечении отраслей хозяйства. В районе хорошо развита торговля. Среди непроизводственных сфер преобладают научно-учебная деятельность и культура
2.3 Центральный район
Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
Площадь 500 т. км2;
Население: 30 млн. чел.
Общие особенности региона.
Столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.
Природные ресурсы:
Бедные природные ресурсы.
Строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
Население и трудовые ресурсы:
Плотность 62 ч./км2 (Москва - 333 ч./км2); очень урбанизирована (83%); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы - Коломна, пассажирские вагоны - Тверь, вагоны метро - Мытищи); авиапромышленность (Москва) - сложность сбыта; с/х машиностроение (трактора, комбайны - сложность сбыта); станко- и приборостроение.
Химическая промышленность:
Удобрения (Воскресенск) - 10% от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); шинное производство.
Проблемы с энергией и водой.
Легкая промышленность: 1/3 всей российской промышленности;
негатив: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база.
Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли:
Наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50% площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.
Основные проблемы:
Ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.
Район нуждается в сильной демографической политике, направленной на восстановление и рост численности населения. Необходимо развивать секторы экономики, которые основываются на достижениях НТП. Значимо для района - совершенствование производственной и социальной инфраструктур. В числе таких задач - создание надежных коммуникаций по связям ядра района с отдаленными областями. Очевидно развитие хозяйственного и культурного потенциала маленьких - городов.
Особенности развития:
Район имеет наиболее развитую обрабатывающую промышленность. Это обусловлено выгодным экономико-географическим положением и наличием квалифицированной рабочей силы. Для промышленности характерно сильное разделение производства. Но основное место занимает машиностроение. На базе привозного сырья и топлива производится продукция, которую поставляют во все районы страны и на экспорт, поэтому огромную роль играет транспорт. Для района характерна высокая урбанизация. Район является ведущим в стране в науке и образовании, является главным культурным центром. Сельское хозяйство представлено большей частью пригородным, что позволяет удовлетворять только местные потребности.
2.4 Центрально - Черноземный район
Состав района:
Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская.
Площадь: 170 т. км2;
Население: 8 млн. чел.
Общие особенности региона:
самая большая железно-рудная база страны (КМА); АПК хорошо развит - продуктовая база страны.
Природные ресурсы:
железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии - 600 км., очень богатые руды; медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем).
Население и трудовые ресурсы:
Плотность: 47 ч./км2; средний уровень урбанизации (61%); естественная убыль населения.
Основные отрасли промышленности:
Черная металлургия (с 17 века) на базе КМА:
крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский; дешевое сырье.
Машиностроение:
многообразный характер: сложное и точное машиностроение; авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50% в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины.
Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70%.
Электроэнергетика: 80% энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК: снабжает Центральные и Северные районы, 30% от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно;
Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный транспортный комплекс; большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;
Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
Основные проблемы: спад в АПК; падение сбыта руды и металлов.
Развитие производительных сил должно основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном использовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок. Необходимо достичь рационального сочетания развития тяжелой промышленности - и АПК (агропромышленный комплекс). Должна производиться интенсификация с/х, установка четкой специализации хозяйств и рационализация связей между ними. Развитие производительных сил района зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики. Также нужно расширить участие малых городов и поселков городского типа в переработке с/х и других видов местного сырья
Особенности развития:
Благоприятное экономико-географическое положение способствует развитию района. Используются межрайонные потоки сырья, топлива, энергии, которые пересекают территорию района. В районе используется исключительно привозное сырье. В отраслевой структуре хозяйства выделяется промышленность. Ведущее место занимает черная металлургия. На территории района находится самая крупная в стране железорудная база (Курская Магнитная Аномалия). В районе высокий уровень развития агропромышленный комплекс с многоотраслевым сельским хозяйством. Потребности в продуктах питания полностью удовлетворяются, поэтому значительная - часть продуктов вывозится. Огромную роль в развитии района играет атомная энергетика - Нововоронежская и Курская АЭС.
2.5 Волго-Вятский район
Состав района:
Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.
Площадь: 265 т. км2;
Население: 8,5 млн. чел.
Общие особенности региона:
лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).
Природные ресурсы: Не очень богат.
фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% - хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) - пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.
Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.
АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
ж/д - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н. Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
Основные проблемы:
дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.
Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства - автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.
Особенности развития:
Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.