Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:41, контрольная работа
Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск» (то есть риск, связанный с финансовой деятельностью и чреватый именно финансовыми потерями) и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг. Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные отношения, несет в себе определенную часть коммерческого риска. Если говорить конкретнее, то риск заключается в том, что из-за резкого изменения конъюнктуры или вследствие других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется и в этом случае в убытке остается либо продавец (который продал товар по цене, меньшей его нынешней стоимости), либо покупатель (который переплатил за товар).
Введение…………………………………………………………………………………………...………3
1. Сущность и причины возникновения коммерческого риска…………………………………..….…4
1.1. Понятие и основные причины возникновения коммерческих рисков……………………….4
1.2. Виды и роль факторов, ограничивающих уровень коммерческого риска………………...…5
2. Основные факторы, влияющие на коммерческий риск………………………………………….…..8
2.1 Факторы, оказывающие влияние на уровень рисков…………………………………………..8
2.2 Влияние факторов рыночного равновесия на изменение коммерческого риска……………11
2.3. Управление рисками в коммерческой деятельности…………………………………...…….16
Заключение…………………………………………………………………………………………….…20
Список используемых источников………………………………………………………………..…….21
Кроме того, к внутренним факторам относят также: защиту коммерческой тайны; компетентность участников коммерческой деятельности в области экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы и коммерции, их личностные качества; проведение маркетинговых исследований по состоянию рынка, конкурентной среды, состава поставщиков и потребителей; строгое соблюдение законодательства в области коммерческой деятельности; ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величину расходов предприятия; желаемую норму прибыли и т.п.
По степени влияния на величину риска различают:
Виды факторов риска по степени управляемости
Большое значение имеет разделение факторов риска по степени управляемости:
Управляемыми являются факторы, которые зависят от качества работы предприятия: качество управленческой работы на предприятии; уровень организации труда; эффективность использования ресурсов.
Труднорегулируемыми являются факторы, которые зависят от предыстории предприятия и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию: помещение, в котором размещается предприятие, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе.
Неуправляемые факторы — это такие факторы, которые не могут быть изменены, а могут быть только учтены. Это — климатические и политические условия, курсы валют и др.
Существенным фактором, влияющим на риск, являются черты личности коммерсанта. Это обусловлено тем, что ситуация риска связана с наличием альтернатив, необходимостью выбрать один конкретный вариант поведения из множества возможных. Выбор варианта во многом зависит от характера коммерсанта, его способности правильно оценить ситуацию, степень риска, от его смелости и способности своевременно принять необходимое решение.
Коммерческий риск возникает в силу неопределенности воздействия всех факторов внешней среды на коммерческую деятельность.
Наличие коммерческого риска — это оборотная сторона экономической свободы, своеобразная плата за нее. Свобода предоставлена всем предпринимателям, свободе одного коммерсанта- предпринимателя сопутствует одновременно свобода и других продавцов и потребителей, поэтому с развитием рыночных отношений возрастают неопределенность и коммерческий риск.
2.2 Влияние факторов рыночного
равновесия на изменение
Известно, что в любой экономической модели равновесие отражает такой баланс сил, что переменные, описываемые ею, не увеличиваются и не уменьшаются относительно абсолютных величин либо их пропорций. Экономическая модель спроса и предложения нацелена на то, чтобы объяснить соотношение цены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Однако это не означает, что в условиях инфляции рыночного равновесия не существует. Его точка в таких случаях лишь периодически меняет свои координаты. Если же рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели захотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать. Когда цены достигают равновесной величины, они «нормируют» товары в том смысле, что все покупатели, которые хотят приобрести товары по рыночной цене, получат к ним легкий доступ. В то же время все продавцы, которые хотят продать продукт (услугу) по данной цене, легко найдут покупателя. Таким образом, формируются сбалансированность и стабильность в рыночной системе хозяйствования, которые с нашей точки зрения являются одним из важных условий достижения большей определенности. Как результат совокупной деятельности предпринимателей на рынке, связанной с покупательским спросом, они будут рассматриваться нами в комплексе как внешний фактор ограничения коммерческого риска.
Фактор рыночного равновесия является новым для украинской экономики, поэтому заслуживает особого внимания при рассмотрении его отношения к риску.
Изобразим кривые спроса и предложения в одних и тех же осях координат, чтобы использовать их в графическом анализе для определения равновесных цен, объемов товара и их влияния на уровень коммерческого риска. Для этого на основе данных американского проф. Д. Н. Хаймана строим графическое изображение (рис. 2).
На рис 2 цена равновесия - 6 долл. за I фунт, а равновесный объем - 5 млн. фунтов в месяц. Только при этой цене месячный объем спроса равен месячному объему предложения. Любой отход от цены равновесия приводит в действие силы, обусловленные законами рынка, чтобы вернуть его в прежнее равновесное состояние, которое и является фактором уменьшения неопределенности окружающей среды и фактором ограничения риска в точке равновесия.
Рис. 2. Анализ взаимосвязи рыночного равновесия
При цене 3 долл. за 1 фунт, например, объем спроса будет превышать объем предложения (см. рис. 2). Когда при данной цене объем спроса превышает предложение (QD > QS), имеет место дефицит товара. Дефицит равен разнице между количеством товара, которое покупатели хотят приобрести при данной цене, и количеством товара, которое продавцы хотят продать, если это значение положительно. Поэтому дефицит иногда также называют избыточным спросом, который свидетельствует о наибольшей вероятности реализации товара и, следовательно, минимизации риска при данной цене с запасом гарантированной возможности ее увеличения до равновесного уровня без соответствующего уменьшения вероятности реализации товара. Поэтому пространство между линиями спроса и предложения (см. рис. 2) ниже точки рыночного равновесия обозначим зоной отсутствия риска от повышения цены. Риск реализации товара в этой зоне хотя и минимален, но с увеличением цены прибыль компании будет выше, пока на товар находится покупатель, поэтому оптимальным риск будет в точке рыночного равновесия. Это связано с тем, что конкурирующие покупатели, будучи не в состоянии получить потребное им количество продукта по данной цене, начинают предлагать более высокие цены до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня в 6 долл. за 1 фунт с предложением в 5 млн. фунтов в месяц.
В зону повышенного риска предприниматель войдет, если повысит цену выше равновесной точки, так как в этом случае объем спроса не достигнет уровня предложения (QD < QS) В таком случае разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложением при данной цене. Например, при цене 8 долл. за 1 фунт покупатели желали бы приобрести 4 млн. фунтов в месяц. С другой стороны, продавцы хотели бы предложить 7 млн. фунтов в месяц при такой цене. Разница между предложением и спросом покупателей при цене 8 долл. (месячный избыток в 3 млн. фунтов) стала бы причиной увеличения товарных запасов, что само по себе значительно увеличивает расходы и уровень риска, но и могла бы привести к порче продукции, т.е. принести материальный ущерб компании.
Следовательно, до тех пор, пока не устранится месячный излишек, руководство фирмы вынуждено урезать цены. От этого объем спроса увеличивается, а объем предложения падает, достигая точки равновесия.
В табл. 1 показано, как рыночная цена и уровень риска будут меняться при наличии дефицита или избытка.
Таблица 1 - Коммерческий риск и рыночное равновесие
Рыночная ситуация |
Соотношение между объемом спроса и объемом предложения |
Рыночная цена |
Уровень риска |
Равновесие |
qD=qS |
Равновесная |
Оптимальный |
Дефицит |
qD>qS |
Повышается |
Минимальный |
Избыток |
qD<qS |
Понижается |
Максимальный |
Процесс формирования и оценки рисков как цепочечный процесс
Процесс формирования и оценки рисков можно представить в виде цепочечного процесса, состоящего из нескольких блоков. Схематично данный процесс представлен на рис. 3.
Рис. 3. Цепочечный процесс формирования и оценки рисков
Блок 1 — блок формирования факторов риска; в этом блоке формируются как единичные факторы риска, так и интегральные по группам (макроэкономические, микроэкономические и т.д.), последнее осуществляется с целью более полного учета влияния каждой группы факторов риска;
Блок 2 — блок формирования численных значений факторов риска; как и в предыдущем блоке численные значения формируются для отдельных единичных факторов риска и групповых.
Блок 3 — блок имитации интегральных значений риска и на его основе значений возможных доходов при осуществлении инвестиционного проекта.
Блок 4 — блок имитации возможных значений экономических затрат и выгод от реализации проекта.
Блок 5 — блок статистического анализа “затраты-прибыль-риск”; на основе данного анализа принимается решение об эффективности инвестиций в соответствующие варианты инвестиционного проекта.
Предложенная модель определения интегрального риска проекта позволяет на основании экспертных оценок находить значения риск-факторов на вложение средств в проект и сравнивать эти значения для разных вариантов проекта.
Для каждого фактора риска эксперт должен задать важность этого фактора (вес). Веса факторов, определенные экспертами, нормализуются. Поэтому эксперт может не придерживаться одной и той же шкалы, а должен определять лишь соотношение между факторами в группе.
Вероятность проявления фактора может задаваться как экспертом, так и генерироваться автоматически случайным образом, в частности, с близким к равномерному распределением. Данные для группы нормализуются, и по ним рассчитывается интегральный фактор риска группы.
Для генерации распределения вероятности используется стандартный генератор случайных чисел. Генерируется П (где п — число элементов в группе) случайных чисел в промежутке от 1 до 10000, и затем они нормируются.
Вероятность проявления группы риск-факторов может также задаваться экспертом или генерироваться. В качестве веса группы выступает интегральный фактор риска, определяемый по экспертным данным факторов из группы. Непосредственно вес группы изменяться не может. По этим данным определяется совокупный риск.
Экспертные данные по конкретному проекту можно сохранить и затем повторно использовать, например, для сравнения различных проектов. Существует три метода определения интегрального риска проекта:
1) однократный расчет совокупного риска;
2) статистическое моделирование;
3) определение возможных максимума и минимума риска.
Первый метод определения интегрального риска может использоваться только при достаточно точной экспертной оценке или при небольшом числе случайных параметров. При втором методе содержательные результаты можно получить при довольно большом числе неопределенных параметров. Третий метод позволяет определить точные значения максимальной и минимальной величины возможного значения интегрального риска [4].
Все указанные методы лучше использовать в совокупности.
Использование предложенной методики для оценки эффективности модельных проектов показало, что она позволяет проводить комплексный анализ проектов и осуществлять принятие решений на основе достаточно большого объема информации, что является необходимым условием их точности и обоснованности.
Приведем примеры, иллюстрирующие использование методики.
2.3. Управление рисками в коммерческой деятельности
Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска в целях нейтрализации рисков и уменьшения их последствий. Методы снижения и направления весьма многообразны, поскольку зависят от профиля деятельности торгового предприятия, внешних и внутренних факторов и личностных качеств тех, кто принимает решение.
Уклонение от риска
Наиболее простое и приемлемое направление нейтрализации рисков заключается в том, что коммерческая организация может отказаться в процессе ведения хозяйственной деятельности от совершения финансовых операций, связанных с высоким риском, т.е. уклониться от риска. В таких случаях не всегда получают те результаты, которые могли быть достигнуты, но зато это позволяет полностью избежать потенциальных потерь. Но, к сожалению, это не всегда возможно.
Решения об уклонении от определенных рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и в дальнейшем. Но чаще всего это происходит все-таки на предварительной стадии, так как отказ от продолжения коммерческой деятельности может привести к большим финансовым и другим потерям. Поэтому уклонение от риска используют при следующих условиях:
Информация о работе Основные факторы, влияющие на коммерческий риск