Основные цели экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.

Содержание

Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»

Вложенные файлы: 1 файл

основные цели национальной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

На поддержание  реального сектора белорусской  экономики в условиях мирового экономического кризиса в максимальной степени  должен быть направлен потенциал национальной кредитно-денежной системы.

В этих целях  можно предложить:

- создание государственной  специализированной небанковской  кредитно-финансовой организации (НКФО), основными задачами которой явились бы, с одной стороны, льготное кредитование и финансирование приоритетных инвестиционных и социальных программ, с другой – покупка проблемных активов крупнейших отечественных банков, возникших в результате кредитования ими госпрограмм и предприятий. Это позволило бы повысить адресность предоставляемых средств, их экономное и эффективное использование, расширить возможности коммерческих банков по привлечению ресурсов на внешних финансовых рынках по поиску отечественных и зарубежных интересов.

Но главное, - это позволит устранить причины  ухудшения финансового положения  и, соответственно, рейтингов крупнейших белорусских банков. Источниками ресурсной базы НКФО могут стать средства госбюджета и Национального банка, которые в рамках деятельности одной организации можно будет полностью контролировать и направлять исключительно на эффективные проекты и социальные программы;

- установление  на период стабилизации для  банков индикативного (либо более жесткого, директивного) показателя по доле кредитов субъектам реального сектора в активах банка на уровне величины, сложившейся  в среднем по банковской системе, например, за последние три года;

- ускорение  развития страхового рынка, создание  благоприятных условий для привлечения на работу в нем по всем видам услуг частных иностранных страховых компаний;

- обеспечение  стабильного превышения реальной  доходности по инструментам привлечения ресурсов в национальной валюте над соответствующими инструментами в иностранной валюте. Это будет действенный шаг на пути дедолларизации экономики;

- запрещение  банкам повышать процентные ставки  по ранее выданным кредитам  физическим лицам;

- полная сохранность вкладов физических лиц и их 100%-е возмещение независимо от суммы вклада в обозримой перспективе [18, 9 стр].

На нужды  сектора национальной экономики  должна быть в большей степени  ориентирована и налогово-бюджетная  система.

В условиях кризиса необходимо уменьшить давления на платежный баланс по средством проведения тотальной ревизии расходов бюджета всех уровней с целью их максимального снижения. Первоочередной задачей может стать инвентаризация программ и проектов с участием государства и оценка целесообразности их реализации и возможностей финансирования. Аксиомой считается стремление правительств в периоды экономического спада и проблематичности внешнего кредитования увеличивать в разумных пределах дефицит бюджета. Эти средства смогут быть направлены на поддержку реального сектора экономики и социальную защиту населения, что существенно активизирует внутренний спрос.

Ключевой проблемой  является поддержка населения в  условиях глобального кризиса. В качестве первоочередных мер можно рассматривать:

- принятие широкого  спектра программ по переобучению  и адаптации населения, потерявшего  работу, поддержке молодежи (гарантия  сохранения рабочих мест, льготы  по кредитам и выплата процентов  по ним, поддержка молодых семей);

- увеличение  инвестиций во все сегменты образовательной системы страны;

- недопущение  снижения реальной заработной  платы работников бюджетной сферы и денежного содержания пенсионеров.

Важно также  определить эффективные меры по совершенствованию  государственного управления экономикой в новых условиях. Среди них в первую очередь необходимо выделить:

- отказ от  директивного установления целевых  показателей, прежде всего, объемов  производства;

- проведение  курса дебюрократизации, сокращение  расходов на госаппарат, оптимизацию его функций, структуры и численности с учетом кризисных явлений в экономике. Иными словами, пришло время пересмотреть действующую схему управления народным хозяйством.

 

 

4. ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Экономика Беларуси в непростой ситуации, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом, в 2009 г. в целом продемонстрировала достаточно высокую степень устойчивости и стабильности. В отличие от многих стран, Беларусь в условиях кризиса не допустила падения ВВП. Причем, достигнуто это по итогам года не за счет работы экономики на склад – произведенная в стране продукция нашла своего потребителя. Важно и то, что сохранение уровня производства обеспечено за счет снижения энергоемкости ВВП.

Позитивным  результатом 2009 г. следует считать, что и оставшийся высокий уровень инвестиционной активности, достигнутый за счет последовательного государственного и банковского финансирования государственных инвестиционных программ, а также целенаправленных действий по созданию благоприятного инвестиционного климата для частных инвестиций. Это позволило продолжить модернизацию экономики и значительно ускорить решение жилищной проблемы в стране.

Достаточно  стабильной была ситуация в социальной сфере. Продолжился рост реальных денежных доходов, розничного товарооборота, реализации платных услуг населению. Незначительно изменился уровень официальной безработицы, а общая численность занятых в народном хозяйстве возросла.

Стабильность  главных социально-экономических  показателей, однако, не означает, что мировой финансово-экономический кризис вообще не нанес ущерба белорусской экономике. Стремление к наращиванию объемов производства в условиях снижения платежеспособного спроса и государственного контроля за сокращением складских запасов готовой продукции привело к весьма существенному росту дебиторской, а с ней – и кредиторской задолженности, особенно просроченных их частей. Этот процесс напрямую корреспондировал с ростом валового, в том числе внешнего государственного долга страны, который уже приблизился к критическим значениям. Наиболее существенными негативными итогами 2009 г. нужно признать: рост абсолютного дефицита текущего платежного баланса относительно ВВП; снижение рентабельности реализованной продукции, уменьшение доходов государственного бюджета и объемов производства промышленности (особенно в высокотехнологичном ее секторе), латентное нарастание социальных проблем, связанных со скрытой безработицей и снижением покупательской способности заработной платы.

В целях предотвращения и ослабления негативного влияния на социально-экономическое развитие страны мирового финансово-экономического кризиса Правительством совместно с Национальным банком Республики Беларусь был разработан, с учетом соглашения между МВФ и Беларусь, и осуществлен комплекс мероприятий, направленных на:

- стабилизацию  и укрепление денежно-кредитной  политики и банковской сферы;

- либерализацию  условий экономической деятельности;

- обеспечение  стабильности работы валообразующих  и иных организаций реального сектора экономики.

Совокупность  этих мер, несмотря на их недостаточно системный характер, позволила обеспечить устойчивое функционирование экономики страны и социальную стабильность в обществе.

С учетом сложившихся  в 2009 г. предпосылок возможности  экономического роста в Беларуси в 2010 г. будут определяться рядом факторов, главные из которых:

- скорость выхода  мировой экономики из кризиса;

- динамика наращивания  конкурентных преимуществ белорусской  экономики, модернизация отечественных предприятий с учетом факторов кризиса и послекризисных реалий;

- эффективность  антикризисных мер государства,  и в их числе – обеспечение сбалансированности и стабильности экономики [10, 83 стр].

Первый фактор будет определять скорость расширения внешнего спроса на отечественную продукцию и, по существу, не зависит от Беларуси. По прогнозам влиятельных международных организаций, а также известных экспертов, начиная с 2010 г. возобновится рост мирового валового продукта. Произойдут позитивные изменения в экономической динамике основных торговых партнеров Беларуси: начнется постепенный рост ВВП в России и приостановится его падение в странах ЕС. Однако процесс восстановления темпов экономического роста будет медленным, возможны рецидивы кризиса. Как предполагается, в каждой стране основные меры, направленные на рост национальных экономик, будут основаны на самообеспечении экономического развития (ограничении импорта) с  целью оживления собственных экономик. В этих условиях выход и расширение продаж на внешних рынках для производителей всех стран могут быть сопряжены с определенными трудностями. Тем не менее в Беларуси за счет первого фактора при благоприятном развитии  мировой экономики можно ожидать прирост ВВП на 2-3%.

Второй фактор является фундаментальным для экономики  Беларусь и предполагает существенную ее модернизацию. За счет этого фактора сложно в кратчайшие сроки изменить ситуацию, поскольку для более  полной реализации потенциала конкурентоспособности, как правило, требуются инвестиции и время.

Вместе с  тем. Уже в 2008 – 2009 гг. принят ряд мер по наращиванию конкурентных преимуществ страны. Прежде всего это касается изменений в институциональной среде для ведения бизнеса – она существенно либерализована и стала более рыночной. Тем самым Беларусь приобретает преимущества для конкурентной борьбы за привлечение инвестиций, а собственно субъекты экономики становятся более конкурентными как на внутреннем, так и на внешнем рынках [10, 84 стр].

Существенный  рост инвестиций в 2009 г. имел целью модернизацию основных средств и технологий, создание и развитие инфраструктуры объектов, а также создание благоприятных предпосылок для обеспечения конкурентоспособности экономики Беларуси. Уместно отметить, что вложения в развитии человеческого потенциала осуществлять и в условиях кризиса, а значит, конкурентоспособности человеческого капитала, по крайней мере, не уменьшилась.

Учитывая это, а также предполагая, что меры по наращиванию конкурентоспособных преимуществ белорусской экономики будут продолжены  и в 2010 г., вполне оправданными представляются ожидания дополнительного прироста ВВП. Однако оценить этот прирост достаточно сложно. Более того, необходимо иметь в виду, что конкурентоспособность – величина относительная, и большая часть стран тоже занималась активной модернизацией своих экономик. Особенно это касается первичного из звена – предприятий, которые проводили ускоренную реструктуризацию, включающую: переход на выпуск наиболее эффективных продуктов и прекращение производства убыточных моделей; избавление от кадрового балласта и сокращение других издержек; освоение новых рынков и методов сбыта продуктов и т.д.

Третий фактор – это наиболее оперативные меры антикризисного порядка, которые активно использовались в 2009 г. и позволили экономике Беларуси сохранить стабильность. Вместе с тем, что перечень антикризисных мер в значительной степени использован в 2009 г., дополнить этот список будет непросто. Но одновременно следует иметь в виду, что меры, принятые ранее, будут действовать и в 2010г., а некоторые из них с учетом объективного блага наиболее плотно проявят себя именно в перспективном периоде.

Существенную  роль в обеспечении экономической  стабильности и роста экономики в 2010 г., как и в 2009 г., будет играть фактор сбалансированности экономики. В основу обеспечения сбалансированности должны быть положены следующие наиболее важные пропорции:

- соответствие  темпов экономического роста  скорости расширения внешнего  и внутреннего спроса;

- обеспечение  покрытия дефицита внешней торговли  товарами и услугами за счет внешних финансовых источников, но без увеличения внешнего государственного долга;

- наращивание  денежного предложения (эмиссии)  с учетом соблюдения целевых  параметров уровня инфляции и  заданного валютного коридора.

В конечном счет конкурентоспособность товаров  и услуг для Беларуси с ее открытой экономикой, внешнеторговый оборот у которой превышает ВВП, будет определяющей для социально-экономического развития в 2010 г. От нее зависят экономический рост, валютные поступления, эффективность функционирования экономики и уровень благосостояния народа.

Сопоставление основных факторов конкурентоспособности  различных стран (открытость экономики, государственное регулирование, финансы, технологии, инфраструктура, менеджмент, труд) показывает, что уровень страновой  конкурентоспособности Беларуси по сравнению с конкурентами – лидерами на мировых рынках остается невысоким. Недостатки конкурентоспособности проявились и в условиях мирового финансового кризиса.

О снижении сравнительных  конкурентных преимуществ говорит  и то, что за время кризиса произошло  более резкое уменьшение физического объема и цены экспорта белорусских товаров и услуг по сравнению с экспортом, осуществляемым европейскими странами. Проблема восстановления позиций национальных производителей на рынках зарубежных стран является весьма сложной, даже в условиях роста этих рынков. Поэтому 2010 г. должен стать периодом активной экспансии отечественных производителей на зарубежные рынки, которые они частично или полностью покинули за время кризиса. Угрозы, которые могут в связи с этим возникнуть, связаны с тем, что основные конкуренты определили в модернизации своих производств, избавились от излишних затрат и кадрового балласта (тем самым снизив себестоимость своей продукции), перешли на производство более современных моделей. С учетом этого вряд ли можно ожидать резкого прорыва отечественных производителей на зарубежные рынки, создающего предпосылки для экономического роста и выравнивания баланса внешней торговли.

Принципиальное  значение для экономики Беларуси имеют ее конкурентные позиции и в сфере привлечения инвестиций. Существенные позитивные сдвиги, отмечаемые в этой сфере, будут дополнены разработками институциональных основ рыночной экономики и бизнес-среды, в результате чего инвестиционная привлекательность страны должна еще возрасти.

Меры по выходу из кризисных процессов не могут быть только краткосрочными, поскольку проблемы, которые оголил кризис, накапливались длительное время, и решить их с помощью организационных разовых мер за короткий  период времени невозможно. Это касается, прежде всего, проблем целостной модернизации экономики, структурной перестройки, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.

Информация о работе Основные цели экономики РБ