Основные цели экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.

Содержание

Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»

Вложенные файлы: 1 файл

основные цели национальной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим средством  повышения конкурентоспособности  является создание необходимых макроэкономических условий и проведение радикальных структурных преобразований в экономике, обеспечивающих предприятиям и организациям реальные возможности для повышения уровня их конкурентоспособности. Прежде всего это касается как традиционных специализированных экспортоориентированных отраслей и производств, так и новых, создаваемых на базе использования потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Основным фактором повышения страновой конкурентоспособности  является структурная перестройка  производства, в основе которой лежит  структурный сдвиг в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью (прежде всего отраслей с высокой степенью переработки исходного сырья и материалов, финансовых производств, отраслей сферы услуг).

Увеличения  добавленной стоимости можно добиться двумя способами: во-первых, путем снижения удельных материальных затрат на действующих производствах; во-вторых, создания новых производств, имеющих высокий объем добавленной стоимости в расчет на одного занятого.

В обоих случаях  рост добавленной стоимости идентичен росту ВВП. В частности, с учетом материалоемкости общественного производства каждый процент снижения материалоемкости равносилен приросту ВВП примерно на 1,3%. С учетом этого показатель материалоемкости должен стать важнейшим оценочным и контрольным показателем на всех уровнях управления экономикой.

Важнейшим направлением деятельности по сокращению  материалоемкости производства должен стать перевод материалоемких производств в страны – потребители этой продукции или в страны, имеющие сырьевые возможности для данного производства. При этом в Беларуси должны остаться хозяйствующие субъекты, осуществляющие: владение и распоряжение создаваемым за рубежом производством; формирование стратегии развития данного производства; обеспечение создаваемого производства научно-техническими , консалтинговыми , маркетинговыми и иными разработками; производство у себя последних (как правило, высокотехнологичных) моделей товара; замыкание на себя всех финансовых потоков, касающихся зарубежного производства. Фактически речь идет о создании на базе национальных предприятий транснациональных компаний. Для этого необходимо развить национальное законодательство об интегрированных корпоративных структурах, включить в их число холдинги.

Указанный подход позволит снизить не только материалоемкость, но и импортоемкость производства. Это касается в первую очередь промышленности производства. Это касается в первую очередь промышленности, импортоемкость которой составляет 0,402, при средней по народному хозяйству 0,238 [10, 87 стр].

Как свидетельствует  международная практика, наиболее устойчивыми  на внешних рынках являются крупные  компании, которые имеют свои предприятия, филиалы и представительства в других странах, обладают научно-исследовательскими подразделениями и экономят  на значительных масштабах производства. Поэтому и в этих целях необходимо осуществление организационной реструктуризации, направленной на создание крупных интегрированных структур, конкурентоспособных на внутреннем и мировой рынках, где головными управляющими компаниями могут стать валообразующие предприятия республики независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Именно таким  образом целесообразно произвести реорганизацию отдельных государственных концернов, создав в их составе либо с правами самостоятельных субъектов хозяйствования соответствующие холдинги и субхолдинги.

В контексте  создания добавленной стоимости  следует рассматривать все отрасли  народного хозяйства. В частности, в сельском хозяйстве добавленная стоимость на одного работающего является одной из самых низких (об этом свидетельствует превышение доли численности занятых в сельском хозяйстве над долей отрасли в ВВП). Одновременно необходимо иметь в виду, что в стране обеспечена продовольственная безопасность (по данным за 2009 г. доля импортной составляющей в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров составляет около 13% при пороговом значении25%). Однако финансовая безопасность – наиболее острая проблема, и это происходит во многом из-за неудовлетворительных финансовых показателей развития сельского хозяйства, имеющего чрезмерные финансовые преференции. В связи с этим необходимо отказаться от экстенсивного развития указанной отрасли, перейти  к финансированию и кредитной поддержке  только высокоэффективных хозяйств, увеличить отдачу финансовых вложений, стимулировать поглощение слабых хозяйств более сильными, а значит, будет способствовать и распространению более эффективного менеджмента. Это одновременно приведет к сокращению финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Для выхода из состояния  кризиса целесообразно определить сферы экономики, способные выполнять  функции локомотива. По оценкам экспертов, приоритет следует отдать:

  1. Сфере науки и инноваций. Несмотря на финансовые сложности в условиях мирового финансово-экономического кризиса, многие страны не только не снижают затраты на науку, образование, инновации, но увеличивают их, поскольку эти сферы деятельности являются наиболее значимыми для модернизации экономики;
  2. Реструктурированным предприятиям, которые в результате соответствующих преобразований смогли бы конкурировать на международных рынках. Роль этих предприятий в возобновлении экономического роста может быть весьма существенной, а их реструктуризация предполагает отсечение неконкурентоспособных производств, неэффективных затрат и кадрового балласта, реструктуризацию долгов, пересмотр производственной программы, осуществление ряда других мер. К этому же ряду следует отнести создание крупных интегрированных структур, в том числе транснациональных;
  3. Малому и среднему предпринимательству.Прежде всего это должно обеспечить поглощение высвобождающихся работников в результате кадровой реструктуризации действующих предприятий, т.е. способствовать укреплению социальной стабильности в обществе. Поскольку малое и среднее предпринимательство обладает наибольшей гибкостью, высокой адаптивностью к изменениям в экономике, быстро реагирует на изменение спроса, оно должно первым выйти из кризиса, помогая тем самым «большой» экономике.
  4. Строительству, и прежде  всего строительству малоэтажных жилых домов, дорог, энергетических объектов. Данная отрасль является одной из наименее импортоемких, а дорожное строительство может осуществляться с использованием отечественных строительных материалов (щебня, асфальта). Это может инициировать экономический рост не только в строительстве, но и в цепочке – в производстве строительных материалов, мебельной промышленности, машиностроении и других отраслях экономики. Строительство и реконструкция дорог, способствуя развитию главной инфраструктурной отрасли страны создаст условия для транзитных перевозок, развития населенных пунктов вдоль новых дорог, для туризма, размещения инвестиционных объектов на территории Беларуси.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социально ориентированная  рыночная экономика в ее зрелой стадии – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам; базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии неприкосновенности собственности и использования в интересах личности и общества, обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Развитие экономики Республики Беларусь необходимо рассматривать как исходя из внутренних проблем, так и в систем мирохозяйственных связей и ориентироваться на решение следующих первоочередных вопросов.

Осуществление государством мероприятий по сглаживанию последствий экономического кризиса решить комплекс социальных и экономических проблем, обеспечить стабильный экономический рост и снизить социальную напряженность в обществе, усилить инвестиционный компонент прогресса и придать экономике инновационную направленность. Представляется, что использование механизмов сглаживания, оптимизирует темпы экономического роста, что весьма важно для трансформирующейся экономики в условиях мирового финансового кризиса.

Таким образом, на структурные сдвиги в экономике  в переходный период сильнейшее влияние оказала инфляция, приведшая к перераспределению доходов. В результате отрасли, не имеющие возможности лидировать в росте цен (сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность), иногда не получают ресурсов даже для простого воспроизводства. Нерегулируемая гонка цен в монополизированной экономике привела к нарушению условий воспроизводства и усугубила деформацию структуры народного хозяйства.

Заметно ухудшилась структура внешнеэкономических  связей в результате распада СССР и СЭВ. На этот процесс повлияли усиление топливно-сырьевого характера экспорта, растущее отрицательное сальдо внешней торговли в ряде стран СНГ, увеличение внешнего долга. В итоге структура внешнеэкономических связей государств СНГ сейчас приблизилась к аналогичной структуре развивающихся стран. Об этом, в частности, свидетельствуют структура экспорта и импорта, объем внешнего долга, характер платежного баланса.

Можно сделать  вывод о том, что затянувшийся глубокий структурный кризис приобрел всеобщий характер, а в ряде отраслей, особенно важных для жизни людей (сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, энергетика, транспорт), возникли чрезвычайные ситуации, для устранения которых потребуются многие годы, если в ближайшее время не осуществить ряд конкретных мер по улучшению системы управления и организации производства, укреплению межхозяйственных связей, прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Дин Жуджунь. Экономические реформы: сравнительный анализ теории и практики (на примере Республики Беларусь). -Мн.: БГУ, 2003 -151с.
  2. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.
  3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Минск «Беларусь», 2006
  4. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007.  – 289 с.
  5. Бондарь А.В. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла // // Белорусский экономический журнал, 2009 - № 4
  6. Вешторт В. РБ «прописывает реформы» // Экономическая Газета. -2005. -№48 (866), 2009.
  7. Герасименко А. Третья волна кризиса // Национальная экономическая газета. 2009 - №44
  8. Ванкевич Е.В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития// Белорусский экономический журнал, 2009 - № 4
  9. Кузнецова О. Новые направления не компенсируют потери // Национальная экономическая газета. 2010 - №4
  10. Пинигин В.В. Итоговые оценки социально-экономического развития в 2009 г. и основные направления трансформации экономики // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2010 - №2
  11. Ткачев С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2008. - №4
  12. Фридкин Л. В поисках положительных признаков // Национальная экономическая газета. 2010 - №4
  13. Шиманович Г. Экономика Беларуси в 2009-2010 гг. Сценарии финансирования дефицита текущего счета // Экономика Беларуси, 2010 - №2
  14. Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий  // Белорусский экономический журнал, №1 (22), 2008 г
  15. Шимов В.Н. Мировой финансово-экономический кризис: негативные последствия для Беларуси и пути их преодоления// Белорусский экономический журнал, №2, 2009 г
  16. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2008. - № 8.
  17. Лемешевский И.М. Макроэкономика – мировой опыт и белорусская практика: 3-е издание дополненное переработанное . – Мн: ФУАинформ, 2009 – 56 c.
  18. Селищев А.С. Макроэкономика – открытая экономика, причины экономического роста, динамика рынков: 3-е издание. – С-Пб.: Питер, 2005
  19. Макроэкономика / под ред. Зеньковой Л.П. – 2-е издание исправленное – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2009
  20. www.belstat.gov.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь  2008-2009 гг., %

 

Показатели

январь-сентябрь

2008

январь-сентябрь

2009

     1. Налоговые доходы - всего

71,2

65,5

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

17,0

15,6

             в т.ч.  -  подоходный налог

5,9

7,1

  • Налоги на собственность

3,1

2,7

  • Налоги на товары и услуги

31,7

32,3

             в т.ч.  - НДС

17,8

19,6

                       - акцизы

6,1

5,8

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

15,5

11,5

      2.Взносы на государственное социальное  страхование

21,7

25,9

      3. Неналоговые доходы

7,1

8,6

               Итого доходов 

100,0

100,0


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Консолидированный бюджет Республики Беларусь,  млрд. рублей

 

9 месяцев  
2008 года

2008 год

I квартал 2009 года

I полугодие  2009 года

9 месяцев  
2009 года

1. ДОХОДЫ- всего

47 986,0

65 663,4

13 525,6

28 227,9

44 771,4

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

34 181,4

46 808,4

8 982,0

18 479,2

29 330,6

   Подоходный  налог

2 820,2

4 182,9

1 039,9

2 099,3

3 168,2

   Налог  на прибыль

4 573,8

5 993,3

864,9

1 998,7

3 314,6

   Налоги  на собственность 

1 489,8

2 004,8

396,9

778,5

1 190,5

   НДС

8 523,7

11 399,2

2 840,1

5 596,9

8 786,7

   Акцизы

2 948,0

3 900,8

706,1

1 580,3

2 613,8

   Налоговые  доходы от внешнеэкономической деятельности

7 436,0

10 612,6

1 461,5

3 088,5

5 145,5

1.2 ВЗНОСЫ НА  ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
     СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

10 407,7

14 496,5

3 597,7

7 586,2

11 607,3

1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ

3 396,9

4 358,4

945,8

2 162,5

3 833,5

2. РАСХОДЫ  (функциональная классификация)

43 042,6

63 811,3

12 915,6

29 061,2

44 805,9

2.1 Общегосударственные  расходы

5 809,6

10 708,0

1 364,8

3 829,7

6 382,4

2.1 Национальная  оборона

935,5

1 373,3

268,2

538,7

818,9

2.3 Судебная  власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1 654,0

2 325,8

543,2

1 123,4

1 708,7

2.4 Национальная  экономика

11 471,3

16 494,9

2 817,3

6 729,3

10 769,7

2.5 Охрана окружающей  среды

343,2

537,1

35,1

90,5

202,1

2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство

2 162,0

3 109,6

658,4

1 438,4

2 247,7

2.7 Здравоохранение

3 551,2

5 024,9

1 125,4

2 409,7

3 677,0

2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации

975,8

1 426,3

307,1

633,8

955,4

2.9 Образование

4 674,3

6 635,3

1 650,8

3 515,4

4 862,9

2.10 Социальная  политика (с ФСЗН)

11 465,7

16 176,0

4 145,3

8 752,3

13 181,1

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

43 042,6

63 811,3

12 915,6

29 061,2

44 805,9

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

34 443,8

48 199,1

10 909,0

22 764,1

33 718,5

   Заработная  плата

6 217,8

8 650,4

2 137,2

4 743,5

6 894,1

   Начисления  на заработную плату

1 695,7

2 355,6

566,7

1 268,0

1 851,6

   Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь

415,5

742,1

261,3

521,0

782,0

   Текущие  бюджетные трансферты

20 163,3

27 611,6

6 024,3

12 483,6

18 510,3

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

8 053,9

13 003,2

1 533,9

3 869,3

6 932,5

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

544,9

2 609,0

472,7

2 427,8

4 155,0

Дефицит (профицит)

4 943,4

1 852,0

610,0

-833,3

-34,5

Финансирование

-4 943,4

-1 852,0

-610,0

833,3

34,5

    Внутреннее  финансирование

-4 813,1

-4 864,4

-4 113,4

-3 285,3

-5 990,0

    Внешнее  финансирование

-130,3

3 012,4

3 503,4

4 118,6

6 024,5

Справочно:

         

ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

         

   Доходы

10 558,3

14 715,7

3 685,7

7 769,3

11 888,6

   Расходы

9 232,7

12 995,8

3 281,1

7 012,5

10 465,7

   Сальдо

1 325,7

1 719,9

404,6

756,8

1 422,8

Информация о работе Основные цели экономики РБ