Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение основных целей национальной экономики, показателей эффективности действующей модели социально ориентированной экономики Республики Беларусь. Задачи - изучить основные программы, отражающие текущие и стратегические цели развития экономики республики, проанализировать динамику изменения основных показателей эффективности функционирования экономики. Объект исследования – бюджет Республики Беларусь, его динамика и изменение.
Введение
1. Проблемы реформирования экономики Республики Беларусь и выбора его направления
2. Анализ результатов структурной перестройки и перспективы будущих преобразований
2.1. Оценка стратегии экономических реформ и структурных преобразований в Республике Беларусь
2.2. Проблемы развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь
3. Реализация антикризисной политики в национальной экономике Республики Беларусь
4. Итоговые оценки эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %»
Приложение Б «Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей»
Важнейшим средством
повышения
Основным фактором
повышения страновой
Увеличения добавленной стоимости можно добиться двумя способами: во-первых, путем снижения удельных материальных затрат на действующих производствах; во-вторых, создания новых производств, имеющих высокий объем добавленной стоимости в расчет на одного занятого.
В обоих случаях рост добавленной стоимости идентичен росту ВВП. В частности, с учетом материалоемкости общественного производства каждый процент снижения материалоемкости равносилен приросту ВВП примерно на 1,3%. С учетом этого показатель материалоемкости должен стать важнейшим оценочным и контрольным показателем на всех уровнях управления экономикой.
Важнейшим направлением деятельности по сокращению материалоемкости производства должен стать перевод материалоемких производств в страны – потребители этой продукции или в страны, имеющие сырьевые возможности для данного производства. При этом в Беларуси должны остаться хозяйствующие субъекты, осуществляющие: владение и распоряжение создаваемым за рубежом производством; формирование стратегии развития данного производства; обеспечение создаваемого производства научно-техническими , консалтинговыми , маркетинговыми и иными разработками; производство у себя последних (как правило, высокотехнологичных) моделей товара; замыкание на себя всех финансовых потоков, касающихся зарубежного производства. Фактически речь идет о создании на базе национальных предприятий транснациональных компаний. Для этого необходимо развить национальное законодательство об интегрированных корпоративных структурах, включить в их число холдинги.
Указанный подход позволит снизить не только материалоемкость, но и импортоемкость производства. Это касается в первую очередь промышленности производства. Это касается в первую очередь промышленности, импортоемкость которой составляет 0,402, при средней по народному хозяйству 0,238 [10, 87 стр].
Как свидетельствует международная практика, наиболее устойчивыми на внешних рынках являются крупные компании, которые имеют свои предприятия, филиалы и представительства в других странах, обладают научно-исследовательскими подразделениями и экономят на значительных масштабах производства. Поэтому и в этих целях необходимо осуществление организационной реструктуризации, направленной на создание крупных интегрированных структур, конкурентоспособных на внутреннем и мировой рынках, где головными управляющими компаниями могут стать валообразующие предприятия республики независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Именно таким
образом целесообразно
В контексте
создания добавленной стоимости
следует рассматривать все
Для выхода из состояния
кризиса целесообразно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам; базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии неприкосновенности собственности и использования в интересах личности и общества, обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.
Развитие экономики Республики Беларусь необходимо рассматривать как исходя из внутренних проблем, так и в систем мирохозяйственных связей и ориентироваться на решение следующих первоочередных вопросов.
Осуществление государством мероприятий по сглаживанию последствий экономического кризиса решить комплекс социальных и экономических проблем, обеспечить стабильный экономический рост и снизить социальную напряженность в обществе, усилить инвестиционный компонент прогресса и придать экономике инновационную направленность. Представляется, что использование механизмов сглаживания, оптимизирует темпы экономического роста, что весьма важно для трансформирующейся экономики в условиях мирового финансового кризиса.
Таким образом, на структурные сдвиги в экономике в переходный период сильнейшее влияние оказала инфляция, приведшая к перераспределению доходов. В результате отрасли, не имеющие возможности лидировать в росте цен (сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность), иногда не получают ресурсов даже для простого воспроизводства. Нерегулируемая гонка цен в монополизированной экономике привела к нарушению условий воспроизводства и усугубила деформацию структуры народного хозяйства.
Заметно ухудшилась структура внешнеэкономических связей в результате распада СССР и СЭВ. На этот процесс повлияли усиление топливно-сырьевого характера экспорта, растущее отрицательное сальдо внешней торговли в ряде стран СНГ, увеличение внешнего долга. В итоге структура внешнеэкономических связей государств СНГ сейчас приблизилась к аналогичной структуре развивающихся стран. Об этом, в частности, свидетельствуют структура экспорта и импорта, объем внешнего долга, характер платежного баланса.
Можно сделать вывод о том, что затянувшийся глубокий структурный кризис приобрел всеобщий характер, а в ряде отраслей, особенно важных для жизни людей (сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, энергетика, транспорт), возникли чрезвычайные ситуации, для устранения которых потребуются многие годы, если в ближайшее время не осуществить ряд конкретных мер по улучшению системы управления и организации производства, укреплению межхозяйственных связей, прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2009 гг., %
Показатели |
январь-сентябрь 2008 |
январь-сентябрь 2009 |
1. Налоговые доходы - всего |
71,2 |
65,5 |
в том числе: |
||
|
17,0 |
15,6 |
в т.ч. - подоходный налог |
5,9 |
7,1 |
|
3,1 |
2,7 |
|
31,7 |
32,3 |
в т.ч. - НДС |
17,8 |
19,6 |
- акцизы |
6,1 |
5,8 |
|
15,5 |
11,5 |
2.Взносы на государственное |
21,7 |
25,9 |
3. Неналоговые доходы |
7,1 |
8,6 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей
9 месяцев |
2008 год |
I квартал 2009 года |
I полугодие 2009 года |
9 месяцев | |
1. ДОХОДЫ- всего |
47 986,0 |
65 663,4 |
13 525,6 |
28 227,9 |
44 771,4 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
34 181,4 |
46 808,4 |
8 982,0 |
18 479,2 |
29 330,6 |
Подоходный налог |
2 820,2 |
4 182,9 |
1 039,9 |
2 099,3 |
3 168,2 |
Налог на прибыль |
4 573,8 |
5 993,3 |
864,9 |
1 998,7 |
3 314,6 |
Налоги на собственность |
1 489,8 |
2 004,8 |
396,9 |
778,5 |
1 190,5 |
НДС |
8 523,7 |
11 399,2 |
2 840,1 |
5 596,9 |
8 786,7 |
Акцизы |
2 948,0 |
3 900,8 |
706,1 |
1 580,3 |
2 613,8 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 436,0 |
10 612,6 |
1 461,5 |
3 088,5 |
5 145,5 |
1.2 ВЗНОСЫ НА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ |
10 407,7 |
14 496,5 |
3 597,7 |
7 586,2 |
11 607,3 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3 396,9 |
4 358,4 |
945,8 |
2 162,5 |
3 833,5 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
43 042,6 |
63 811,3 |
12 915,6 |
29 061,2 |
44 805,9 |
2.1 Общегосударственные расходы |
5 809,6 |
10 708,0 |
1 364,8 |
3 829,7 |
6 382,4 |
2.1 Национальная оборона |
935,5 |
1 373,3 |
268,2 |
538,7 |
818,9 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
1 654,0 |
2 325,8 |
543,2 |
1 123,4 |
1 708,7 |
2.4 Национальная экономика |
11 471,3 |
16 494,9 |
2 817,3 |
6 729,3 |
10 769,7 |
2.5 Охрана окружающей среды |
343,2 |
537,1 |
35,1 |
90,5 |
202,1 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
2 162,0 |
3 109,6 |
658,4 |
1 438,4 |
2 247,7 |
2.7 Здравоохранение |
3 551,2 |
5 024,9 |
1 125,4 |
2 409,7 |
3 677,0 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
975,8 |
1 426,3 |
307,1 |
633,8 |
955,4 |
2.9 Образование |
4 674,3 |
6 635,3 |
1 650,8 |
3 515,4 |
4 862,9 |
2.10 Социальная политика (с ФСЗН) |
11 465,7 |
16 176,0 |
4 145,3 |
8 752,3 |
13 181,1 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
43 042,6 |
63 811,3 |
12 915,6 |
29 061,2 |
44 805,9 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
34 443,8 |
48 199,1 |
10 909,0 |
22 764,1 |
33 718,5 |
Заработная плата |
6 217,8 |
8 650,4 |
2 137,2 |
4 743,5 |
6 894,1 |
Начисления на заработную плату |
1 695,7 |
2 355,6 |
566,7 |
1 268,0 |
1 851,6 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
415,5 |
742,1 |
261,3 |
521,0 |
782,0 |
Текущие бюджетные трансферты |
20 163,3 |
27 611,6 |
6 024,3 |
12 483,6 |
18 510,3 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
8 053,9 |
13 003,2 |
1 533,9 |
3 869,3 |
6 932,5 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ |
544,9 |
2 609,0 |
472,7 |
2 427,8 |
4 155,0 |
Дефицит (профицит) |
4 943,4 |
1 852,0 |
610,0 |
-833,3 |
-34,5 |
Финансирование |
-4 943,4 |
-1 852,0 |
-610,0 |
833,3 |
34,5 |
Внутреннее финансирование |
-4 813,1 |
-4 864,4 |
-4 113,4 |
-3 285,3 |
-5 990,0 |
Внешнее финансирование |
-130,3 |
3 012,4 |
3 503,4 |
4 118,6 |
6 024,5 |
Справочно: |
|||||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
|||||
Доходы |
10 558,3 |
14 715,7 |
3 685,7 |
7 769,3 |
11 888,6 |
Расходы |
9 232,7 |
12 995,8 |
3 281,1 |
7 012,5 |
10 465,7 |
Сальдо |
1 325,7 |
1 719,9 |
404,6 |
756,8 |
1 422,8 |