Основные центры силы в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Оценивая современный мир, было бы логично говорить о трех центрах силы (за последние 40 – 50 лет они не претерпели значительных из-менений). В первую очередь, это Североамериканский центр силы, затем Европейский Союз и, наконец, Азиатско-Тихоокеанский центр.
Сегодня мы имеем США с валовым внутренним продуктом приблизительно в 15 триллионов долларов на население в 280 млн. человек.

Содержание

Введение 3
1. Три центра силы в мировом хозяйстве.........................................................4
1.1. Северо-Американский центр силы, тенденции развития ..................4
1.2. Западноевропейский центр силы, место Западной Европы в мировом хозяйстве 10
1.3. Азиатско-Тихоокеанский центр, место в мировом хозяйстве и тенденции развития 11
2. Соотношение сил между тремя центрами мирового хозяйства на современном этапе и возможные изменения 19
3. Влияние центров силы на третьи страны и регионы. Меры участия в международном разделения труда 20
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по курсу Мировая экономика.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     Пик приватизации пришелся на 1990 – 1992 гг. в программу приватизации были включены крупнейшие предприятия добывающей промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банк. В аукционах по продаже государственных активов широкое участие принимали как национальные финансово-промышленные группы, так и иностранные компании и банки. Правительство Мексики получило от приватизации 22 млрд. долларов.

     Столь крупные поступления сыграли  немаловажную роль в стабилизации валютно-финансового положения страны. Крупномасштабная приватизация способствовала также развитию фондового рынка Мексики. Политика финансовой стабилизации и структурных преобразований экономики стимулировала приток в страну прямых и портфельных инвестиций.

     К тому же в Мексике с началом  приватизации осуществлялись мероприятия по привлечению иностранных инвесторов, для которых были снижены или отменены ограничения по участию в капитале мексиканских компаний. Так, в регламенте от 1989 г. к Закону об иностранных инвестициях от 1973 г. зарубежным инвесторам предоставлялось право 100%-го участия в 58 видах производственной и коммерческой деятельности. В 36-ти отраслях экономики, включая нефтехимию, горнорудную промышленность и рыболовство, куда прежде иностранный капитал не допускался, теперь его лимит устанавливался на уровне 49%. В результате этих мер в 1990 – 1997 гг. прямые иностранные инвестиции в мексиканскую экономику увеличились почти в три раза, достигнув 87 млрд. долларов. В этот период Мексика заняла первое место в латиноамериканском регионе по притоку прямых инвестиций, которые достигали 12 млрд. долларов в год.

     Однако  в 1994 – 1995 гг. в Мексике разразился новый экономический кризис. Его  причины, включая чрезмерное привлечение  иностранного капитала в виде краткосрочных портфельных инвестиций спекулятивного характера без должного государственного контроля за ними, характерны для экономики многих развивающихся стран, в том числе и азиатских, испытавших на себе последующий кризис 1997 года. Так, мексиканское правительство ещё  в конце 80-х в погоне за иностранными инвестициями стало спешно проводить (без учета последствий) политику открытия фондовой биржи для иностранных инвесторов, обеспечения высоких процентных ставок и мер по защите иностранных портфельных инвестиций. Результатом этой политики стал хлынувший в Мексику в 1989-1994 гг. поток иностранного спекулятивного капитала.

     Непосредственным  импульсом к кризису 1994 – 1995 гг. явилась  девальвация песо, провиденная правительством Мексики в конце 1994 г. в целях содействия развитию экспорта и защиты национальных производителей от чрезмерного импорта. К этому экономическому фактору присоединился политический – крестьянско-индейские волнения в самом бедном штате Чьяпас. Первым проявлением кризиса стало начало бегства иностранных спекулятивных капиталов из Мексики, вызванное опасениями за экономическую и политическую стабильность в стране. В течение 1995 г. из страны было изъято около 10 млрд. долларов. Массовый перевод средств за границу привел к кризису банковской системы, следствием которого явилось банкротство ряда коммерческих банков и сокращение валютных резервов страны.

     Кризис 1994-1995 гг. грозил значительными потерями иностранным, в первую очередь американским инвесторам. США поспешили на помощь Мексике как партеру по Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), а также, чтобы продемонстрировать свою роль инициатора общеамериканской зоны свободной торговли под эгидой США. Вместе с МВФ Соединенные Штаты Америки приняли срочные меры по спасению американской экономики, выступили гарантами пакета помощи в 51 млрд. долл.

     Американские  корпорации стали основными бенефициарами  ассигнований правительству Мексики на мероприятия по выводу страны из кризиса ещё и потому, что они извлекали несомненные выгоды от своих ассигнований: во-первых, правительство Мексики употребило эти средства на погашение своих финансовых обязательств перед иностранными инвесторами, а во-вторых, предоставление помощи было обусловлено рядом обязательств со стороны правительства Мексики, в частности, по осуществлению приватизации стратегически важных отраслей экономики, включая нефтехимию.

     Долларовые  вливания в Мексику обусловили сравнительно быстрый выход страны из кризиса. Падение производства в 1995 г. на 6,6% и инфляции в 52% сменилось приростом выпуска продукции в 1996 г. на 5,2% и снижением инфляции до 17%. Превышение экспорта над импортом, начиная с 1995 г., способствовало росту платёжеспособности страны. Внешняя задолженность сократилось со 160 до 156 млрд. долларов. Правда, остался высокий уровень безработицы – свыше 20% экономически активного населения, и государство пока ещё не создало эффективного механизма защиты населения от безработицы.

     Перспективы дальнейшего развития экономики  Мексики довольно неопределенны  в связи с тем, что главным  фактором стабилизации хозяйства остается внешнее финансирование. Выход из кризиса был обусловлен пролонгированием ранее полученных кредитов. Громадный внешний долг продолжает висеть над экономикой страны, усиливая её зависимость от конъюнктуры мирового хозяйства.  

  • 1.2.  Западноевропейский  центр силы, место Западной Европы в мировом хозяйстве
  •            Под  «Западная  Европа» принято обозначать большой  регион  (к нему причисляют также северную и Южную Европу, охватывающей территорию более чем двадцати государств. Среди последних крупные, средние, малые и карликовые государства. Почти все западноевропейские страны относятся к категории развитых, что само по себе создает предпосылки для их тесного взаимодействия. Нельзя рассматривать каждую страну по отдельности, т.к.  исторически сложилось, что одна страна не может безубыточно развиваться без другой, следовательно, и экономические процессы у них схожи. Западная Европа все более превращается в единый хозяйственный комплекс. Сегодня она - один из трех «центров силы» в мировом хозяйстве наряду с Североамериканским центром и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

               Среди тенденций  экономического развития Западной Европы на ближайшие 15-20 лет следует выделить, во-первых, развитие интеграционных процессов в регионе вширь и вглубь. Эти процессы, которые, безусловно, приведут к укреплению позиций западноевропейского «Центра силы»  в мировом хозяйстве. Особую роль в этом сыграл переход большинства стран – членов ЕС к единой валюте - евро. Во-вторых, интеграция способствует быстрой регионализации хозяйственной жизни в Западной Европе. В ходе её складываются прочные субрегиональные комплексы, например, по осям Бадем - Вюртемберг – Бавария - Западная Австрия - Северная Италия или Север Бельгии и Нидерландов -  Гамбург - Северная Европа. Связи по этим осям играют для их участников уже нередко, гораздо большую роль, чем взаимодействие с другими регионами своих стран.

               По имеющимся прогнозам, до 2015 – 2020 гг. ВВП Западной Европы будет  расти умеренными темпами, скорее всего  в пределах 2,5% - 3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости сохранится или даже чуть увеличится. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн.  человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста самодеятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути, которого весьма затруднительно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжёлым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.

               В таких условиях, вероятно, не худшим вариантом для  Западной Европы было бы поддержание в среднем нынешнего уровня жизни, ибо его заметное увеличение представляется весьма проблематичным. Об этом не раз заявляли ведущие западноевропейские политики. Заметный рост уровня жизни возможен лишь в странах, которые вступят в ЕС в среднесрочной перспективе. 

  • 1.3.  Азиатско-тихоокеанский центр: место в мировом хозяйстве и тенденции развития
  •      Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства  не только не исключает, но, напротив, в  некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного региона в другой. Уже говорилось о североамериканском затем, о европейском «центре тяжести» («центре силы») мирового хозяйства. В последнее же время все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начинает играть в нем Азиатско-Тихоокеанский центр.

         В азиатско – тихоокеанский центр входит большое количество стран, для примера можно рассмотреть Японию, Таиланд, Малайзию и Китай. Нельзя отрицать их взаимодействия, но, безусловным лидером является, конечно – же, Япония и её быстрый переход от традиционной феодальной социально-рыночной системы к рыночной экономике. Многие страны позже во многом использовали уроки японского пути «догоняющего развития», что, конечно, не может не сказаться на взаимодействии стран азиатско-тихоокеанского региона. 

               Япония

         Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х - 1,8% (оценка). За понижающимися темпами роста стоит смена эталона экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946-1952 гг.), период высоких темпов (1955-1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989 гг.) и структурный кризис 90-х гг.

         После поражения Японии во Второй мировой  войне американская оккупационная администрация провела в стране серию глубоких институциональных реформ. Как и в Западной. Германии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюджет и введен фиксированный валютный курс. Проведенные в Японии институциональные реформы были более масштабными и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона.   Цель этой  программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.

         Далее, была проведена аграрная реформа  с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию мелких независимых фермерских хозяйств. Оккупационные власти также перестроили систему государственных предприятий и предприняли финансовое оздоровление частных корпораций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления.

         Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.

         Это был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.

         Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой  технической основе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений.

         Бюджет  страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями. Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками.

         Послевоенный  «бум» деторождения дал стране прирост численности населения за 1955-1970 гг. с 90 до 104 млн. человек. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем удвоилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число выросло в полтора раза). Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс.

         На  макроэкономическом уровне главной  составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18-20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949-1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.

         Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности и страховании). Специфический японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот.

    Информация о работе Основные центры силы в мировом хозяйстве