Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:50, контрольная работа
Оценивая современный мир, было бы логично говорить о трех центрах силы (за последние 40 – 50 лет они не претерпели значительных из-менений). В первую очередь, это Североамериканский центр силы, затем Европейский Союз и, наконец, Азиатско-Тихоокеанский центр.
Сегодня мы имеем США с валовым внутренним продуктом приблизительно в 15 триллионов долларов на население в 280 млн. человек.
Введение 3
1. Три центра силы в мировом хозяйстве.........................................................4
1.1. Северо-Американский центр силы, тенденции развития ..................4
1.2. Западноевропейский центр силы, место Западной Европы в мировом хозяйстве 10
1.3. Азиатско-Тихоокеанский центр, место в мировом хозяйстве и тенденции развития 11
2. Соотношение сил между тремя центрами мирового хозяйства на современном этапе и возможные изменения 19
3. Влияние центров силы на третьи страны и регионы. Меры участия в международном разделения труда 20
Заключение 21
Список литературы 23
К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для конкуренции иностранных товаров. В середине 60-х гг. исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х гг. был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.
В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973-1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979-1980 гг. - на 8.6%.
К
тому же в 70-х гг. были исчерпаны резервы
экстенсивного роста путем
Промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.
По
«структурно депрессивным»
В итоге японская экономика еще глубже интегрируется в мировое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических связей была сильно растянута во времени и дала японским промышленникам возможность, при сильной внутренней конкуренции основательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление о Японии как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами все больше стали восприниматься как признаки протекционистской защиты. В середине 80-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношении для Японии. В 1986 г. правительство Японии признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономического роста. Но ревальвация иены (а ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. Зарубежные активы Японии более чем удвоились, резко выросли прямые инвестиции японских компаний. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.
От продолжительного экспортного бума японские банки получали, огромный приток ликвидных средств, который вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузыря». Когда в 1990г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны, корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».
Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние, на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15-16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога (если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается»). Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи, с чем кризис 90-х гг. можно назвать структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е. дерегулирование. В числе приоритетных мер - упрощение регламентации работы банков и биржи, облегчение правил покупки жилья и земли, отмена лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое.
В 90-х гг. Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий. Из-за прекращения поставок местных материалов терпят убытки крупные торговые корпорации Японии, ведущие в странах Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты японским банкам, усугубляя проблему безнадежных долгов.
В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных долгов банкам оценивалась в астрономическую сумму – 70-80 трлн. иен (504—576 млрд. долларов), или 20% ВВП. Для стимулирования конъюнктуры и списания безнадежных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные финансовые ресурсы - общим объемом 84 трлн. иен, или 684 млрд. долларов. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.
Для
оздоровления банковской сферы, без
чего Япония не сможет рассчитывать на
выход из кризиса, нужны банкротства наиболее
слабых банков и введение жесткого контроля
за реструктурированием финансовых учреждений.
Надзор за банками поручен новому Агентству
финансового надзора. В конце 1998 г. Агентство
ввело кризисное государственное управление
сроком на один год в двух банках долгосрочного
кредита - «LTCB» и Японском кредитном банке.
Индонезия
Растущее
вовлечение экономики Индонезии
в мировое хозяйство наряду с позитивными
последствиями несло в себе и негативные.
Все это наглядно проявилось в ходе восточноазиатского
кризиса 1997-1998 гг. В частности, тяжелым
бременем остается внешний долг, составляющий
140 млрд долларов. В свою очередь, 30% частного
долга представляют собой обязательства
20 крупнейших финансово-промышленных
групп, с которыми тесно связаны интересы
экс-президента Сухарто. Бремя «плохих»
долгов привело к банкротству половины
кредитных институтов, что фактически
парализовало банковскую систему страны.
Тем самым была подорвана финансовая устойчивость
реального сектора экономики. В итоге
в 1998 г. ВВП сократился на 16%. Курс рупии
скачкообразно менялся, резко ухудшилось
материальное положение основных групп
населения, общественные процессы оказались
дестабилизированы и страна на пороге
XXI в. вступила в полосу глубокого системного
кризиса.
Тайланд
В отличие от Малайзии Таиланд вырабатывает антикризисную стратегию в тесной кооперации с международными финансовыми организациями, прежде всего с МВФ. Получив от последнего кредитную поддержку в размере 17 млрд долларов, правительство активно проводит санацию банковской системы, страдающей от бремени просроченных долгов, объем которых достигает 35% всех предоставленных кредитов. При этом активно используется процедура банкротства, слияния и поглощения кредитных институтов. Комплексное оздоровление банковской системы потребует суммы, эквивалентной 40-50% ВВП.
Серьезное давление на экономику оказывают внутренние и внешние долговые обязательства Таиланда, совокупный объем которых составляет порядка 200% ВВП. Идя на сотрудничество с МВФ, Таиланд стремится адаптировать рекомендации зарубежных экспертов к конкретным реалиям страны. В частности, Бангкоку удалось получить согласие МВФ на временное сохранение дефицитного сальдо бюджета в размере 1-2% ВВП с тем, чтобы поддержать социально-экономическую стабильность в стране.
Нормализация
положения в финансовой сфере
рассматривается в Таиланде как обязательное,
но не единственное условие преодоления
последствий кризиса. Ключевое значение
приобретает проведение в экономике структурной
перестройки. С одной стороны, правительство
контролирует кредитное обеспечение банками
финансовых потребностей сельского хозяйства,
что жизненно важно для устойчивого развития
Таиланда, с другой - инициируется проведение
образовательной реформы как одного из
ключевых условий структурных преобразований,
предусматривающих сдвиги в пользу, перспективных
отраслей машиностроения, (автомобилестроения),
электроники, электротехники и ряда других.
Китай
Переходный характер современной китайской экономики, сосуществование в ней элементов прежней административно-командной и новой рыночной систем оказывают определяющее воздействие на процессы общественного воспроизводства в стране. Нужно заметить, что динамика экономического роста в Китае в 80-90-е гг. характеризуется ярко выраженной неравномерностью.
Резкие ускорения прироста ВВП обычно сопровождаются явлениями «перегрева» экономики и скачками инфляции. Для ее обуздания власти вынуждены периодически прибегать к «урегулированию» экономики - мерам ограничительной финансовой политики. В результате рост цен замедляется, но платой за это является сопутствующее замедление темпов экономического роста. Периоды ускорений и урегулирований следуют один за другим, формируя определенную циклическую тенденцию. К примеру, в 1988 г. - на пике экономического подъема второй половины 80-х гг. - годовой прирост ВВП составил 11,3%, а инфляция - 8,5%. В результате политики «урегулирования», осуществлявшейся с осени 1988 г., темпы инфляции снизились в 1990 г. до 2,1%, а темпы экономического роста - до 3,8%. В ходе нового хозяйственного оживления, начавшегося во второй половине 1991 г., максимальные темпы экономического роста (14,2%) были достигнуты в 1992 г., а инфляция достигла максимума (21,7%) в 1994 г. Меры ограничительной политики начали осуществляться уже с середины 1993 г. На этот раз в отличие от урегулирования в 1988-1991 гг. правительством была поставлена задача обеспечить «мягкую посадку» экономики, т.е. при подавлении инфляции сохранить высокие темпы экономического роста. Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствовали об успехе выбранной линии и о том, что власти КНР научились воздействовать на факторы циклической динамики. Подавление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».
Однако
последующие события показали, что
такой вывод был
Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микроуровне, так и на макроэкономическом уровне. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы государственных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим направлениям. В рамках прежней, административно-командной системы в КНР, как и в других социалистических странах, сложился специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торги» между звеньями административной системы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое задание, управленческий орган мог опираться как на силу политико-административного авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы. Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих производственных возможностях, всегда могло сослаться на нереальность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления. В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а вышестоящий орган - больших результатов в обмен на эти ресурсы.
В целом типичную картину макроэкономического цикла в КНР можно представить следующим образом. В интересах ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых интересов на отраслевом и региональном уровнях государство ослабляет денежную политику. Это приводит к усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В экономике возникает гипертрофированный инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Вслед за инфляцией спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема выявляются «узкие места» экономики, и способствует генерированию инфляции издержек. Когда инфляция достигает социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурсные ограничения сглаживаются. Происходит замедление экономического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высвобождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недовольство у хозяйственников и населения. В совокупности эти обстоятельства постепенно подготавливают условия для начала нового цикла.
Информация о работе Основные центры силы в мировом хозяйстве