Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:20, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика этапов развития и формирования китайских ТНК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках исследования решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты интернационализации современного бизнеса и формирования ТНК.
2. Провести анализ структурных изменений экономики страны в период либерализации, которые выдвинули на передний план развитие национальных ТНК.
3.Раскрыть содержание государственной стратегии Китая в области развития, поддержки и продвижения национальных ТНК.
4. Рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний.
5. Определить приоритеты дальнейшего развития китайских ТНК. Структура работы отражает поставленные задачи.
Вместе с тем, необходимо перечислить и ряд негативных тенденций и потенциальных угроз, создаваемых современными тенденциями развития ТНК. Так, с середины 2000-х гг. все более интенсифицируется деятельность ТНК, полностью или частично находящихся в государственной собственности. Это создает дополнительную нагрузку на обеспечение национальной безопасности с точки зрения тех стран, на рынки которых выходят иностранные государственные ТНК. Опасения касательно конкурентоспособности возникают в тех случаях, когда проникновение ТНК на национальный рынок рассматривается как угроза ведущим национальным промышленным отраслям, а также в связи с проблемами переноса знаний и технологий. Показательным примером в данном случае выступает несостоявшаяся сделка между Chinalco (Aluminium Corporation of China), китайской металлургической компанией в государственном владении, намеревавшейся увеличить свою долю в Rio Tinto, лидирующим совместным австралийско-британским горнометаллургическим концерном12. Наконец, по мере увеличения инвестиций от ТНК, находящихся в государственной собственности, всё более нарастает напряженность, связанная с недостаточно высокими стандартами управления, а также недостаточно ответственной позицией ТНК по отношению к социальным проблемам и проблемам окружающей среды. Особенно это заметно в таких областях, как добыча ископаемых и сельское хозяйство. Чтобы улучшить прозрачность управления, от государственных предприятий ожидается строгое соблюдение стандартов бухгалтерского и аудиторского учёта. Усиление прозрачности деятельности ТНК поддерживается такими ключевыми организациями, как ЮНКТАД и ОЭСР, разработавшими, соответственно Инициативу глобальной отчетности13 и Директивы для транснациональных предприятий14.
Окончание «Холодной войны» и последовавшая за ним масштабная перестройка экономических систем стран бывшего социалистического лагеря послужили ключевым толчком для формирования национальных ТНК в странах, совершивших переход к рыночной экономике. Столкнувшись с масштабной перестройкой существовавших до этого экономических отношений и необходимостью интеграции в систему мировых хозяйственных связей, страны с переходной экономикой осознали как необходимость привлечения иностранного капитала и технологий через допущение иностранных ТНК на свои рынки, так и потребность в создании собственных ТНК для продвижения и защиты национальных экономических интересов на международном уровне.
Несмотря на то, что ТНК развитых стран продолжают удерживать лидирующие позиции по прямым иностранным инвестициям (далее в тексте ПИИ), с 1995г. стал динамично расти объем ПИИ, исходящих из стран бывшего коммунистического лагеря. Многие из начавших свою деятельность ТНК стран с переходной экономикой15 ведут свою историю от компаний, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Некоторое количество бывших социалистических, советских и восточноевропейских предприятий осуществляли инвестиции за рубеж еще в 1960г. В задачи основанного в 1975г. Центра по транснациональным корпорациям ООН входил сбор информации об инвестициях из стран, входивших в СЭВ, несмотря на то, что официальная доктрина СЭВ отвергала возможность существования социалистических ТНК16. Перед началом рыночных реформ «красные» ТНК в большинстве своем являлись государственными предприятиями, занимавшимися внешнеторговой деятельностью. Региональная разбивка их дочерних предприятий выглядела следующим образом: в развитых странах инвестирование осуществлялось в первую очередь в торговлю, банковский и финансовый сектора и другие услуги. В развивающихся странах предметом интереса выступали сырьевая отрасль и энергопотребление. Тем не менее, ряд существенных отличий не позволяет отнести предприятия того периода к полноценным ТНК, поскольку, как правило, все они находились в жестком подчинении государственным интересам, являлись малыми предприятиями, сконцентрированными в сфере услуг, а не производства в развитых странах. Зачастую они не были прибыльными, поскольку основным мотивом выхода за рубеж была не прибыль, а получение твердой валюты для финансирования импортного и торгового дефицита страны происхождения.
В ранний период посткоммунистического перехода (1990-1993гг.) количество социалистических ТНК резко сократилось, поскольку компании столкнулись с целым рядом новых жестких ограничений. Многие из них обанкротились, некоторые перешли во владение иностранных и / или частных инвесторов. По мере того, как был взят под контроль уровень инфляции и сокращен фискальный дефицит и экономическое восстановление стабилизировалось в странах центральной и восточной Европы к 1993-94гг., а также ко второй половине 1990-х гг. в странах СНГ, предпринимательская деятельность возродилась с новой силой, изначально в форме инвестиций на внутреннем рынке, а спустя несколько лет – и в форме ПИИ. Новое расширение на зарубежные рынки было усилено принятием более либерального регулирования в сфере внутренних и внешних инвестиций, особенно в тех европейских странах, которые вели переговоры о вступлении в ЕС. Потоки ПИИ стали особенно значительны в период 1995-1996гг., что выразилось в шестикратном увеличении их объема в период с 1994 по 1995гг., удвоении в период с 1995 по 1997гг. и еще одном удвоении в период с 1997 по 2000гг17. Тем не менее, важно понимать, что при обсуждении формирования ТНК в странах, осуществивших переход к рыночной экономике, необходимо выделять Россию как наиболее значительную страну по абсолютным объемам ПИИ.
Более того, объем экономики РФ, приоритеты внешнего финансирования, а также значительное присутствие государства в российских ТНК позволяют наблюдать ряд сходств и обуславливают интерес сравнения процесса формирования российских и китайских ТНК. Как отмечает в своей работе А.В. Сумин, можно выделить две основных группы российских ТНК: те, которые формировались стихийно при стечении определенных обстоятельств (такие, например, как «Газпром» и РАО ЕЭС) и те, которые были целенаправленно сформированы с обладанием транснационального статуса в отраслях, представляющих наиболее конкурентоспособные стороны российской экономики («Русал», «Северсталь», ГМК «Норильский Никель» и пр.)18. Несмотря на разнообразие форм собственности, контрольные пакеты акций многих крупнейших компаний находятся под контролем государства. Кроме того, в результате процессов приватизации и перехода к рыночной экономике основными собственниками в российских ТНК являются российские представители, хотя пакеты акций в некоторых компаниях и принадлежат иностранным инвесторам (20% уставного капитала ОАО Вымпелком принадлежат шведской Telenor, а 20% ОАО Лукойл – американскому ConocoPhillips)19. Отраслевая структура российских ТНК отражает конкурентоспособные отрасли российской экономики, сосредоточенные в таких отраслях, как нефтегазовая и металлургическая промышленность, а также телекоммуникационный сектор. Учитывая тот факт, что ТНК, занятые в этих сферах занимают значительные позиции в международных рейтингах, а также схожие приоритеты китайских ТНК, можно выдвинуть предположение о грядущей интенсификации борьбы за зарубежные активы.
2.1. Переход
к рыночной экономике в КНР
и предпосылки формирования
С начала экономических реформ в 1978г. переход к рыночной экономике в Китае длится более 30 лет. Экономика Китая трансформировалась несколькими последовательными волнами реформ, учитывая и приспосабливаясь к новым экономическим реалиям и вызовам. Как и в любом процессе реформирования, наблюдались проблемы и неудачные подходы, однако в целом масштаб изменений, произошедших в экономике Китая и их эффективность поистине впечатляющи. Уже к середине 1990-х гг. Китай успешно отошел от командной экономики и создал функциональную рыночную экономику. Тем не менее, на сегодняшний день еще рано говорить об окончании процесса перехода, поскольку многие рыночные институты находятся на начальном этапе развития, а государство сохраняет эффективный контроль над ключевыми секторами экономики.
Подход Китая к реформированию собственной экономики значительно отличался от аналогичных процессов в бывших социалистических странах. Руководство страны справедливо рассматривало Китай как развивающуюся страну с низким уровнем доходов населения, и соответственно ставили экономическое развитие во главу угла. Предполагалось, что трансформация системы должна осуществляться одновременно с экономическим развитием, и что именно экономическое развитие повлечет за собой переход к рынку и обеспечит успешность этого перехода. Конкретные реформы, как правило, оценивались по их соответствию цели экономического развития и затем тестировались на локальном уровне для последующей применения в национальном масштабе в случае их успешности. Но даже когда переход к рыночной экономике был в целом осуществлен, руководство страны по-прежнему сохраняло приоритет экономического развития, ставя перед собой цель первоначально сделать Китай страной со средним уровнем дохода, что и отличало китайский подход от реформ, осуществлявшихся в России и Восточной Европе, где главной целью был как можно более быстрый переход к современной рыночной экономике. Поскольку предыдущие десятилетия командной экономики сформировали структуру, в которой ресурсы были сконцентрированы в крупномасштабных индустриальных проектах, в то время как многие потребительские нужды оставались неудовлетворенными, реформы позволяли частным лицам и корпорациям заниматься экономической активностью для удовлетворения потребительских нужд и создания дополнительного дохода. В тех случаях, когда индивидуальная экономическая деятельность не укладывалась в рамки командной экономики и нуждалась в исключениях из существовавших правил, такие допущения стали возможны.
Реформы начались в 1978г. с переосмысления многих аспектов командной экономики. В результате был выработан ряд принципов, по которым осуществлялись изменения на первом этапе либерализации китайской экономики. Они включали в себя:
Процесс реформ был прерван инцидентом на площади Тяньаньмэнь в 1989г., когда большое количество городских жителей, недовольных растущей инфляцией, высоким уровнем коррупции, а также неоправданными надеждами на более стремительное улучшение экономических и социальных условий вышло в центр Пекина с демонстрациями протеста, которые в итоге были подавлены военными силами, что повлекло за собой несколько сотен жертв. Тем не менее, после некоторого затишья процесс реформ возобновился, и по мере того, как влияние консервативной фракции сошло на нет, Дэн Сяопин предпринял решительный шаг в дальнейшем развитии реформ. Его «южное турне», в течение которого он посетил специальные экономические зоны и выразил открытую поддержку усилению экономических реформ и их прагматичной, неидеологизированной природе, послужило отправной точкой следующего периода реформ. В октябре того же года на 14-м Конгрессе КПК был провозглашен переход к «социалистической рыночной экономике».
Период реформ после Дэн Сяопиня характеризовался преемственностью с заложенными ранее фундаментальными основами. Произошедшие изменения отражали новые потребности для дальнейшего роста. Была окончена политика «двойного подхода», осуществлена рецентрализация фискальных ресурсов, ужесточена макроэкономическая политика. Создав устойчивую макроэкономическую базу, руководство переключилось на правовую и административную реструктуризацию ключевых секторов рынка, а именно банковской системы, налоговой системы, системы корпоративного управления. Одним из важнейших элементов современного этапа реформ стало вступление Китая во Всемирную торговую организацию, что отразило формирующиеся приоритеты глубокой интеграции в мировую экономику. Современный этап развития также стал тем временем, когда государство, а также китайские корпорации стали выстраивать стратегии глобальной экспансии в виду насыщающегося национального рынка, необходимости поддерживать существующие темпы экономического роста, а также продвижения ключевых государственных интересов на глобальном уровне. Более подробно мотивы и причины экспансии китайских ТНК будет рассмотрены в следующей секции настоящей работы.
2.2. Мотивация
выхода китайских ТНК на
Как отмечалось во введении к данной работе, китайские ТНК имеют множество мотивов для инвестирования за рубеж. Китайские компании, и особенно государственные предприятия, выходят на зарубежные рынки с целью поддержания уровня производства, поиска дополнительных источников сырья и энергоресурсов, а также для приобретения новых иностранных технологий.
Более того, китайские предприятия сумели занять прочные позиции на внутреннем рынке благодаря низким издержкам, связанным с их деятельностью. Соответственно, такие их особенности, как дешевизна рабочей силы, усиленные государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру, а также государственный протекционизм ключевых промышленных отраслей в совокупности предоставляют значительные конкурентные преимущества над зарубежными конкурентами.
Как и в случае с другими транснациональными корпорациями, движущими причинами расширения на международные рынки являются приведенные ниже факторы:
Информация о работе Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг