Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:20, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика этапов развития и формирования китайских ТНК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках исследования решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты интернационализации современного бизнеса и формирования ТНК.
2. Провести анализ структурных изменений экономики страны в период либерализации, которые выдвинули на передний план развитие национальных ТНК.
3.Раскрыть содержание государственной стратегии Китая в области развития, поддержки и продвижения национальных ТНК.
4. Рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний.
5. Определить приоритеты дальнейшего развития китайских ТНК. Структура работы отражает поставленные задачи.
Началом деятельности по выходу за рубеж для China Mobile можно считать 2006г., когда компания приобрела четвертый по размеру мобильный оператор Гонконга China Resources People’s Telephone и обеспечила мобильной связью загородные парки специального административного региона чтобы удовлетворить туристический спрос. В этом же году компания вела переговоры о приобретении мобильных операторов в Пакистане и Индии, которые, тем не менее, не состоялись. Наиболее обсуждаемой в 2006г. стала несостоявшаяся сделка между China Mobile и Люксембургской компанией Millicom, располагавшей на тот момент мобильными сетями в 16 развивающихся странах Латинской Америки, Азии и Африки, к примеру, Парагвае, Камбодже и Гане. Переговоры были прерваны Millicom в силу отсутствия уверенности в том, что китайская сторона сможет в оговоренные сроки выдвинуть предложение, соответствующее ее ожиданиям48. Вместе с тем, столь осмотрительный подход к приобретению иностранных компаний объясняется сохраняющимся потенциалом для расширения клиентской базы на домашнем рынке в силу недостаточного распространения мобильных услуг в сельских местностях Китая, что позволяет China Mobile выстраивать долгосрочную стратегию глобальной экспансии. В 2008г. компания опубликовала планы по расширению присутствия на европейских рынках как дополнительный элемент стратегии глобального роста. Открытая в том же году в Лондоне штаб-квартира призвана координировать рост в Европе, Среднем Востоке и Африке. Таким образом, деятельность компании сфокусируется на развивающихся рынках, гражданах Китая, проживающих за рубежом, но желающих поддерживать связь с домом, а также на рынке краткосрочных визитов, который включает в себя предоставление мобильной связи во время деловых поездок и для постоянно увеличивающегося потока китайских туристов за рубежом49. Отражает последовательное воплощение в жизнь данных планов текущее активное участие компании в торгах за право предоставления мобильных услуг на быстрорастущем рынке телекоммуникаций Мьянмы. Несмотря на то, что компания испытывает серьезную конкуренцию со стороны таких ведущих мировых операторов, как, среди прочих, шведский Telenor, упоминавшийся ранее люксембургский Millicom и французский Orange, совместное участие China Mobile и британского Vodafone может принести результат в виде стремительно растущего рынка, насыщение которого мобильной связью активно поддерживается правительством Мьянмы50. Кроме
Таким образом, вкупе с сохраняющимися лидерскими позициями на внутреннем рынке, China Mobile последовательно разрабатывает и осуществляет политику глобальной экспансии с характерной в целом для китайской экономики ориентированностью на средне- и долгосрочные периоды. Стремление занять нишу в развивающихся странах косвенно поддерживается также и прочными позициями китайских компаний по производству телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов Huawei и ZTE.
Целью данной работы было рассмотрение этапов формирования и становления китайских транснациональных корпораций, поскольку исследование их деятельности в настоящее время не только позволяет составить представление о приоритетных областях развития КНР, но и пронаблюдать огромное влияние, которое китайские компании начинают оказывать на мировую экономику, и которое, вероятнее всего, будет лишь усиливаться в будущем.
В рамках исследования было продемонстрировано, что выход на зарубежные рынки стал логичным продолжением успешных реформ, осуществленных руководством страны с целью создания «социалистической рыночной экономики». С тех пор, как в 1999г. была принята стратегия выхода на внешние рынки (кит. 走出去战略), китайские компании последовательно оценивали и выстраивали соответствующие меры. Необходимость выращивания собственных «национальных чемпионов» - важнейшая задача, поставленная руководством КНР и закреплённая в важнейших стратегических программных документах. Что в целом характерно для развития китайской экономики, для транснациональных компаний Китая характерны осмотрительность и средне- и долгосрочный характер планирования. Приоритетными направлениями инвестирования для китайских ТНК являются развивающиеся страны, однако в определенных случаях (как было показано при рассмотрении телекоммуникационной корпорации China Mobile), в качестве потенциальных рынков может выступать и Европа, или, в случае с нефтяной отраслью – северная Америка.
Анализ роли ТНК в современной мировой экономике, а также краткое сравнение китайских и российских ТНК свидетельствуют о всё более растущей их важности, а также, поскольку ТНК обеих стран функционируют в одинаковых отраслях, о потенциально усиливающейся конкуренции и более плотном взаимодействии.
Исследование показало, что за последние десятилетия китайские ТНК достигли существенных успехов и заняли важное место в мировой экономической и финансовой системе. Китайские ТНК крайне быстро учатся, перенимая позитивный опыт традиционных лидеров. Постепенно меняются и качественные характеристики ТНК Китая: если раньше крупнейшие ТНК представляли исключительно сырьевые и монопольные отрасли, то на сегодняшний день все больше ТНК возникает в сфере высокотехнологичных производств. Данная тенденция в дальнейшем будет неуклонно возрастать.
Вместе с тем, китайские ТНК находятся перед лицом ряда серьёзных вызовов. Конкретные параметры отставания крупнейших китайских ТНК от мировых лидеров включают в себя экстенсивность развития, нерациональность организационной структуры ТНК, технологическое отставание китайских ТНК, недостаточный опыт и, как следствие, низкое качество маркетинга и брендинга, по-прежнему преобладающее значение предприятий из монопольных отраслей. Важным фактором выступает также и то, что Китай относительно поздно начал встраиваться в глобализационные процессы в качестве донора прямых иностранных инвестиций и во многом до сих пор остается новичком в этой сфере. Наконец, не следует забывать и об особенностях институциональной среды в Китае, обусловленной оригинальным соотношением экономической и политической систем. Представляется, что по мере трансформации политической системы мы можем стать свидетелями интересных перемен как в институциональной среде, так и в положении китайских ТНК в мировой иерархии.
Таким образом, рассматриваемый вопрос – один из важнейших при анализе внешнеэкономической, а во многом и внешнеполитической линии Пекина, что представляет высокий научный и прикладной интерес.
Ablott, Matt. «China to surpass 1 billion mobile connections
in May 2012.» Wireless Intelligence.
2011. https://wirelessintelligence.
Anderson, J. «The Great Chinese Bank Sale.» Far Eastern Economic Review, Vol. 168, No. 8, September 2005.
Andreff, Wladimir. «The newly emerging TNCs from economies in transition: a comparison with Third World outward FDI.» Transnational Corporations, Vol. 12, No. 2, 2003.
«China Mobile Business Review.» 2012. http://www.chinamobileltd.com/
«China Mobile Company Overview.» China Mobile. 2013. http://www.chinamobileltd.com/
«China Telecom: company overview .» China Telecom. 2011. http://en.chinatelecom.com.cn/
«China Unicom Shareholding Structure.» China Unicom. 2013. http://www.chinaunicom.com.hk/
Deng, Ping. «Foreign Investment by Multinationals from Emerging Countries: The Case of China.» Journal of Leadership and Organizational Studies, Vol. 10, No. 2, Fall 2003.
Diebold, David. «A Glance at China’s Go-out Strategy.» Beijing Lives, 11 February 2006 г.
«Financial Times Global 500.» Financial Times . 2011. http://media.ft.com/cms/
Gong Li, Bo Wang, Yali Peng. «Can Chinese companies win in the global big leagues?» Outlook, 2011, № 3.
Korkin, Lucy. «The strategic Entry of China’s Emerging Multinationals into Africa.» China Report, 2007: 309 - 321.
Lau, J., Tucker, S. «China Mobile to seek new targets.» Financial Times, 5 Июль 2006 г.: 24.
Maierbrugger, Arno. «Vodafone, China Mobile eye Myanmar.» Investvine. 2013. http://investvine.com/
Naughton, Barry. The Chinese economy: transitions and growth. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2007.
«Rio Tinto Scuttles its Deal with Chinalco».» The Wall Street Journal.
Июнь 2009 г. http://online.wsj.com/article/
Stafford, Philip. «China Mobile in Global Expansion.» Financial Times, 21 Февраль 2008 г.: 15.
«State-owned Assets Supervision and Administration Commission of the
State Council (SASAC).» The People’s Republic of China:
Central SEOs (state-owned enterprises). 2007. http://www.sasac.gov.cn/
UNCTAD. «UNCTAD World investment report.» 2011. http://www.unctad-docs.org/
Zedtwitz, Max von. «Managing Foreign R&D in
China.» 2011. http://is.jrc.ec.europa.eu/
Zhang., Yongjin. China’s Emerging Global Businesses. Political Economy and Institutional Investigations. N.Y: Palgrave Macmillan, 2003.
Ба, Цзиньсинь. «Формирование транснациональных корпораций в Китае.» Проблемы Дальнего Востока, 2005, № 5.
Жэньмин Жибао. 2005-2012. http://russian.people.com.cn/
Институт исследования быстроразвивающихся рынков Сколково. «Глобальная экспансия транснациональных корпораций России и Китая: Адаптация в условиях кризиса.» Исследование Сколково, 2009.
Министерство торговли КНР. «Статистический бюллетень исходящих прямых иностранных инвестиций Китая.» 2008.
Паньков, В. «Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы.» Безопасность Евразии, 2008, 1.
Сумин, А. В. Российские ТНК в мировой экономике. Т. 5, в Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ, создатель А. Ю. Мельвиль. Москва: МГИМО-Университет, 2007.
Позиции 10 лидирующих китайских компаний в рейтинге Global Fortune 500, 2010 – 2012гг51.
Таблица 1 | ||
Китайские компании в Fortune 500, 2010г. | ||
Позиция в мировом рейтинге |
Название компании |
Выручка, в млн. долларов |
7 |
Sinopec |
187 518 |
8 |
State Grid |
184 496 |
10 |
China National Petroleum |
165 496 |
77 |
China Mobile Communications |
71 749 |
87 |
Industrial & Commercial Bank of China |
69 295 |
116 |
China Construction Bank |
58 361 |
118 |
China Life insurance |
57 019 |
133 |
China Railway Construction |
52 044 |
137 |
China Railway Group |
50 704 |
143 |
Agricultural Bank of China |
49 742 |
Таблица 2 | ||
Китайские компании в Fortune 500, 2011г. | ||
Позиция в мировом рейтинге |
Название компании |
Выручка, в млн. долларов |
5 |
Sinopec Group |
273 422 |
6 |
China National Petroleum |
240 192 |
7 |
State Grid |
226 294 |
77 |
Industrial & Commercial Bank of China |
80 501 |
87 |
China Mobile Communications |
76 673 |
95 |
China Railway Group |
69 973 |
105 |
China Railway Construction |
67 414 |
108 |
China Construction Bank |
67 081 |
113 |
China Life Insurance |
64 635 |
127 |
Agricultural Bank of China |
60 536 |
Таблица 3 | ||
Китайские компании в Fortune 500, 2012г. | ||
Позиция в мировом рейтинге |
Название компании |
Выручка, в млн. долларов |
5 |
Sinopec Group |
375 214 |
6 |
China National Petroleum |
352 338 |
7 |
State Grid |
259 142 |
54 |
Industrial & Commercial Bank of China |
109 040 |
77 |
China Construction Bank |
89 648 |
81 |
China Mobile Communications |
87 544 |
84 |
Agricultural Bank of China |
84 803 |
91 |
Noble Group |
80 732 |
93 |
Bank of China |
80 230 |
100 |
China State Construction Engineering |
76 024 |
Результаты исследования Института мировой экономики Фуданьского университета относительно причин инвестирования за рубеж и ожидаемых выгод
Таблица 4. | ||||
Мотивы инвестирования за рубеж (кол-во предприятий)52 | ||||
Мотив |
Важно |
Не важно |
Не учитывался |
Процентное отношение ко всем ответам (%) |
Выход на новые рынки |
16 |
- |
1 |
94 |
Преодоление торговых барьеров и сохранение экспортных рынков |
10 |
1 |
6 |
59 |
Продвижение экспорта средств производства, материалов и труда |
13 |
- |
4 |
77 |
Получение новых технологий и управленческих навыков |
13 |
1 |
3 |
77 |
Получение доступа к ресурсам |
10 |
3 |
4 |
59 |
Специальные преференции, предлагаемые местными властями |
13 |
2 |
3 |
77 |
Высокие процентные ставки |
12 |
5 |
4 |
71 |
Получение информации из первых рук о зарубежном производстве и рынках |
16 |
- |
2 |
94 |
Создание возможностей для расширения бизнеса предприятия |
17 |
- |
- |
100 |
Информация о работе Основные этапы и проблемы развития китайских ТНК в 1980-2010-е гг