Основы инновационной деятельности в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Инновационная деятельность - необходимый компонент политики государств и отдельных предприятий. Без этого компонента любое предприятие обречено на разорение, а государство на отставание от инновационно - приверженных стран.
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой - постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств.

Содержание

Основы инновационной деятельности в промышленности…………….3
Сущность кооперирования, его формы и основные показатели…….11
Список использованной литературы………………………….......................20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная 7 вариант.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Увидеть значение инновационной деятельности для предприятий понятней всего  представляется в рассмотрении естественного  процесса развития рынка.

Сначала на ранних стадиях ненасыщенного  рынка прибыль компании (формирование первичного капитала) является одновременно единственной целью и ценностью для бизнеса. Прибыль в это время есть исходный и самый главный дефицит для компании, предмет пристального внимания финансового менеджмента (собственно, единственного для того времени вида управления).

Однако, по мере насыщения рынка, когда  спрос начинает превышать предложение, возникает новый дефицит -- платежеспособный покупательский спрос. Теперь Покупатель как источник денег становится для  компании дороже самих денег. Удержание  старых покупателей и привлечение  новых -- это теперь ключевые проблемы управления.

Дальнейшее обострение конкурентной борьбы за покупателя еще больше обостряет  проблему обеспечения его лояльности (т.е.приверженность покупателя одной  марке). Ротация клиентов оборачивается  для компании значительными коммерческими  затратами на привлечение новых  покупателей взамен потерянных старых. Борьба за удовлетворенность Покупателей  как ключевого фактора обеспечения  их лояльности неизбежно, в очередной  раз, изменяет систему ценностей  компании. Качество (конкурентоспособность) компании становится основой обеспечения  лояльности ее Покупателей. Теперь качество выступает источником источника  прибыли... Это новая системообразующая  ценность для компании, определяющая ключевые компоненты ее стоимости: прибыль, динамику развития, устойчивость. При  этом система менеджмента качества становится, соответственно, новой  парадигмой насыщенного рынка. Ее главная  концептуальная идея -- постоянные улучшения  процессов деятельности с целью  повышения способности компании качественно удовлетворять потребности  Заказчиков.

Интеграция в мировую экономику (глобализация) существенно расширяет  поле конкурентной борьбы, заставляя  российские компании конкурировать  с лидерами мирового рынка. В этих условиях главной проблемой компаний и основной задачей их руководства  становится обеспечение устойчивого  роста. Для этого в условиях такой  мощной конкуренции совсем не достаточно постоянного совершенствования деятельности. Для лидеров рынка стоит задача выиграть, а не проиграть. Решить ее можно только постоянными инновационными прорывами, обеспечивающими поддержание высокого темпа развития. Инновационный менеджмент, основанный на знаниях, -- это парадигма управления XXI века, ответ на вызов современного рынка Покупателя. Теперь это источник источника прибыли.

Таким образом, можно выявить что  инновации являются источником обеспечения  конкурентоспособности и устойчивого  роста для предприятий. Помимо этого  они являются источником экономии производственных затрат и качества продукции (пусть  это будут четыре основных значения инноваций для предприятий). Другими  словами, любая организация без  постоянного внедрения инноваций  имеет довольно сомнительные шансы  на выживание. Зарубежными специалистами  установлена тесная связь между  склонностью фирм к нововведениям (и высокому качеству) и их успехом  в торговле: возврат (окупаемость) вложенных  средств у предприятия с более  высоким качеством по сравнению  с предприятиями с низким качеством  выше в 2.7 раза, а прибыль - в 2.4 раза. Предприятия с лучшим качеством  продукции достигают среднего возврата средств в 32% и прибыли - в 13%. Предприятия  с низким качеством имеют в  среднем возврат средств 12%, а  прибыль - 5%. На современном рынке  успех будут иметь те предприятия, которые предложат инновационные  изделия с высоким качеством, будут более гибко удовлетворять  потребности настоящих и будущих  заказчиков одновременно, сократят до минимума свои затраты на изготовление продукции

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность кооперирования, его формы и основные показатели

Отличительной особенностью предприятий промышленного производства является не только высокий технический  уровень развития, но и постоянно развивающиеся формы организации, которые оказывают большое влияние на экономику.

Основными формами организации промышленного производства являются: концентрация, комбинирование, специализация и кооперирование.

Концентрация  производства – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Комбинирование представляет собой процесс соединения труда определенных органически связанных между собой специализированных производств в единый хозяйственный комплекс.

Специализация– это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Неизбежным следствием развития специализации отраслей и  предприятий при изготовлении отдельных  заготовок, деталей и агрегатов  для машин и оборудования является производственное кооперирование. Разделение труда и его кооперация в практике неразрывно связаны, так как специализация и кооперирование являются двумя сторонами процесса производства. Поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

Кооперирование — это установление длительных и устойчивых производственных связей между специализированными предприятиями с целью совместного изготовления, как правило, сложной продукции.

Кооперирование, наряду с концентрацией и специализацией - одна из прогрессивных форм организации производства, основанная на общественном разделении труда.  Специализация и кооперирование - две стороны  единого  процесса: специализация обеспечивает целесообразное расчленение и обособление предприятий,  а кооперирование - связи между ними. Под кооперированием понимается лишь часть производственных связей.

При кооперировании одно административно самостоятельное  предприятие (поставщик) поставляет другому (получателю) части готовой продукции, которые представляют собой заготовки, узлы и т.д. В порядке материально-технического снабжения - сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы, детали широкого применения (подшипники, запчасти к изделиям массового производства и т.п.). Те части готовой продукции, которые требуют на промышленном предприятии - получателе дополнительной обработки, носят название полуфабрикаты. А те части готовой продукции, которые непосредственно включаются в готовое изделие без дополнительной обработки, называются комплектующими изделиями.

В соответствии с  формами специализации различают  три формы кооперирования:

  • предметное (агрегатное) кооперирование  —  кооперирование, когда ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головному предприятию, выпускающему законченную продукцию — машины и оборудование;
  • подетальное кооперирование — кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.) для выпуска готовой продукции;
  • технологическое (стадийное) кооперирование — кооперирование, которое выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головному предприятию (пряжи - ткацким фабрикам; поковок, отливки -машиностроительным заводам).

Основным показателем уровня кооперирования производства является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Определим на примере уровень  кооперации, если стоимость (цена) покупных полуфабрикатов составляет 63 млн. р., а  общий объем производства продукции  составляет 210 млн. р.

Для того чтобы найти уровень  кооперации, стоимость (цену) покупных полуфабрикатов разделим на общий объем  производства продукции (63 млн. р./ 210 млн. р.) и получим 0,30 или 30%.

Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми головные предприятия  находятся в кооперационных связях.

Относительно отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий различают следующие виды связей по кооперированию:

  • внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
  • межрайонные, когда в кооперацию вступают предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
  • внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли,
  • межотраслевые — при кооперировании предприятий разных отраслей.

Кооперирование между  предприятиями разных стран получило наибольшее развитие во второй половине XX в. Для ведущих промышленных стран такая кооперация проявилась через создание транснациональных корпораций. Эти корпорации осуществляют кооперацию между своими предприятиями по всему миру.

Как правило, в ведущих  промышленных странах размещаются научные центры, производство наиболее сложных деталей и узлов, а предприятия, расположенные в развивающихся странах, в основном занимаются сборочными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В результате такой кооперации за счет более низкой оплаты труда в развивающихся странах по сравнению с ведущими промышленными странами обеспечивается снижение издержек на производство продукции.

Уровень кооперирования определяется следующими основными  показателями:

  • удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;
  • удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;
  • числом предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
  • удельным весом различных форм кооперирования в общем объеме поставок;
  • долей  продукции, получаемой по кооперации из-за границы в себестоимости выпуска и в объеме кооперированных поставок.

Одним из основных показателей  кооперирования является радиус кооперации, при котором суммарные затраты  по производству и транспортным расходам по доставке продукции должны быть минимальными.

При определении  открытия нового предприятия можно использовать оценку центра тяжести по минимуму издержек обращения, анализ объемов выпуска продукции и общих затрат, а также основных факторов. При открытии нового филиала компании необходимо учитывать так называемый его центр тяжести по отношению к другим филиалам, получающим от него детали, узлы и другую продукцию.

Кооперирование  способствует лучшему использованию производственных возможностей каждого предприятия, повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции.

Производственное кооперирование требует стандартизации технологических  процессов и отдельных видов  поставляемой продукции. Стандартизация обеспечивает получение изделий  со строго определенными свойствами, качеством и размером, обеспечивает взаимозаменяемость деталей и узлов. Предприятия обязаны выпускать  продукцию в строгом соответствии с утвержденными стандартами (ГОСТ).

Стандартизация  неразрывно связана с унификацией продукции. Унификация означает использование при производстве машины и других изделий однотипных деталей, узлов, однородных сортов материалов.

Важное  направление  совершенствования  стандартов  —  комплексность   их разработки  и  внедрения.  Она  предполагает  единые  требования  к  сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, к  методам  контроля  и испытания готовых изделий  и  продуктов,  к  условиям  их  транспортировки, хранения и потребления.

Чем больше промышленных изделий охвачено унификацией  и  стандартизацией, тем легче  организовать кооперированные производства  по  изготовлению конструктивно и технологически подобной продукции.

На  основе   унификации   и   стандартизации   достигается   концентрация производства однородных изделий на предприятиях оптимальных  размеров,  что обеспечивает  рост  производства   и   производительности   труда,   лучшее использование производственного аппарата,  сырьевых  и  трудовых  ресурсов, повышение качества продукции и, как следствие, рост прибыли.

Сокращение  числа применяемых типов и  размеров деталей, узлов, механизмов упрощает и удешевляет конструирование машин, их производство и эксплуатацию.

План  кооперирования  производства  является  составной частью плана развития промышленности.  Он тесно связан с планами развития производства продукции в натуральном  выражении, развития и внедрения новой  техники и прогрессивных технологических процессов, производственных мощностей, капитальных вложений, с мероприятиями по совершенствованию управления промышленностью, оказывающими большое влияние на изменение уровня кооперации.

Информация о работе Основы инновационной деятельности в промышленности