Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России; выделить основные направления государственного регулирования; раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания; познакомится с формами и методами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства; определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . . . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . . . 8
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . . . .26
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Доходная часть |
Показывает откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества. |
Налоги |
Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег |
Займы у международных организаций |
Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) |
[3;стр.231]
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления. Налоги - основной источник бюджетных средств.
Среди
этих поступлений ведущее
Налоги на прибыли компаний составляет важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
В последние
годы возрастает значение взнос
Существенную
фискальную роль играют косвенн
В
современных условиях
Второй
составной частью бюджета
Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.
Доходы и расходы бюджета (млрд. национальной валюты)
Страна |
1990г. |
1999г. | ||
доходы |
расходы |
доходы |
расходы | |
Великобритания |
203 |
200 |
328 |
328 |
Германия |
702 |
726 |
1194 * |
1216* |
Италия |
509 |
644 |
881 |
916 |
США |
1086 |
1304 |
1907 |
1785 |
Франция |
2673 |
2762 |
3491** |
3797** |
*Данные за 1998 г.
** Данные за 1997 г.
В
тех государствах, в которых часто
допускается бюджетный дефицит,
7. Государственный долг
Государственный долг – это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. [3;стр.233]
В ряде случаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, и ее невозможно погасить за короткий срок. Так, в конце ХХ в. величина государственного долга США составила 814 млрд. долл. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, неспособного оплатить свои расходы? Нет, не всегда, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
а) печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;
б) неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;
в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое распространение;
г) внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации и казначейские обязательства.
Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастную часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на употребление и накопление. Широкая продажа государственных ценных бумаг ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг уходят те продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.[4;стр.487]
Помимо
проблемы погашения
Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Внутренний государственный |
Долговые обязательства |
Внешний государственный долг |
Задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте |
Внутренние долговые обязательства |
Рыночные |
Долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг - облигаций |
Нерыночные |
Возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу бюджетного года, который переоформляется в государственный внутренний долг) |
Причины возникновения внутреннего государственного
долга
1.
Получение государством
2.
Осуществление государством
3.
Предоставление бюджетных ссуд
одним уровнем бюджетной
Я
считаю, что внешний государственный
долг является более серьезной
проблемой, чем внутренний, так
как с его появлением
Сама
по себе номинальная величина
внешнего долга еще ничего
не говорит о состоянии
-
величина долга на душу
- отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
-
отношение величины госдолга
к объему экспорта (он не должен
превышать сумму экспорта
- расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%);
-
отношение внешнего долга к
размеру золотовалютных
Реструктуризация долга – проце
Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Жизнь страны, обремененной
внутренним и внешним долгами,
требует грамотной стратегии
и умелого использования
Меры по управлению государственным долгом
1.
Недопущение долговой ловушки,
при которой все ресурсы
2. Поиск средств для выплаты долга.
3.
Нейтрализация негативных
4.
Эффективное использование
В
России использовалась особая
финансовая политика, направленная
на формирование бюджетного
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты.
Денежно кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляций, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Основной целью денежно-кредитной политики является стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.
Объект денежно-кредитной политики – соотношение спроса и предложения на денежном рынке.[3;стр.246]
В процессе реализации денежно
– кредитных способов
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
- целевое кредитование;
- установление кредитных «потолков»;
- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.
Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам . Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.
Информация о работе Основы теории государственного регулирования экономики