Основы теории прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое исследование экономической модели совершенной конкуренции.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы совершенного конкурента;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- проанализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Содержание

Введение 2
1. Доход фирмы совершенного конкурента 4
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 4
1.2 Валовой, средний и предельный доход фирм 6
2. Основы теории прибыли 9
2.1 Значение и функции прибыли 9
2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства 15
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента 23
Заключение 32
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Доход,выручка и прибыль предприятия.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Следующая функция прибыли –  стимулирующая. Прибыль обеспечивает главный экономический интерес  фирмы – обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса в продукции и услугах по ценам, приносящим достаточный доход для расширения деятельности и удовлетворения личных потребностей. Для получения достаточной прибыли необходимо снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. Часть прибыли используется для стимулирования труда всех работников, что способствует лучшей организации и росту производительности труда [4.c.227].

 

2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства

 

Прибыль как главный  результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности фирмы и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой прибыли  включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.

В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валовой прибыли  отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

На рис. 2.2.1 представлена схема формирования валовой прибыли фирмы.

Подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции. На прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.   

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализации, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно – увеличению за счет этого прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятий от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.

На величину прибыли  от реализации безусловно влияют изменения  в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли  включается, как отмечено выше, прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько  процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.

Отдельной составной  частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У фирмы  могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения  объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки [5. c.87].   

Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль  от этой реализации исчисляется как  разница между продажной ценой  и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции:

- доходы от долевого  участия в деятельности других  организаций;

- доходы от сдачи  имущества в аренду;

- дивиденды, проценты  по акциям, облигациям и другим  ценным бумагам, принадлежащим  предприятию;

- суммы полученных  и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.)

В тех случаях, когда  суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и  возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Для фирмы важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Результат деятельности фирмы определяется абсолютной суммой прибыли, которая характеризует возможности развития фирмы. Важно оценивать и результативность использования ресурсов фирмы путем сопоставления прибыли с вложенным капиталом. В теории К. Маркса используется категория норма прибыли (Р) как отношение прибавочной стоимости (m) к авансированному постоянному (С) и переменному (V) капиталу:

                                     = , или ,                                                                                                                   

где К – весь авансированный капитал.

К. Маркс показал, что  в объективных условиях развития научно-технического прогресса норма прибыли имеет тенденцию к понижению, что вызывает необходимость активно бороться за ее повышение, используя противодействующие факторы: экономию на постоянном капитале, ускорение оборота капитала, повышение степени эксплуатации и др.Процесс образования средней прибыли был положен в обоснование цены производства,  включающей   издержки   производства ( С + V ) и среднюю прибыль ( P`)

[1. c.290].

Каждая фирма ведет  дело на свой страх и риск и по собственному разумению. Предпринимательская деятельность, как фактор производства, настолько сложен и непредсказуем, что всегда есть в отрасли лучшие и отстающие фирмы. Лучшие фирмы всегда получают благоприятствующие экономические позиции, в том числе и большую массу прибыли. Экономические результаты в ходе конкуренции нивелируются. Рынок выступает великим учителем. Поэтому складывается отраслевая норма средней прьыли.

Каждая предпринимательская  фирма ориентируется на достижение в долговременной перспективе такой степени прибыльности или эффективности использования капитала как и другие фирмы отрасли.

Отраслевая средняя  норма прибыли – результат  внутриотраслевой конкуренции. Существует так же и межотраслевая конкуренция. Сложность межотраслевой конкуренции состоит в том, что в разных отраслях национальной экономики используются разные производительные силы, разные капиталы с разным техническим строением. Заметно отличие, например, между легкой промышленностью и металлургией, производством конфет т грузовых автомобилей, сыра и кефира. Там, где высокое органическое строение – капитал оборачивается медленнее, стоимость одного рабочего места из-за стоимости оборудования выше. Поэтому в разных отраслях складываются разные отраслевые нормы прибыли.

              Отраслевые нормы прибыли с учетом строения капитала.

К

Рr

Pr`

80C+20V

70C+30V

60C+40V

85C+15V

95C+5V

20

30

40

15

5

20%

30%

40%

15%

5%




 

 

 

 

 

                                        Таблица 2.2.2.

 

Данный пример взят из теории средней прибыли и цен  производства К. Маркса. С– это постоянная часть капитали, затраченная на закупку средств производства, V – переменная часть капитала, затраченная на приобретение рабочей силы, Pr – отраслевая прибыль; Pr` - отраслевая норма прибыли. Соотношение между ними отражает стоимостное или органическое строение капитала [2. c.106].

Приведенные данные показывают, что даже если предположить, что  рабочая сила во всех отраслях национальной экономики используется с одинаковой степенью эффективности, то складываются разные отраслевые нормы прибыли.

Механизм разрешения противоречия включает миграцию капитала и изменение рыночных цен с  учетом структуры национальной экономики. Капитал начинает уходить из менее  прибыльных отраслей в более прибыльные. Здесь увеличиваются объемы производства  и отраслевое предложение. В итоге предложение опережает спрос. В покидаемых отраслях, наоборот, предложение снижается, цена начинает расти.

Миграция капитала прекратится, если произойдет уравнивание отраслевых норм прибыли и сложится общий  уровень рентабельности во всей национальной экономике.

Установится принцип: на равный капитал – равная прибыль; равновеликие капиталы в равные промежутки времени претендуют на равновеликую прибыль, приходящуюся на единицу авансированного  капитала. Средняя норма прибыли определяется:

                                    

Это основное содержание экономического закона средней нормы  прибыли в национальной экономике.

Формируется особая система  цен, которая состоит из цен производства. Цена производства (Рр) выступает как основной ориентир в колебаниях рыночных текущих цен под воздействием спроса и предложения:

                                       

Таким образом, цена производства отрасли равна средним отраслевым издержкам производства плюс средняя прибыль на вложенный капитал.

В рыночной экономике  действует так же закон тенденции  средней нормы прибыли к снижению. Рост издержек производства выступает  мощным ограничителем для массы  прибыли. К тому же техническое перевооружение изменяет структуру капитала. Постоянно увеличиваются затраты, к примеру, по линии основного капитала, т.е. возрастает капиталоемкость производства. Но данный закон действует именно как тенденция, потому что удешевление, боле эффективное использование факторов производства, удешевление многих элементов основного капитала и сырья, воздействие внешней торговли в состоянии выступить как факторы противодействия снижению средней нормы прибыли.

Информация о работе Основы теории прибыли