Основы теории прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое исследование экономической модели совершенной конкуренции.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы совершенного конкурента;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- проанализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Содержание

Введение 2
1. Доход фирмы совершенного конкурента 4
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 4
1.2 Валовой, средний и предельный доход фирм 6
2. Основы теории прибыли 9
2.1 Значение и функции прибыли 9
2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства 15
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента 23
Заключение 32
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Доход,выручка и прибыль предприятия.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

   50

                                                                                                                       Потеря прибыли

                                                                     Потеря прибыли

   40        D                                                                                       A                           AR=MR

                                                                                                                      A

             C                               

    30                                                                                                      B

                                                                                                                  AVC

                                                                                                                    

    20                                                                                                             

 

   1            2           3          4          5           6         7         8          9          10       Q

 

                         Рис. 2.3.4.   Определение условия максимизации прибыли.

 

Предпринимательская фирма  будет минимизировать убытки или максимизировать прибыль, производя строго в той точке, где предельный доход МR равен предельным издержкам: MR=MC.

Если MR>MC, то прежде чем  закрыться, есть смысл сравнивать MR и AVC. Тогда определяется точка минимизации убытков.

В условиях сформированного конкурентного рынка предпринимательская фирма вынуждена считаться с тем, что MR=P. Тогда P=MC, что есть частный случай исходного правила.

Максимум прибыли достигается  в точке А, при МС=MR. Здесь Q=8. При Q=7 фирма теряет часть прибыли. При Q=9, MC>MR фирма уже сталкивается с убытками и есть смысл сократить производство.

Равенство предельного  дохода MR предельным издержкам МС в  точке, в которой кривая МС возрастает, а не снижается, есть условие максимизации прибыли.

На рис. 2.3.4. АВ – это расстояние между MR и АС. Оно равно средней прибыли на единицу продукции. Площадь ABCD – общая масса прибыли предпринимательской фирмы. Последняя стремиться максимизировать общую прибыль, а не прибыль на определенную единицу продукции.

Особая ситуация возникает, если AVC<P<AC (см. рис. 2.3.5).


   

 

                                                                                                                     МС

 

 

                                                                                                                  АС

      С                                                                                   В

                                                                                                                       p= MR

      D                                                                                     A                                                       

 

      F                                                                                        E

 

 

 

 

 

 

      O                                                                                      Q

Выпуск

 

                             Рис.2.3.5. Минимизация убытков при P<AC

 

Тогда предпринимательская  фирма может принять решение  и производить некоторый объем  продукции, чтобы минимизировать убытки в краткосрочном периоде. Выгоднее производить убыточно некоторый объем продукции, нежели вообще ничего не производить.

В данной ситуации фирма  производит объем  и не получает прибыль. Однако сумма убытков сведена до минимума.

Таким образом, при определении  стратегии в краткосрочный период фирма может минимизировать потери по линии компенсации постоянных издержек. Она может мириться с  убытками, сводя их до минимума, рассчитывая  поправить дела на долговременном этапе [2. c. 96].

На основе двух данных подходов составим проверочную таблицу, которая позволяет определить наиболее правильные действия в определенной ситуации.

 

              Решение

Принцип сопоставления 

TR и ТС

Принцип сопоставления 

MR и MC

Фирме следует производить

Да, если TR>TC или если TC>TR, но на величину меньшую, нежели TFC

Да, еслиР (по меньшей мере) AVC

Объем производства при  максимизации прибыли

До тех пор, пока превышение TR над ТС максимально, или когда превышение ТС над TR минимально

Производить в тех  случаях, когда MR, или Р=МС

Получение экономической  прибыли 

Да, если TR>TC,

Нет, если TC>TR

Да, если Р>ATC,

Нет, если ATC>P


 

Таблица 2.3.6. Определение решения фирмы в краткосрочный период.

 

В долговременный период предпринимательская фирма обязана учитывать ряд новых обстоятельств:

- число фирм может  резко увеличиться или уменьшиться,  что сопровождается соответствующим  изменением рыночного предложения;

- каждая фирма имеет  возможность не только выйти  из обозначенного бизнеса, но и расширить его за счет наращивания производственных возможностей с учетом достигнутого масштаба производства;

- в долговременный  период фирма исходит из постоянной  рыночной цены.

 В долговременный  период предпринимательская фирма  так же стремиться к получению прибыли и остерегается убытков. Если в исходных условиях Р>АТС, или Р<АТС, то предложение отрасли будет соответственно или увеличиваться, или уменьшаться.

Предположим, что фирма  отрасли находится в состоянии  равновесия:

                                              MR=P=MC=AC (см. рис. 2.3.7).

Экономическая прибыль  здесь равна нулю. Предположим, возрос рыночный спрос и сложилась более  высокая рыночная цена. Тогда производство становится более прибыльным, появляется возможность присваивать избыточную прибыль. Появление экономической прибыли будет привлекать в отрасль новые фирмы. Включается механизм перелива капитала. Рост предложения неизбежен, что обусловит понижение цены до первоначального уровня и восстановление долговременного равновесия за счет ликвидации экономической и избыточной прибыли. На рис.2.3.8 это обозначено как движение через точки , где .

 

Если вслед за этим спрос на рынке будет продолжать падать, то снижение цены и возникшие  убытки (Р<АТС) заставят фирмы сворачивать производство или вообще уходить из отрасли. Далее последует уменьшение отраслевого предложения, рост цены до прежнего равновесного уровня. При Р=АТС исчезает опасность убытков, но в отрасль не смогут проникнуть те фирмы, которые имеют более высокие индивидуальные издержки производства.

Основное заключение таково:после того, как все долговременные приспособления завершены и долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку [2.c.101].

Расширение производства автоматически увеличивает спрос  на соответствующие ресурсы. Это означает, что складываются предпосылки для роста цен на факторы производства. В свою очередь это приводит к росту издержек производства. Их повышение обуславливает необходимость более высоких рыночных цен.

Большинство отраслей является отраслями с возрастающими издержками производства.

Рис.2.3.9 показывает, что  при возрастании АТС нужна более высокая отпускная цена, чтобы стимулировать в отрасли производство. Рост АТС выступает как ограничитель роста прибыли.

 


                      P

                                                                   D

                                                      D                                  S

                                        D                                P

                                                                     P

                                                         P

                                        S   

 

                         O                        Q         Q        Q                         Q  

 

  Рис.2.3.9. Предложение отрасли в условиях возрастания издержек производства.

 

Второй ограничитель связан с тем, что вслед за ростом предложения неизбежно в долговременной перспективе последует снижение рыночной цены. Но нужна как раз более высокая цена, чтобы компенсировать возрастающие АТС. Экономическая практика показывает, что такая тенденция может рассматриваться как доминирующая. Если такая цена будет складываться, то при более высокой цене произойдет увеличение Q; кривая отраслевого предложения с возрастающими издержками стане восходящей.

Вместе с тем теория национальной экономики допускает  и ситуацию, когда рост отраслевого  предложения не изменяет цены на основные факторы производства. В итоге издержки производства не изменяются. Это происходит, когда отрасль использует неспециализированные ресурсы, имеющиеся в наличии, и существует возможность свободного выхода (при возникновении дефицита) на мировой рынок.

В долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной(рис.2.3.91а). Это означает, что каждая предпринимательская фирма довольствуется некой одинаковой для всех нормой прибыли.


                         P

 

 

 

                                     D              D               D   

 

 

                                      S           P               P              P             S

 

 

 

                           O

                                                  Q              Q              Q              Q

 

Рис.2.3.9.а. Предложение  отрасли при неизменных ценах на факторы производства.

 

В конечном итоге долговременное равновесие для каждой конкурентной фирмы имеет одни и те же характеристики – это равенство цены долгосрочным предельным издержкам и минимальным  средним общим издержкам. Данное тройное равенство говорит о том, что конкурентная фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, а в долговременном она будет просто возмещать свои затраты, производя объем продукции в соответствии с правилом равенства предельного дохода предельным издержкам.

 

Заключение.

 

Цель фирмы – максимизировать  свои экономические прибыли. Конкурентное давление на рынке может способствовать реализации этой цели. Экономическая  прибыль – это разница между  валовым доходом и издержками (явными и неявными) на все ресурсы, используемые в производстве. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской, которая представляет собой разницу между валовым доходом и явными издержками на ресурсы, используемые в производстве.

Экономическая модель совершенной  конкуренции предполагает наличие стандартизированного продукта, принятие цен фирмами, полную мобильность ресурсов и полную информацию о покупателях и фирмах.

В условиях совершенной  конкуренции для отдельной фирмы  значения предельной выручки равны  рыночной цене, то стремящаяся к максимизации прибыли фирма оптимизирует свой выпуск в случае равенства рыночной цены и предельных издержек производства.

Оптимизируя выпуск путем  выбора объема производства, при котором цена равна предельным издержкам, совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде осуществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальным средним переменным издержкам производства фирмы.

В долгосрочном периоде, руководствуясь тем же правилом, совершенно конкурентная фирма выбирает объем выпуска, при котором цена равна долгосрочным предельным издержкам, и осуществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства.

Оба состояния равновесия (и долговременное, и краткосрочное) эффективны в том смысле, что стоимость ресурсов, используемых в производстве последней единицы продукции, точно равна стоимости продукции для покупателя. Это означает, что состояние равновесия исчерпывает все возможности для взаимовыгодного обмена. Долговременное равновесие имеет особенности:

Информация о работе Основы теории прибыли