Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа
Система бухгалтерского учета и контроль за правильностью ведения учетных операций.
1.1Понятие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля учетных операций.
1.1. Настоящее Правило (Стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против сумм операции и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом "Расчетные счета", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их получения.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы,
проставляются корреспондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов - слева. Выписка банка сшивается с оправдательными документами и служит для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету "Расчетные счета".
Учет расчетов платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между организациями, за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.
Организация представляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика (рис. 2).
Поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в.картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Указанная форма расчетов
требует участия для своего оформления
целой группы счетов бухгалтерского
учета.
Учет расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями
Платежное требование (ф. 0401061)
представляет собой требование поставщика
к покупателю произвести оплату на
основании расчетных и
Поставщик продукции (работ, услуг) выписывает платежное требование и сдает в банк на инкассо.
Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом или без акцепта плательщика (рис. 3).
Согласие на оплату (акцепт) плательщик обязан дать в течение трех дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание - знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме.
Со счетов плательщика оплачивают без его согласия (безакцептные платежи) требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентную плату за телефон, проценты за кредит и др.
В бухгалтерском учете
следует различать порядок
У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 "Продажи" в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении.
Аккредитивная форма расчетов
Одним из распространенных видов расчетов является их аккредитивная форма. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или кредита банка оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя, на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы (рис. 4).
При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. Зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ.
Аккредитивы бывают двух видов:
* покрытые,
* непокрытые.
Аккредитив называют покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т. д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива. В других случаях эти расходы учитываются в составе операционных расходов (счет 91/2). Аккредитив называют непокрытым, если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства покупателя остаются в обороте до момента списания их банком. Сумма, на которую открыт аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета применяется счет 009.
При открытии непокрытого аккредитива делают запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечение обязательств и платежей выданные". Использование непокрытого аккредитива отражают по кредиту счета 009.
В тех случаях, когда поставщик товара, материалов сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удобным способом разрешения конфликта. Аккредитив может быть предназна чен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком. Учет операций при аккредитивной форме расчетов ведется на счете 55 "Специальные счета в банках" - активный, балансовый, денежный, субсчет 55/1 "Аккредитивы".
Расчеты чеками .
Расчетный чек - письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные суммы.
В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты. Чеки можно использовать в расчетах с магазинами, оптовыми базами, за товары и услуги транспорта и связи. Выдавая чековую книжку, банк должен указать лимит, на который можно выписывать чеки; лимит устанавливает организация, а срок использования - банк (не более 6 месяцев).
Чекодатель - лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, называется чекодержателем.
По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передают его поставщику (рис. 5). Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку. Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55/2.
ГЛАВА 2
2.1Учет денежных средств
на расчетном счете ООО «
Безналичные расчеты за поставленную
продукцию (товары), выполненные работы
или оказанные услуги являются основным
видом расчетов между юридическими
лицами. Для открытия расчетного счета
ООО «Модный дом» предоставило следующие
документы:
- свидетельство о регистрации;
- копию Устава, заверенную нотариально;
- копию свидетельства о постановке организации
на налоговый учет в качестве налогоплательщика;
- справки из внебюджетных фондов о регистрации
в качестве плательщика страховых взносов;
- заявление на открытие расчетного счета;
-копии приказов о назначении директора
и главного бухгалтера, заверенные нотариально;
- карточку с образцами подписей директора
ООО и главного бухгалтера, заверенные
нотариусом.
На основании всех сданных документов
с «СКБ - банком» был заключен договор
о банковском обслуживании и открыт расчетный
счет. Договором о банковском обслуживании
определены обязанности и права банка
и организации, порядок расчетов банка
с клиентом, а также ответственность сторон.
Информация об открытии счета в пятидневный
срок была передана в налоговую инспекцию,
в которой состоит на учете ООО «Модный
дом».
Операции по расчетному счету оформляются
согласно Положению Центрального банка
РФ о безналичных расчетах в Российской
Федерации.
Первичный учет денежных средств организации
на расчетном счете
Платежи с расчетного счета производятся
на основании распорядительных документов
организации или по платежным документам
организации - получателя.
Для оформления операций на расчетном
счете ООО «Модный дом» использует следующие
расчетные документы: платежное поручение,
платежное требование, объявление на взнос
наличными, чеки, инкассовые поручения.
Все расчетные документы содержат реквизиты:
- наименование расчетного платежа, его
номер, дата выписки.
- вид платежа;
- наименование плательщика, номер его
счета, ИНН;
- наименование и место нахождения банка
плательщика (БИК) номер корреспондентского
счета или субсчета;
- название платежа с выделением отдельной
строки налога, подлежащего уплате, либо
с указанием того, что налог не уплачивается;
- сумма платежа.
Платежное поручение - документ, оформляющий
поручение ООО «Модный дом» своему банку
перевести сумму, указанную в документе
на счет получателя. Платежные поручения
организацией используются для следующих
целей:
- перечисление денежных средств за поставленные
товары, выполненные работы, оказанные
услуги;
- перечисление денежных средств в бюджеты
всех уровней и во внебюджетные фонды;
- перечисление денежных средств в целях
возврата кредитов (займов) и уплаты процентов
по ним;
- перечисление денежных средств в других
целях, предусмотренных законодательством
или договорами.
Платежные поручения на ООО «Модный дом»
заполняются механическим способом на
специальном бланке и предъявляются в
банк в течение 10 дней со дня выписки. Для
контроля и учета своевременной оплаты
бухгалтерией ведется «Журнал регистраций
платежных поручений».
При оформлении платежных поручений в
графе «Очередность платежа» ООО «Модный
дом» учитывает календарную очередность
платежей предусмотренную статьей 855 ГК
РФ.
Взнос наличных денежных средств на расчетный
счет оформляется объявлением на взнос
наличными, которое состоит из трех частей:
верхняя часть остается в банке, средняя
(квитанция) передается кассиру после
приема денежных средств, нижняя (ордер)
возвращается после проведения банком
соответствующей операции вместе с банковскими
выписками.
Синтетический и аналитический учет операций
на расчетном счете
Для учета движения средств в бухгалтерии
ООО «Модный дом» используется активный
счет 51 «Расчетные счета». По дебету отражается
поступление денежных средств на расчетный
счет в банке. По кредиту счета 51 отражаются
суммы, полученные из банка в кассу предприятия
или перечисленные на другие счета или
другим организациям.
Анализируя поступления и расходование
денежных средств с расчетного счета ООО
«Модный дом», можно сказать, что для операций
по движению денежных средств на расчетном
счете используются следующие счета: 50
«Касса»; 58 «Финансовые вложения»; 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты
с покупателями и заказчиками»; 67 «Расчеты
по долгосрочным кредитам и займам»; 68
«Расчеты по налогам и сборам» и т.д.
В таблице 7 приведены основные корреспонденции
по банковским операциям ООО «Модный дом»,
выписанные из предоставляемых выписок
банка в январе 2009 года.
Таблица 6. Схема бухгалтерских проводок
по учету операций на расчетном счете
|
|
|
|
| |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основанием для бухгалтерских
записей по счету 51 «Расчетный счет»
являются выписки из банка с приложенными
документами. Выписки выдаются ежедневно.
При получении выписки бухгалтер организации
тщательно проверяет соответствующие
документы, являющиеся основанием для
платежа.
Регистром бухгалтерского учета по операциям
на расчетном счете в ООО «Модный дом»
является журнал - ордер № 2. Журнал - ордер
служит для отражения кредитовых оборотов
по счету 51 в разрезе корреспондирующих
счетов. В конце журнала - ордера в специальном
разделе отражаются дебетовые обороты
счета 51.
Записи в журнале - ордере №2 производятся
ежедневно. Предварительно однородные
операции (с одинаковой корреспонденцией)
суммируются в соответствии со сделанной
разметкой в выписках банка и приложенных
к ним документах. Суммы оборотов по дебету
счета 51 одновременно отражаются в соответствующих
журналах - ордерах по кредитовому признаку
(это могут быть журналы - ордера № 6,8 и
другие). В случаях, когда корреспондирующими
счетами являются счета учета капитала
и финансовых результатов деятельности,
для конкретизации сумм по статьям аналитического
учета к журналу - ордеру №2 ведутся листки
- расшифровки. Журнал - ордер № 2 является
регистром месячного обращения. Остаток
средств на расчетном счете показан только
на начало и конец отчетного периода. Для
оперативных целей на протяжении месяца
используются данные об остатках на расчетном
счете, показанные в выписках банка.
По истечении месяца в журнале - ордере
выводятся суммы оборотов за месяц, которые
затем переносятся в Главную книгу. До
переноса в Главную книгу кредитовые обороты
по журналу- ордеру №2 бухгалтер сверяет
(например, по счету 50- с данными оборотов
журнала- ордера №1, по счету 66 - журнал
- ордер № 4). По кредиту обороты заносятся
общей суммой, одновременно все суммы,
составляющие этот оборот, записывают
в дебет соответствующих счетов. После
переноса данных все записи в журнале-ордере
заверяются исполнителем и главным бухгалтером.
На расчетном счете скапливаются свободные
денежные средства и поступления за проданную
продукцию, выполненные работы и услуги
и прочие зачисления. С расчетного счета
производятся почти все платежи организации:
оплата поставщикам за товар, погашение
задолженности по бюджету, получение денег
в кассу для выдачи заработной платы, материальной
помощи.
2.2 Учет денежных средств на
специальных счетах организации
Ежемесячно на специальный счет
ООО «Модный дом» поступают платежные
инкассовые требования выставляемые за
оказанные услуги (услуги связи, электроэнергия).
Расчеты платежными требованиями осуществляются
с предварительным акцептом. Так у организации
заключены договора по оказанию услуг
связи и поставке электроэнергии, претензий
у ООО «Модный дом» к поставщикам нет.
Требования оплачиваются на следующий
день после истечения срока акцепта.
ООО «Модный дом» имеет чековую книжку
для расчетов с поставщиками за товары.
Чековая книжка выдана по заявлению организации,
в ней содержатся 25 чеков, и хранится она
у главного бухгалтера в сейфе. Денежный
чек подписывается руководителем организации
и главным бухгалтером, его реквизиты
полностью повторяются на корешке, который
остается для подтверждения записей по
кассовым операциям в учетных регистрах.
Наличие и движение денежных средств,
депонированных в чековой книжки, бухгалтерия
организации осуществляет на счете 55 «Специальные
счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки»,
согласно утвержденному рабочему плану
счетов в ООО «Модный дом». Аналитический
учет ведется по одной полученной книжке,
которая находится в подотчете у сотрудника.
С целью контроля за движением денежных
средств в чековой книжке открыты три
аналитических позиции: «Неиспользованные
чеки», «Выданные чеки» и «Аннулированные
чеки».
Оплата по выданным чекам производится
через обслуживающий банк без нарушений
сроков оплаты. Аннулированных чеков не
имеется.
Бухгалтерские записи по учету расчетов
чеками в январе 2009 года предоставлены
в таблице 8.
Схема бухгалтерских проводок по учету
расчетов чеками Таблица 8