Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение уровня занятости и безработицы населения РФ и ее особенности.
Задачи исследования:
1) изучить вопрос о занятости населения в РФ.
2) ознакомиться с основными моментами безработицы.
3) изучить состояние безработицы в России и ее изменение за последние годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 5
1. Безработица: сущность, причины, последствия……………….. 7
1.1 Безработица, как социально-экономическое явление…….. 7
1.2 Причины безработицы и ее формы………………………... 11
1.3 Полная занятость…………………………………………….17
1.4 Методы борьбы с безработицей………………………….... 19
2. Безработица в России……………………………………………. 23
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в России... 23
2.2 Уровень безработицы в 2009 году………………………… 25
2.3 Что делается Правительством Российской
Федерации для сдерживания роста безработицы…………………... 30
2.4 Пути решения проблемы безработицы в России………… 34
Заключение………………………………………………………….. 38
Библиографический список………………………………………... 40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_ekonomich_teorii.docx

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Меры сокращения уровня безработицы

     Государственным органам довольно трудно непосредственно регулировать показатель уровня безработицы в стране. В Российской Федерации в 2009 году действовали муниципальные и федеральные программы занятости населения на различных общественных работах, а также переподготовка кадров на средства государства. Но эти меры практически несущественны, их можно сравнить разве что с каплей в море. Для снижения безработицы необходимо создавать условия для создания рабочих мест в частных секторах, обеспечивать льготы и преимущества для

зарождения новых предприятий. Но, к сожалению, этому препятствует коррупция на местах и бюрократия в России. Борьба с произволом чиновников ведется, но для изменения ситуации к лучшему необходимо немалое количество времени.

Перспективы безработицы в России по данным на 2009 год

Летом 2009 года к огромному числу безработных в России присоединились выпускники ВУЗов. Государство пыталось работать с огромными темпами, и в результате 27.07.09 в России вышел закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, которые будут формироваться силами выпускников. Но, к сожалению, эта мера не является значительной, так как эти предприятия не в состоянии работать в полную силу ввиду отсутствия навыков, коммерческой мощи и опыта, который набирается на протяжении многих лет. Конкуренция в условиях внутреннего рынка велика (именно на внутренний рынок подобные предприятия и были ориентированы), а спрос сравнительно мал. Вследствие этого, уже к осени уровень роста безработицы, возможно, поднимется до 11-12%. А со второй волной кризиса уровень безработицы может увеличиться до 14-15%. При пессимистичной оценке событий в стране к концу 2009 года безработица может составить уже и 25%. Таковыми были прогнозы специалистов касательно перспективы роста безработицы в 2009 году. Далее мы рассмотрим ситуацию по безработице в России, уже применительно к настоящему периоду времени.

Безработица 2010.

По данным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно ухудшилась засчет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация

улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти. Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года. Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможен лишь через 2 года. А в 2010 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  2.3 Что делается Правительством Российской

                Федерации для сдерживания роста безработицы

 

В целях предотвращения роста социальной напряженности Правительством Российской Федерации еще в ноябре 2008 года был разработан и утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере поддержки рынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных на поддержку рынка труда и социальную поддержку граждан:

1. проведение еженедельного  мониторинга по субъектам Российской  Федерации увольнения работников  в связи с ликвидацией организаций  либо сокращением численности  или штата работников, а также  неполной занятости работников  организаций;

2. организация работы  консультационных пунктов «горячих  линий» и предувольнительных  консультаций для работников  организаций, издание информационных  буклетов и брошюр;

3. увеличение объемов  финансирования мероприятий активной  политики занятости населения  с учетом ситуации на региональных  рынках труда, увеличение максимального  размера пособия по безработице.

В соответствии с данным Планом действий в 2008 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», которым максимальная величина пособия по безработице на 2009 год определена в размере 4900 рублей.

 

 

 

 

Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми гражданам, уволенным по собственному желанию без уважительных причин и признанным безработными, установлены размер и сроки выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице (4900 рублей), с периодом выплаты в течение 12 месяцев. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №287 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (далее - Закона о занятости) установлена норма, согласно которой в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы Закона о занятости принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться на со финансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и включающие следующие мероприятия:

1. опережающее профессиональное  обучение работников в случае  угрозы массового увольнения (установление  неполного рабочего времени, временная  приостановка работ, предоставление  отпусков без сохранения заработной  платы, мероприятия по высвобождению  работников);

2. создание работодателями  временных рабочих мест (общественные  работы, временное трудоустройство  безработных граждан, а также 

работников в случае угрозы массового увольнения, стажировка в целях приобретения опыта работы);

3. оказание адресной поддержки  гражданам, включая организацию  их переезда в другую местность  для замещения рабочих мест, в  том числе создаваемых в рамках  реализации федеральных целевых  программ и инвестиционных проектов;

4. содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан.

В рамках реализации данных программ предусматривается:

1) организация опережающего профессионального обучения более 173,0 тыс. работников в случае угрозы массового увольнения;

2) создание работодателями более 980,0 тыс. временных рабочих мест;

3) оказание адресной поддержки не менее 15,0 тыс. граждан, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;

4) создание более 55,8 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

В настоящее время в Минздравсоцразвития России поступило 82 региональные программы, на Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда при Правительстве Российской Федерации одобрено 77 региональных программ. Общий объем средств, который планируется направить на реализацию региональных программ, составляет 25006,1 млн. рублей, из них субсидии федерального бюджета - 23105,7 млн. рублей (92,4% от общего объема финансирования), средства бюджета субъектов Российской Федерации - 1864,4 млн. рублей (7,5% от общего объема финансирования), средства местных бюджетов и работодателей - 36,0 млн. рублей (0,1% от общего объема финансирования.

Федеральной службой по труду и занятости заключено 37 соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда соответствующих субъектов Российской Федерации,

и осуществлено перечисление средств субсидий в 22 субъекта Российской Федерации. В 31 субъекте Российской Федерации уже приступили к реализации мероприятий региональных программ, в том числе за счет собственных средств (Брянская область, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ярославская область, Чувашская Республика и другие).

Одновременно с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации, органы службы занятости предоставляют и готовы предоставить всем обратившимся гражданам бесплатные государственные услуги в области содействия занятости населении, включая информирование о правах и гарантиях в области занятости населения, содействие в поиске подходящей работы, помощь в профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

В этих целях в субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Только за период с 15 ноября 2008 года по 4 марта 2009 года было проведено около 50,9 тыс. устных консультаций работников и работодателей по телефонам «горячих линий» и на личном приеме граждан.

Одновременно Рострудом организована работа информационного портала «Работа в России». По состоянию на 16 марта 2009 года зарегистрировано 1,1 млн. обращений к сайту. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий составляет более 880,0 тыс. единиц. Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

 

 

 

 

 

                  2.4 Пути решения проблемы безработицы в России

 

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям

определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.

Информация о работе Особенности безработицы в России