Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — раскрыть особенности государственного антициклического регулирования.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, виды и фазы экономических циклов;
- охарактеризовать основные причины циклических колебаний;
- рассмотреть направления государственного циклического регулирования;
- рассмотреть действия зарубежных государств по применению антициклической политики;
- охарактеризовать особенности антициклического регулирования в Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...………3
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации………………………………………………………………………....5
2. Обобщение зарубежного опыта применения рычагов антициклической политики ……………………………………12
3. Особенности антициклического регулирования в РБ ………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: повышение нормы резервных требований; повышение учетной ставки процента; продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Рассмотрим последствия
Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y.
Кривая LM («предпочтение ликвидности – денежная масса») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег.
Модель IS-LM показывает, что
происходит с уровнем дохода и
ставкой процента при переходе экономики
от одного равновесного состояния к
другому. Поэтому модель IS-LM позволяет
проанализировать воздействие фискальной
и монетарной политик на экономику
и оценить их эффективность. Дело
в том, что влияние любого из инструментов
фискальной и монетарной политики можно
свести в конечном итоге, к сдвигам
кривых IS и LM, поэтому анализ реакции
товарного и денежного рынков
на экономическую политику государства
можно делать на основе изучения перемещений
точки пересечения кривых IS и LM. Кривая
IS отражает равновесие товарного рынка
и сдвигается при изменении величины
автономных расходов. Кривая LM отражает
равновесие денежного рынка и
сдвигается при изменении величины
предложения денег. На величину автономных
расходов воздействуют все инструменты
фискальной политики: а) изменение величины
государственных закупок
Поскольку модель IS-LM является
моделью кейнсианского типа, то в
своем анализе мы по-прежнему исходим
из предпосылки, что уровень цен
постоянен и что изменения
в номинальном предложении
Из графиков видно, что
результатом стимулирующей
Рис. 1.2 - Стимулирующая политика в модели IS-LM
Стимулирующая монетарная политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг вправо кривой LM) ведет к росту уровня дохода от Y1 до Y2 и снижению ставка процента от R1 до R2 (рис. 1.2 (б)). Результатом сдерживающей монетарной политики (сдвиг влево кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента (рис. 1.3 (б)).
Рис. 1.3 – Сдерживающая политика в модели IS-LM
Таким образом, макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики. [9]
Совокупность целей
Рис. 1.4 – Графическая интерпретация сочетания целей стабилизационной политики.
В нашем примере правительство
предусматривает в текущем
Сравнение конфигураций четырехугольников позволит определить результативность стабилизационной политики, проводимой государством.
2 Обобщение зарубежного
опыта применения рычагов
Применение рычагов
Начнем с того, что можно выделить четыре сферы воздействия антикризисной политики властей и соответственно четыре группы проблем, которые должны решаться.
I. Меры по срочному
спасению банковской системы
Основная задача здесь – избежать банковской
паники и дестабилизации (остановки) национальных
кредитных банковских систем. Пока это
являлось наиболее масштабной частью антикризисных мер. Эти меры включают:
1) рекапитализацию банков
(США, Австрия, Бельгия,
2) предоставление
3) меры по реструктуризации
банковской системы, включая
4) снижение процентной ставки практически до нуля;
5) резкое расширение вплоть
до 100% гарантий по вкладам
6) меры по расчистке
балансов банков, включая предоставление
госгарантий по проблемным
II. Денежно-кредитная политика – переход от антиинфляционной к стимулирующей политике. Целями этих мер являются стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляцию (борьба с инфляцией уходит на задний план); стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности мер экономической политики. Эти меры включают:
1) снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Индия, Вьетнам);
2) повышение процентных ставок. Некоторые страны пошли по этому пути (Венгрия, Исландия, Белоруссия);
3) снижение курса национальной валюты (Исландия, Венгрия, Польша, Вьетнам, Корея, Бразилия, Мексика, Украина, Белоруссия);
4) снижение норм резервирования (Китай, Бразилия, Болгария);
5) появление новых инструментов кредитования экономики вплоть до прямого финансирования центральными банками государственных бюджетов.
III. Воздействие на реальный
сектор – стимулирование
Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных
на внутренний спрос и обеспечивающих
внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно
кейнсианская, для которой характерны
меры воздействия на спрос, включая антициклическую
фискальную политику. Среди этих мер:
Впрочем, большинство из
названных мер были объявлены, но их
реализация так и не произошла из-за естественного
опасения сильного влияния отраслевых
лоббистов. У ряда ответственных политиков подобн
IV. Противодействие негативным
ожиданиям населения
Меры предполагают недопущение бегства
средств населения из банков, стимулирование
сбережений. Эти меры включают:
1) повышение суммы гарантий по вкладам (США, Канада, Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Словения, Финляндия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Швейцария, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Турция, Корея, Украина);
2) стопроцентные гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия, Дания, Словакия, Австралия, Гонконг, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань);
3) принятие программ
4) национализация пенсионных фондов (Аргентина);
5) достижение договоренности с бизнесом о несокращении рабочих мест (Германия);
6)увеличение инвестиций в образование (Франция).[11]
Принимаемые правительствами большинства стран меры имеют три важные особенности: хаотичность (особенно на первом этапе); ослабление бюджетной и денежной политики вплоть до откровенного популизма; готовность к принятию государством частных рисков вплоть до масштабной национализации.
Однако главной проблемой является то, что принимаемые меры не предполагают решения стратегических (структурных) задач современной экономики.
Таким образом, проводилась
именно та политика, которая на протяжении последних
30 лет категорически осуждалась и которую
категорически не советовали проводить
посткоммунистическим странам в
Совсем иначе повел себя Китай, его антициклическая
политика носила несколько иной характер.
Прежде всего, обращает внимание существенный разрыв между динамикой чистых прямых и чистых финансовых иностранных инвестиций (в пользу первых), который в Китае начал расти еще до начала мирового финансового кризиса. Однако многие развивающиеся рынки накануне кризиса характеризовались обратным: по данным МВФ, годовой прирост частных иностранных финансовых инвестиций в 2007 г. составил в странах СНГ 66%, в странах Центральной и Восточной Европы - 192, а годовой прирост частных прямых иностранных инвестиций в этих странах - 29 и 22% соответственно[12].
Китайский фондовый рынок остается более регулируемым и закрытым для нерезидентов и сегодня. Практическое отсутствие на нем так называемых производных финансовых инструментов - одно из объяснений указанных различий в динамике прямых и портфельных иностранных инвестиций накануне кризиса (предкризисный рост последних - 60% против примерно 400% каждой из трех других стран БРИК) и во время него. Иными словами, не пользуясь спекулятивными портфельными инвестициями накануне кризиса, во время его Китай не почувствовал их оттока. В этом также заключалось отличие его экономической модели от моделей других развивающихся экономик.
Свою роль сыграло и сохранение относительной закрытости кредитного рынка страны для иностранных банков. Доля одного иностранного стратегического инвестора в китайском банке не может превышать 20%, а максимальная доля для всех иностранных инвесторов - 25%. Если учесть, что угроза дефолта нависла (или даже в некоторых случаях реализовалась) именно в тех экономиках, где высока была эта доля, можно сделать вывод: ограничения иностранного участия в кредитной системе защитили китайскую финансовую систему от проблем с выводом капитала. [12]
Однако и сейчас китайская политика является достаточно стабильной, и об этом свидетельствуют и следующие факты: ВВП Китая в 2012 году составил 8227037 млн долл. Китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. Рост экономики такими темпами невозможен в нестабильных условиях. Также, достигнув уже определенных показателей, правительство Китая планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения).[12]
Информация о работе Особенности государственного антициклического регулирования