Особенности государственного антициклического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы — раскрыть особенности государственного антициклического регулирования.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, виды и фазы экономических циклов;
- охарактеризовать основные причины циклических колебаний;
- рассмотреть направления государственного циклического регулирования;
- рассмотреть действия зарубежных государств по применению антициклической политики;
- охарактеризовать особенности антициклического регулирования в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации………………………………………………………………………....5
2. Обобщение зарубежного опыта применения рычагов антициклической политики ……………………………………12
3. Особенности антициклического регулирования в РБ ………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

К4.docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании  центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: повышение нормы резервных требований; повышение учетной ставки процента; продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Рассмотрим последствия проведения монетарной и сдерживающей политики в модели IS-LM.

Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке  и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y.

Кривая LM («предпочтение ликвидности – денежная масса») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег.

Модель IS-LM показывает, что  происходит с уровнем дохода и  ставкой процента при переходе экономики  от одного равновесного состояния к  другому. Поэтому модель IS-LM позволяет  проанализировать воздействие фискальной и монетарной политик на экономику  и оценить их эффективность. Дело в том, что влияние любого из инструментов фискальной и монетарной политики можно  свести в конечном итоге, к сдвигам  кривых IS и LM, поэтому анализ реакции  товарного и денежного рынков на экономическую политику государства  можно делать на основе изучения перемещений  точки пересечения кривых IS и LM. Кривая IS отражает равновесие товарного рынка  и сдвигается при изменении величины автономных расходов. Кривая LM отражает равновесие денежного рынка и  сдвигается при изменении величины предложения денег. На величину автономных расходов воздействуют все инструменты  фискальной политики: а) изменение величины государственных закупок товаров  и услуг, б) изменение налогов  и в) изменение трансфертов (при  этом величина государственных закупок  оказывает непосредственное влияние  на величину совокупных автономных расходов, а изменение налогов и трансфертов  – косвенное – через изменение  величины потребительских и инвестиционных расходов). Изменение величины предложения  денег является основным инструментом монетарной политики. Таким образом, фискальная политика сдвигает кривую IS, а монетарная политика сдвигает кривую LM. Фискальная и монетарная политика могут быть как стимулирующей, так  и сдерживающей. Их воздействие на экономику графически представлено на рис. 1.2 и на рис. 1.3.

Поскольку модель IS-LM является моделью кейнсианского типа, то в  своем анализе мы по-прежнему исходим  из предпосылки, что уровень цен  постоянен и что изменения  в номинальном предложении денег  представляют изменения в их реальном предложении.

Из графиков видно, что  результатом стимулирующей фискальной политики (сдвиг вправо кривой IS), инструментами  которой являются увеличение государственных  закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов, служит рост уровня дохода от Yдо Yи рост ставки процента от Rдо R(рис. 1.2 (а)). Сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных закупок, увеличение налогов и уменьшение трансфертов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента (рис. 1.3 (а)).

Рис. 1.2 - Стимулирующая политика в модели IS-LM

 

Стимулирующая монетарная политика, инструментом которой выступает  увеличение предложения денег (сдвиг  вправо кривой LM) ведет к росту  уровня дохода от Yдо Yи снижению ставка процента от Rдо R(рис. 1.2 (б)). Результатом сдерживающей монетарной политики (сдвиг влево кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента (рис. 1.3 (б)).

 

Рис. 1.3 –  Сдерживающая политика в модели IS-LM

 

Таким образом, макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики. [9]

Совокупность целей стабилизационной политики может быть представлена графически так называемым «золотым четырехугольником» (рис. 1.4).

Рис. 1.4 – Графическая интерпретация сочетания целей стабилизационной политики.

 

В нашем примере правительство  предусматривает в текущем периоде  добиться увеличения национального  дохода на 5%, сдерживать безработицу  на уровне 4%, ограничивать рост цен - 3% и чистый экспорт – 2% от ВВП. Сочетая различные величины показателей государство выбрать или разработать наиболее рациональную конфигурацию для государства.

Сравнение конфигураций четырехугольников  позволит определить результативность стабилизационной политики, проводимой государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Обобщение зарубежного  опыта применения рычагов антициклической  политики

Применение рычагов антициклической  политики, наиболее ярко проявляется  в кризисный период. Поэтому рассмотрим опыт зарубежных стран в управлении антициклической политикой в  период последнего кризиса 2009-2010гг.

Начнем с того, что можно выделить четыре сферы воздействия антикризисной политики властей и соответственно четыре группы проблем, которые должны решаться.

I. Меры по срочному  спасению банковской системы 
Основная задача здесь – избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитных банковских систем. Пока это являлось наиболее масштабной частью антикризисных мер. Эти меры включают:

1) рекапитализацию банков (США, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Португалия, Финляндия, Венгрия,  Дания, Швейцария, Гонконг, Катар,  ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан);

2) предоставление стабилизационных  кредитов (США, Франция, Испания,  Италия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Венгрия);

3) меры по реструктуризации  банковской системы, включая содействие  объединению банков или их  национализацию (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Исландия, Швеция, Великобритания, Ирландия);

4) снижение процентной  ставки практически до нуля;

5) резкое расширение вплоть  до 100% гарантий по вкладам физических  лиц в банках;

6) меры по расчистке  балансов банков, включая предоставление  госгарантий по проблемным активам  (США, Канада, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария,  Япония, Корея, Австралия).[14]

II. Денежно-кредитная политика – переход от антиинфляционной к стимулирующей политике. Целями этих мер являются стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляцию (борьба с инфляцией уходит на задний план); стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности мер экономической политики. Эти меры включают:

1) снижение процентных  ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Индия, Вьетнам);

2) повышение процентных  ставок. Некоторые страны пошли по этому пути (Венгрия, Исландия, Белоруссия);

3) снижение курса национальной  валюты (Исландия, Венгрия, Польша, Вьетнам,  Корея, Бразилия, Мексика, Украина,  Белоруссия);

4) снижение норм резервирования (Китай, Бразилия, Болгария);

5) появление новых инструментов  кредитования экономики вплоть  до прямого финансирования центральными банками государственных бюджетов.

III. Воздействие на реальный  сектор – стимулирование спроса. 
Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику. Среди этих мер:

  1. поддержка отдельных отраслей, включая: автомобилестроение (США, Канада, Франция, Швеция, Китай); «новая» энергетика и энергосбережение (США, Франция, Швейцария); транспортная инфраструктура (Канада, Франция, Китай, Гонконг, Казахстан, Италия, Швейцария, Тайвань); жилищное строительство (Канада, Великобритания, Китай, Аргентина, Казахстан, Корея); аэрокосмическая, горнодобывающая, лесная промышленность (Канада); инновационные технологии (Китай, Казахстан); аграрно-промышленный комплекс (Китай, Казахстан); экспорт (Китай); авиакомпании (Аргентина);
  2. снижение налогов – прямое или косвенное (Германия, Франция, Швейцария, Япония, Китай, Индия, Тайвань, Аргентина, Украина);
  3. повышение налогов (Литва);
  4. поддержка малого и среднего бизнеса (Германия, Греция, Италия, Великобритания, Япония, Китай, Казахстан, Венгрия);
  5. создание специальных бюджетных фондов (Франция, Бразилия, Гонконг, Кувейт);
  6. увеличение государственных заимствований (Германия, Франция, Норвегия, Япония).[11]

Впрочем, большинство из названных мер были объявлены, но их реализация так и не произошла из-за естественного опасения сильного влияния отраслевых лоббистов. У ряда ответственных политиков подобные меры вызывают серьезные опасения. Министр финансов Германии резко критиковал подобные шаги и называл их «вульгарным кейнсианством», фактически имея в виду намерения правительств Великобритании, Франции и США.

IV. Противодействие негативным  ожиданиям населения 
Меры предполагают недопущение бегства средств населения из банков, стимулирование сбережений. Эти меры включают:

1) повышение суммы гарантий  по вкладам (США, Канада, Бельгия,  Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Словения, Финляндия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Швейцария, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия,  Турция, Корея, Украина);

2) стопроцентные гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия, Дания, Словакия, Австралия, Гонконг, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань);

3) принятие программ переобучения  и адаптации потерявших работу (США, Канада, Греция, Италия);

4) национализация пенсионных  фондов (Аргентина);

5) достижение договоренности  с бизнесом о несокращении  рабочих мест (Германия);

6)увеличение инвестиций в образование (Франция).[11]

Принимаемые правительствами  большинства стран меры имеют три важные особенности: хаотичность (особенно на первом этапе); ослабление бюджетной и денежной политики вплоть до откровенного популизма; готовность к принятию государством частных рисков вплоть до масштабной национализации.

Однако главной проблемой  является то, что принимаемые меры не предполагают решения стратегических (структурных) задач современной  экономики.

Таким образом, проводилась именно та политика, которая на протяжении последних 30 лет категорически осуждалась и которую категорически не советовали проводить посткоммунистическим странам во время их трансформационного кризиса первой половины 1990х годов. 
 Совсем иначе повел себя Китай, его антициклическая политика носила несколько иной характер.

Прежде всего, обращает внимание существенный разрыв между динамикой  чистых прямых и чистых финансовых иностранных инвестиций (в пользу первых), который в Китае начал  расти еще до начала мирового финансового  кризиса. Однако многие развивающиеся  рынки накануне кризиса характеризовались  обратным: по данным МВФ, годовой прирост  частных иностранных финансовых инвестиций в 2007 г. составил в странах  СНГ 66%, в странах Центральной  и Восточной Европы - 192, а годовой  прирост частных прямых иностранных  инвестиций в этих странах - 29 и 22% соответственно[12].

Китайский фондовый рынок  остается более регулируемым и закрытым для нерезидентов и сегодня. Практическое отсутствие на нем так называемых производных финансовых инструментов - одно из объяснений указанных различий в динамике прямых и портфельных иностранных инвестиций накануне кризиса (предкризисный рост последних - 60% против примерно 400% каждой из трех других стран БРИК) и во время него. Иными словами, не пользуясь спекулятивными портфельными инвестициями накануне кризиса, во время его Китай не почувствовал их оттока. В этом также заключалось отличие его экономической модели от моделей других развивающихся экономик.

Свою роль сыграло и  сохранение относительной закрытости кредитного рынка страны для иностранных  банков. Доля одного иностранного стратегического  инвестора в китайском банке  не может превышать 20%, а максимальная доля для всех иностранных инвесторов - 25%. Если учесть, что угроза дефолта нависла (или даже в некоторых случаях реализовалась) именно в тех экономиках, где высока была эта доля, можно сделать вывод: ограничения иностранного участия в кредитной системе защитили китайскую финансовую систему от проблем с выводом капитала. [12]

Однако и сейчас китайская  политика является достаточно стабильной, и об этом свидетельствуют и следующие факты: ВВП Китая в 2012 году составил 8227037 млн долл. Китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. Рост экономики такими темпами невозможен в нестабильных условиях. Также, достигнув уже определенных показателей, правительство Китая планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения).[12]

Информация о работе Особенности государственного антициклического регулирования