Особенности государственного антициклического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы — раскрыть особенности государственного антициклического регулирования.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, виды и фазы экономических циклов;
- охарактеризовать основные причины циклических колебаний;
- рассмотреть направления государственного циклического регулирования;
- рассмотреть действия зарубежных государств по применению антициклической политики;
- охарактеризовать особенности антициклического регулирования в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации………………………………………………………………………....5
2. Обобщение зарубежного опыта применения рычагов антициклической политики ……………………………………12
3. Особенности антициклического регулирования в РБ ………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

К4.docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

Рассмотри факторы стабильности Китайской экономики:

  1. Проведение мягкой монетарной политики. К августу 2012 г. активы Народного банка Китая выросли по сравнению с 2010г. на 30%(4). Однако при этом в КНР рост ликвидности банковской системы гораздо более успешно трансформировался в рост денежного предложения: измеренное через агрегат М2, оно выросло с 2010 г. по 2012 г. примерно на 32%.
  2. Вторым фактором стабильности финансовой системы КНР можно назвать наличие институциональных фильтров капитального счета платежного баланса, не позволяющих импортировать инфляцию через избыточное внешнее финансирование внутреннего спроса.
  3. Сочетание роста резервов финансирования экономики с сохранением финансирования реального сектора экономики за счет внутренних источников.
  4. Емкость внутреннего и регионального рынков с мягкими торговыми ограничениями.
  5. Китайская экономика более подвержена инфляции спроса, чем инфляции, связанной с ценообразованием в отраслях - естественных монополиях. Это указывает на уровень развития обрабатывающей промышленности и ценовой конкуренции, достаточный для сдерживания внутренней инфляции издержек - пятый фактор стабильности финансовой системы КНР.
  6. Китайская финансовая система связана с мировой специфическим образом. Через слабый доллар, поддержка которого позволяет почти автоматически выстроить защищенную от кризисных скачков и колебаний денежно - кредитную систему и политику. [12]

Рассмотрев антициклическую  политику Китая, хотелось бы отметить, что модель ее развития нельзя скопировать  и перенять любой другой стране, т.к. в проведении антициклической  политики задействован ряд факторов, и это прежде всего сильная  политика и контроль со стороны государства. Именно государство может сделать проведение антициклической политики своим «козырем» в борьбе за власть, сюда же входит и проведение антикризисной политики, направленной, прежде всего, на рост занятости и сокращение инфляции, т.е. те мероприятия, которые так необходимы населению в кризисный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности  антициклического регулирования в Республике Беларусь

Особенностью развития белорусской антициклической политики является ее стабилизационная направленность. Такое направление макроэкономической стабилизации является необходимостью после того как Беларусь периживала неоднократные кризисы в 90-х гг. и в 2009-2011гг.

Рассмотрим этапы проведения антициклической  политики в Беларуси на современном  этапе.

Неполная макроэкономическая стабилизация. Экономика выходит из кризиса с 2011года. В октябре 2011года власти перешли на единый обменный курс и ввели режим гибкого курсообразования. С середины 2011 года они также ограничивают доходы и бюджетные расходы и проводят более жесткую денежно-кредитную политику. Такие меры привели к восстановлению валютных рынков, снижению инфляции и дефицита счета текущих операций и повлекли за собой увеличение резервов. Однако эта стабильность носит временный характер. Поскольку некоторые элементы нынешнего курса макроэкономической политики не согласуются с целью достижения среднесрочной стабильности.

Укрепление стабильности. В ближайшей перспективе первоочередная задача белорусского правительства состоит в проведении последовательной макроэкономической политики, ориентированной на достижение внутренней и внешней стабильности. Следует воздержаться от попыток быстро вернуть заработную плату к ее докризисному уровню. В среднесрочной перспективе бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на стабилизацию долга и рационализацию государственных расходов. Прогресс в разработке системы таргетирования инфляции будет способствовать росту доверия к денежно-кредитной и курсовой политике.

Достижение устойчивого  роста. Вмешательство государства в экономику ослабило перспективы роста. Либерализация цен, приватизация и реформирование предприятий повысят эффективность распределения ресурсов и ускорят рост производительности. Цены должны определяться рынком, а от их административного регулирования следует постепенно отказаться. Приватизация должна быть прозрачной отражать передовой опыт, а государственным предприятиям необходимо осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Резкое падение курса белорусского рубля привело к скачку инфляции. После безуспешных попыток разрешить  зарождающийся валютный кризис при  помощи административных мер НБРБ прекратил  интервенции на валютном рынке в  марте 2011 года. Поскольку власти не были готовы к свободному колебанию курса белорусского рубля, дефицит иностранной валюты спровоцировал резкое сокращение рыночной торговли и формирование параллельного рынка. НБРБ ослабил официальный обменный курс с 3000 до 5000 белорусских рублей за 1 доллар США, однако данный шаг не оказал воздействия, поскольку резервов для интервенций было недостаточно. На параллельном рынке курс ослабился еще больше – приблизительно до 9000 белорусских рублей за 1 доллар США. Это ускорило темпы инфляции, которая в конце 2011 года превысила 100 процентов. [20]

Во второй половине 2011 года власти предприняли меры, направленные на стабилизацию экономики. С июня 2011 года НБРБ прекратил обеспечение ликвидности  по ставке ниже рыночной и постепенно повысил определяемые политикой  процентные ставки, увеличив ставку рефинансирования с 18 до 45 процентов, а процентную ставку «овернайт» - с 22 до 70 процентов во второй половине года. 20 октября НБРБ унифицировал обменные курсы и перешел на режим  гибкого курсообразования при ограниченном использовании интервенций. Помимо этого, власти придерживались жесткой  бюджетной политики. Данные меры помогли  стабилизировать обменный курс к  концу года, и в декабре 2011 года месячная инфляция стала снижаться. [20]

Власти добились успеха в части  стабилизации, однако риски сохраняются. В первые два месяца 2012 года потребительские  цены выросли всего на 3,5 процента, а курс белорусского рубля укрепился. Валютные резервы увеличились, превысив 8 млрд. долл. США, а лежащая в их основе чистая позиция по резервам соответственно улучшилась. Тем не менее, после кризиса по-прежнему наблюдается нестабильность инфляционных и девальвационных ожиданий, и  сохраняется существенный риск возобновления  давления на обменный курс и резервы  в случае изменения направления  экономической политики, обеспечивающей стабильность. [20]

Чтобы добиться внешней и внутренней стабильности, необходимо привести макроэкономическую ситуацию и политику в соответствие с целями в отношении  инфляции. Снижение внимания к достижению высоких  темпов роста ВВП и отказ от установления целевых показателей  заработной платы в долларах повысят  уверенность в сохранении жесткой  политики. Проведение жесткой политики будет сдерживать рост инфляции и, следовательно, позволит сохранить преимущества с точки зрения конкурентоспособности, полученные в результате девальвации.

Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на стабилизацию уровня долга и рационализацию государственных расходов.

Структурные реформы могли способствовать макроэкономической стабилизации и  улучшить перспективы устойчивого  роста Беларуси в среднесрочный  период.

Либерализация цен обеспечит рыночную дисциплину и усилит конкуренцию.

Преобразование государственных  предприятий в корпорации, функционирующие на коммерческой основе, повысит эффективность распределения ресурсов.

Приватизация в соответствии с  наиболее эффективной международной  практикой должна облегчить модернизацию экономики.

Макроэкономическая стабилизация может идти по модели «шоковой терапии» в варианте резкого финансового  оздоровления экономики монетарными  методами или по модели градуализма в варианте структурно-производственной трансформации экономики, предполагающей синхронизацию процессов развития производственного потенциала и структурной перестройки экономики. Градуализм, не отрицая возможности использования инструментов финансовой стабилизации, во главу угла ставит постепенность преобразований и противостоит узколиберальным трактовкам их осуществления в ходе макростабилизации. Следует отметить, что вариант «шоковой терапии» требует довольно большого запаса прочности не только и даже не столько экономики, сколько всей системы социальных отношений, осознания гражданами необходимости, возможности и кардинальности перемен в относительно короткие сроки. Как показывает мировой опыт, вариант «шоковой терапии» требует значительной внешней кредитно-инвестиционной подпитки и политической воли управляющих элит страны, способных выдержать падение своего рейтинга из-за временного снижения жизненного уровня населения, имущественной дифференциации и социального расслоения общества.

Для экономики нашей страны наиболее приемлемой является модель преобразований на основе градуализма в варианте структурно-производственной стабилизации. Это практически признано на уровне высшего политического руководства  государства. «Белорусская модель развития»  базируется на сильной и эффективной  власти, на реализации производственных приоритетов, на плюрализме форм собственности, предполагающем параллельной развитие частного и государственного секторов экономики, на поиске эффективного собственника и заинтересованного инвестора  в ходеприватизации, на развитие интеграционных процессов в рамках мировой глобализации, а также на сильной социальной политике государства, ставящей во главу  угла человека, его развитие и совершенствование.

В контексте достижения структурно-производственной макроэкономической стабилизации белорусской  экономики предполагает активную экономическую  роль государства, проявляющуюся в  регулировании им рыночных процессов, но не в режиме административного  диктата, а в системе экономических инструментов макронастройки воспроизводственных процессов. Активное экономическое вмешательство государства должно осуществляться для исправления дефектов рынка и с учетом его эффективности с точки зрения реализации общественных интересов.

Стабилизационные процессы предполагают усиление производственных приоритетов, обеспечивающих развитие компьютерных, высоких технологий, создание конкурентоспособной  на мировом ранке продукции, в  том числе и на высокотехнологичных  предприятиях ВПЦ. Этого не достигнуть без обновления основных фондов предприятий, изношенность которых на отдельных  из них доходит до 80%, и санации  убыточных и низкорентабельных  производства, поддержка которых  сокращает инвестиционные ресурсы, необходимые для развития конкурентоспособных  производств, восприимчивых к научно-техническому прогрессу.

Производственные приоритеты не могут  быть отданы только крупному товарному  производству, хотя эффективно функционирующие  крупные предприятия, особенно в  сфере сельского хозяйства, должны получать реальную государственную  поддержку. Это необходимо осуществлять наряду с развитием самозанятости, малого и среднего предпринимательства.

Белорусский путь макроэкономической стабилизации сопряжен с сильной  социальной политикой государства. Такой она может быть лишь тогда, когда будет направлена не только и даже не столько на помощь, социальную защиту бедных и нуждающихся, сколько  на формирование высокого человеческого  потенциала нации через систему  образования, здравоохранения, культуры. Их реформирование должно обеспечить стране не только сохранение достигнутых  высокх позиций в развитии человеческого  потенциала, но и завоевание новых. Социальная защита должна быть эффективной, адресной, должна способствовать социальной реабилитации и адаптации к новым  социально-экономическим условиям нуждающихся в ней. Аксиомой можно  считать то, что вне социальной стабильности в обществе не мыслима  и макроэкономическая стабилизация в любом ее варианте.

В целом структурно-производственный вариант макростабилизации ориентированный  на экономический рост, следует осуществлять в рамках, не допускающих существенной финансовой разбалансировки, а экономической  рост должен быть взаимосвязан с его  качеством. В противном случае рост ВВП при затоваренных складах  и массах нереализованной, неконкурентоспособной  продукции, деградирующих основных фондах и галопирующей инфляции приведет не макроэкономической стабилизации, а к дестабилизации и глубокому  кризису экономики.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:  комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;  по ограничению монетарных факторов инфляции; по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.  Снижению инфляции способствуют принимаемые меры в области регулируемого ценообразования, направленные на недопущение роста цен на социально значимые товары и услуги, продукцию естественных монополий при выполнении параметров бюджета по возмещению населением затрат на оказание жилищно-коммунальных и транспортных услуг, недопущение ухудшения финансового положения агропромышленного комплекса.

Одной из основных проблем  экономики Республики Беларусь на современном  этапе является высокая зависимость от поставок российского газа. В настоящее время удельный вес топлива и энергии в совокупных затратах белорусской экономики составляет около 10-11%. Доля газа в топливно-энергетическом балансе — около 70%. Следовательно, затраты на оплату газа в производственных издержках составляют примерно 7-8%.

Цена на природный газ  в текущем году установилась на уровне 130,5 USD/тыс. куб. метров. По мнению экспертов, для сокращения расходов бюджета  правительство будет вынуждено  отказаться от строительства объектов непроизводственного назначения (типа известной библиотеки). Можно также ожидать существенного увеличения безработицы вследствие остановки деятельности безнадежно убыточных предприятий — до 3-4% от экономически активного населения против нынешних 1,6-1,7% [17].

В качестве наиболее доступных  и быстродействующих мероприятий  по минимизации негативных последствий  повышения цен на российский природный газ правительство Беларуси могло бы заранее:

- снизить некоторые ценообразующие налоги (например, НДС при оплате энергоносителей, чрезвычайный налог и т. п.), одновременно уравновесив выпадающие доходы бюджета отказом от отдельных расходных статей, в первую очередь, по линии силовых ведомств и непроизводительного строительства за счет бюджета;

Информация о работе Особенности государственного антициклического регулирования