Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — раскрыть особенности государственного антициклического регулирования.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, виды и фазы экономических циклов;
- охарактеризовать основные причины циклических колебаний;
- рассмотреть направления государственного циклического регулирования;
- рассмотреть действия зарубежных государств по применению антициклической политики;
- охарактеризовать особенности антициклического регулирования в Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...………3
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации………………………………………………………………………....5
2. Обобщение зарубежного опыта применения рычагов антициклической политики ……………………………………12
3. Особенности антициклического регулирования в РБ ………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...…24
Рассмотри факторы стабильности Китайской экономики:
Рассмотрев антициклическую политику Китая, хотелось бы отметить, что модель ее развития нельзя скопировать и перенять любой другой стране, т.к. в проведении антициклической политики задействован ряд факторов, и это прежде всего сильная политика и контроль со стороны государства. Именно государство может сделать проведение антициклической политики своим «козырем» в борьбе за власть, сюда же входит и проведение антикризисной политики, направленной, прежде всего, на рост занятости и сокращение инфляции, т.е. те мероприятия, которые так необходимы населению в кризисный период.
3 Особенности антициклического регулирования в Республике Беларусь
Особенностью развития белорусской антициклической политики является ее стабилизационная направленность. Такое направление макроэкономической стабилизации является необходимостью после того как Беларусь периживала неоднократные кризисы в 90-х гг. и в 2009-2011гг.
Рассмотрим этапы проведения антициклической политики в Беларуси на современном этапе.
Неполная макроэкономическая стабилизация. Экономика выходит из кризиса с 2011года. В октябре 2011года власти перешли на единый обменный курс и ввели режим гибкого курсообразования. С середины 2011 года они также ограничивают доходы и бюджетные расходы и проводят более жесткую денежно-кредитную политику. Такие меры привели к восстановлению валютных рынков, снижению инфляции и дефицита счета текущих операций и повлекли за собой увеличение резервов. Однако эта стабильность носит временный характер. Поскольку некоторые элементы нынешнего курса макроэкономической политики не согласуются с целью достижения среднесрочной стабильности.
Укрепление стабильности. В ближайшей перспективе первоочередная задача белорусского правительства состоит в проведении последовательной макроэкономической политики, ориентированной на достижение внутренней и внешней стабильности. Следует воздержаться от попыток быстро вернуть заработную плату к ее докризисному уровню. В среднесрочной перспективе бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на стабилизацию долга и рационализацию государственных расходов. Прогресс в разработке системы таргетирования инфляции будет способствовать росту доверия к денежно-кредитной и курсовой политике.
Достижение устойчивого роста. Вмешательство государства в экономику ослабило перспективы роста. Либерализация цен, приватизация и реформирование предприятий повысят эффективность распределения ресурсов и ускорят рост производительности. Цены должны определяться рынком, а от их административного регулирования следует постепенно отказаться. Приватизация должна быть прозрачной отражать передовой опыт, а государственным предприятиям необходимо осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.
Резкое падение курса
Во второй половине 2011 года власти
предприняли меры, направленные на
стабилизацию экономики. С июня 2011 года
НБРБ прекратил обеспечение
Власти добились успеха в части стабилизации, однако риски сохраняются. В первые два месяца 2012 года потребительские цены выросли всего на 3,5 процента, а курс белорусского рубля укрепился. Валютные резервы увеличились, превысив 8 млрд. долл. США, а лежащая в их основе чистая позиция по резервам соответственно улучшилась. Тем не менее, после кризиса по-прежнему наблюдается нестабильность инфляционных и девальвационных ожиданий, и сохраняется существенный риск возобновления давления на обменный курс и резервы в случае изменения направления экономической политики, обеспечивающей стабильность. [20]
Чтобы добиться внешней и внутренней стабильности, необходимо привести макроэкономическую ситуацию и политику в соответствие с целями в отношении инфляции. Снижение внимания к достижению высоких темпов роста ВВП и отказ от установления целевых показателей заработной платы в долларах повысят уверенность в сохранении жесткой политики. Проведение жесткой политики будет сдерживать рост инфляции и, следовательно, позволит сохранить преимущества с точки зрения конкурентоспособности, полученные в результате девальвации.
Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на стабилизацию уровня долга и рационализацию государственных расходов.
Структурные реформы могли способствовать макроэкономической стабилизации и улучшить перспективы устойчивого роста Беларуси в среднесрочный период.
Либерализация цен обеспечит рыночную дисциплину и усилит конкуренцию.
Преобразование
Приватизация в соответствии с наиболее эффективной международной практикой должна облегчить модернизацию экономики.
Макроэкономическая
Для экономики нашей страны наиболее
приемлемой является модель преобразований
на основе градуализма в варианте
структурно-производственной стабилизации.
Это практически признано на уровне
высшего политического
В контексте достижения структурно-производственной макроэкономической стабилизации белорусской экономики предполагает активную экономическую роль государства, проявляющуюся в регулировании им рыночных процессов, но не в режиме административного диктата, а в системе экономических инструментов макронастройки воспроизводственных процессов. Активное экономическое вмешательство государства должно осуществляться для исправления дефектов рынка и с учетом его эффективности с точки зрения реализации общественных интересов.
Стабилизационные процессы предполагают
усиление производственных приоритетов,
обеспечивающих развитие компьютерных,
высоких технологий, создание конкурентоспособной
на мировом ранке продукции, в
том числе и на высокотехнологичных
предприятиях ВПЦ. Этого не достигнуть
без обновления основных фондов предприятий,
изношенность которых на отдельных
из них доходит до 80%, и санации
убыточных и низкорентабельных
производства, поддержка которых
сокращает инвестиционные ресурсы,
необходимые для развития конкурентоспособных
производств, восприимчивых к научно-
Производственные приоритеты не могут быть отданы только крупному товарному производству, хотя эффективно функционирующие крупные предприятия, особенно в сфере сельского хозяйства, должны получать реальную государственную поддержку. Это необходимо осуществлять наряду с развитием самозанятости, малого и среднего предпринимательства.
Белорусский путь макроэкономической
стабилизации сопряжен с сильной
социальной политикой государства.
Такой она может быть лишь тогда,
когда будет направлена не только
и даже не столько на помощь, социальную
защиту бедных и нуждающихся, сколько
на формирование высокого человеческого
потенциала нации через систему
образования, здравоохранения, культуры.
Их реформирование должно обеспечить
стране не только сохранение достигнутых
высокх позиций в развитии человеческого
потенциала, но и завоевание новых.
Социальная защита должна быть эффективной,
адресной, должна способствовать социальной
реабилитации и адаптации к новым
социально-экономическим
В целом структурно-
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции; по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Снижению инфляции способствуют принимаемые меры в области регулируемого ценообразования, направленные на недопущение роста цен на социально значимые товары и услуги, продукцию естественных монополий при выполнении параметров бюджета по возмещению населением затрат на оказание жилищно-коммунальных и транспортных услуг, недопущение ухудшения финансового положения агропромышленного комплекса.
Одной из основных проблем экономики Республики Беларусь на современном этапе является высокая зависимость от поставок российского газа. В настоящее время удельный вес топлива и энергии в совокупных затратах белорусской экономики составляет около 10-11%. Доля газа в топливно-энергетическом балансе — около 70%. Следовательно, затраты на оплату газа в производственных издержках составляют примерно 7-8%.
Цена на природный газ в текущем году установилась на уровне 130,5 USD/тыс. куб. метров. По мнению экспертов, для сокращения расходов бюджета правительство будет вынуждено отказаться от строительства объектов непроизводственного назначения (типа известной библиотеки). Можно также ожидать существенного увеличения безработицы вследствие остановки деятельности безнадежно убыточных предприятий — до 3-4% от экономически активного населения против нынешних 1,6-1,7% [17].
В качестве наиболее доступных
и быстродействующих
- снизить некоторые ценообразующие налоги (например, НДС при оплате энергоносителей, чрезвычайный налог и т. п.), одновременно уравновесив выпадающие доходы бюджета отказом от отдельных расходных статей, в первую очередь, по линии силовых ведомств и непроизводительного строительства за счет бюджета;
Информация о работе Особенности государственного антициклического регулирования