Особенности государственных мероприятий формирования доходов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Задача справедливого распределения доходов стояла перед человечеством и была актуальна во все времена. Именно от этого разделение прибылей было главной причиной большинства конфликтов и войн. Не смотря на то, что мы живем в цивилизованном обществе, вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
Необходимо знать из чего формируются доходы населения, как идет их распределение, какие меры предпринимает государство для рационального распределения доходов населения и т. д. Знания о доходах населения и их распределении являются очень важными, так как они касаются всех людей, которые получают или в скором времени будут получать свой собственный доход.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы…………….......4
2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………………………………………….10
3. Особенности государственных мероприятий формирования доходов в современной России…………………………………………………………….16
Практикум………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 104.28 Кб (Скачать файл)

Причиной тому:

  1. разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
  2. разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
  3. разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
  4. врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

Образование далеко не единственная фактор заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это, так или иначе отражается на величине

12

зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем  подготовки приводит к завышению  действительного экономического эффекта  обучения. Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние  здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной. В течение  всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более  и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание  фонда здоровья.) Инвестиции, связанные  с охраной здоровья, способны замедлять  темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к "свободному от болезней времени". Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего "капитала здоровья": ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.. Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая "субъективная норма предпочтения времени" (т.е. степень его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне. На практике это может выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в "запас здоровья". Влияние природных способностей также является предметом дискуссий. При этом проводится аналогия - природные способности человека сравниваются с

13

первоначальными качествами земли, приносящими ренту. Ортодоксальные сторонники концепции человеческого  капитала стремятся объяснить различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного  опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. Образование не обязательно должно трактоваться как  независимая переменная. Уровень  образовательной подготовки во многом зависит от природных способностей человека (его "генетического фонда") и условий его воспитания в  семье. Образование, следовательно, может  выступать всего лишь как посредник, передающий на заработки воздействия, которые исходят от этих глубинных  причин. Поэтому достичь более  равномерного распределения первичных  доходов принципиально невозможно. Изменению и перестройке поддается  лишь распределение вторичных доходов (при помощи налогового обложения, трансфертных выплат и т.д.).

Радикальные экономисты придерживаются прямо противоположной точки  зрения. На их взгляд, место работника  в иерархии доходов обусловливается  не его врожденными качествами и  не его собственными усилиями, а  его социальным происхождением. (В  качестве измерителей последнего используются показатели семейного дохода, уровень  образования родителей, профессиональный статус главы семьи и т.д.) По их мнению, образование выступает просто как посредник, преобразующий неравенство  в социальном происхождении в  неравенство доходов. К традиционным каналам, по которым влияние социального  происхождения может идти в обход  образования (таким, например, как связи  в деловом мире), радикальная политэкономия  добавляет еще один - передачу из поколения в поколение ценностных установок, мотиваций и стереотипов  поведения. Если на разных уровнях производственной иерархии требуются работники с  разными поведенческими характеристиками и если развитие этих характеристик 

14

осуществляется в основном в семье, то социальное происхождение  может быть важнейшей причиной воспроизводства  экономического неравенства, даже помимо его влияния на уровень образования. Ряд исследователей полагают, что процесс детерминации заработков носит вероятностный характер и складывается под воздействием случайных причин. Например, эта точка зрения проводится в книге социолога К. Дженкса "Неравенство: переоценка влияния семьи и образования в Америке", где на обширном статистическом материале показано, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегатных групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает. Более того, согласно полученным оценкам, все факторы, влияющие на уровень доходов - происхождение, генетический потенциал, пол, возраст, цвет кожи, образование, профессия и другие - способны объяснять не более 22% всех различий в заработках. Отсюда был сделан вывод, что заработки зависят главным образом от чисто случайных причин - "удачливости", "везения" человека. По мнению радикальных экономистов, образование стало “селекционным” механизмом, обеспечивающим отбор и качественную дифференциацию будущей рабочей силы. Они принимают основной тезис теории “фильтра” об использовании образования в качестве средства отбора и сигнализации о профессиональных качествах работников. Для анализа уровня неравенства в различные периоды времени, а также для определения степени неравенства используют различные коэффициенты. К ним относятся: децильный коэффициент, квинтильный коэффициент, квартильный коэффициент, дисперсия и коэффициент вариации, индекс Анткинсона, кривая Лоренца, коэффициент Джини. Следует отметить, что доход определяется статистическим методом.

 

 

15

Степень неравенства доходов  домашних хозяйств можно увидеть  на кривой Лоренца.

На оси абсцисс расположена "доля семей", на оси ординат "доля доходов семей". Теоретическая  возможность абсолютно равного  распределения дохода представлена биссектрисой АС, т.е. все семьи имеют равную долю доходов. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % — 40 %, а 60 % — 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АС.


Все доходы домашних хозяйств за исследуемый год приравниваются 100 %. Все население по критерию уровня доходов делится на пять групп  по 20 % каждая. После чего вычисляют, сколько доходов получила каждая из пяти групп. Но для построения кривой Лоренца необходимо для каждой последующей  группы суммировать с данными  предыдущей группы. Когда распределение доходов в обществе справедливо, то мы получим распределение по 20 % каждой группы. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство - представлена биссектрисой, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов.

Если бы фактическое распределение  доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы, разрыв исчез, а площадь  была бы равна 0.

         Коэффициент Джини характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Данный показатель устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.

16

3. Особенности  государственных мероприятий формирования  доходов в современной России.

Государственные доходы —  это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его  распределения и перераспределения  через различные виды денежных поступлений  в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его  задач по осуществлению социально-экономической  политики, обеспечению обороны и  безопасности страны, а также необходимой  для функционирования государственных  органов.

Государственные доходы зачисляются  в различные государственные  денежные фонды — в бюджеты  разных уровней, внебюджетные целевые  государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды —  местные бюджеты и 

Классификация доходов государства  по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление  об их источниках, о связи доходов  с различными формами собственности, об эффективности последних в  формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком  в системе доходов государства  выделяются поступления:

    • от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства; аналогичной является группа доходов от муниципального хозяйства;
    • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
    • от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
    • от личных доходов граждан.

 

17

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

  • федеральные;
  • доходы субъектов Федерации;
  • местные доходы.

Основная часть доходов  поступает в распоряжение государства  и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного  рода и финансовые санкции и проч. На добровольной основе в государственные  и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем  проведения лотерей, займов, выпуска  акций, использования пожертвований  и т.д.

В соответствии с порядком образования и использования  государственных и муниципальных  доходов их можно разделить на такие две группы, как централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные  государственные доходы — это доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий.

К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах.

Доходные источники государственных  и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для  финансирования намеченных программ.

Понятие государственные  доходы может рассматриваться в  широком смысле слова, включая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также  доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

18

Возможно использование  этого понятия и в узком  смысле — как доходы, входящие в  государственную казну, т.е. подлежащие зачислению в бюджетную систему  и государственные внебюджетные фонды.

Обеспечивая выполнение своих  задач и функций, государство  распределяет и использует финансовые ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Практикум

Разные макроэкономические субъекты имеют различные источники  формирования доходов. Установите взаимосвязи  между ними. Поясните, какие доходы являются преимущественно персональными, а какие – функциональными.

Источники доходов:

  1. Доход за выполненную работу или за время работы.
  2. Доход на ссудный капитал.
  3. Доход от использования от любых природно-естественных ресурсов.
  4. Доход за предпринимательскую деятельность, предприимчивость.
  5. Доход, не связанный непосредственно с трудовой деятельность.

 

Формы доходов:

  1. Трансфертные платежи.
  2. Предпринимательский доход (или нормальная прибыль).
  3. Заработная плата.
  4. Рента.
  5. Процент.

Ответы:

  1. Заработная плата (функциональный доход)
  2. Процент (функциональный доход)
  3. Рента (функциональный доход)

 

 

20

  1. Предпринимательский доход (или нормальная прибыль) (функциональный доход)
  2. Трансфертные платежи (преимущественно-персональный доход)

 

Заключение 

Мировой опыт показывает, что  эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  демократической системы распределения  доходов граждан. Распределительные  отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия  в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение  в обществе, также уровень доходов  каждого человека зависит от экономики  страны, в которой он проживает. Таким  образом, реализация результативного  перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих  конкретные меры, прежде всего в  области регулирования доходов  граждан, справедливого налогообложения  и совершенствования системы  социальной защиты граждан. В целом, общепринятым является мнение, что  в соответствии со спецификой РФ целесообразно  проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности  и социальной справедливостью. Таким  образом, реализация результативного  перераспределения доходов в  России должна осуществляться посредством  разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования  трудовых доходов граждан, справедливого  налогообложения и совершенствования  системы социальной защиты граждан. Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

Информация о работе Особенности государственных мероприятий формирования доходов в современной России