Особенности проявления инфляции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных теории и практики. Изучить причины и особенности инфляции в России.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи: понятие инфляции, измерение инфляции, реалии инфляции, причины инфляции, изучение особенностей инфляции в России, анализ инфляционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

распечатка.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

 

Дж.М. Кейнс писал, что не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Ярким примером тому может служить инфляция в Российской Федерации.  [6, с. 25]

Первоначально зарождавшиеся инфляционные процессы в России были обусловлены: диспропорциями в сложившейся структуре  народного хозяйства СССР, в которой  предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских  товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях  в него; государственной системой ценообразования (поддержанием многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от изменений в производстве, спросе и предложении), не позволяющей избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен.  [7, с. 87]

В каждой стране инфляционный процесс  имеет специфику, связанную с  совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Важным фактором инфляционных процессов  в России выступала планово-распределительная  система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:

• в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;

• в производстве средств производства и товаров народного потребления;

• в системе государственного ценообразования;

• в доходах и расходах государственного бюджета;

• в кредитных и финансовых ресурсах.  [4, с. 105]

Экономика современной России реально  столкнулась с инфляционными  проблемами в начале 90-х годов  в период перехода от централизованно  планируемой к рыночной экономике, который начался с резкой либерализации  цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли  в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские  товары увеличились в годовом  исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный  рост потребительских цен, который  в годовом исчислении составил, соответственно, 215,0% и 131,3%. В этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем  инфляции.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось  снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшем правительство планировало  уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста  потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

В бюджете Российской Федерации  на 1999 г. рост потребительских цен  прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%.  [1 с. 49]

В 2000 году, с приходом к  власти новой команды правительства  уровень инфляции удалось взять  под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 - 15,1%, а в 2003 году - всего 12%.

В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим.

В отличие от 2004 года, с  середины 2005 года и до середины 2006 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен, тем самым снижался процент инфляции.

Однако, мировой финансовый кризис 2008 года, повлиявший на экономику  России, снова поднял уровень инфляции в стране. Таким образом, в 2008 году инфляция возросла до 13, 3%.

После 2008 года правительство  стало проводить жесткую антиинфляционную политику, что способствовало снижению инфляции. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) уровень инфляции в 2009 году составил 8,8%, в 2010 – 8, 78%, а в 2011 Россия достигла уровня в 6,1%.

Министерство экономического развития (МЭР) РФ прогнозирует инфляцию в декабре 2012 года на уровне 0,5%. Согласно данным мониторинга, по итогам 2012 года МЭР ожидает инфляцию на уровне 6,5%.

По данным Росстата инфляция в России в ноябре 2012 г. Составила 0,3%, с начала года - 6%. В ноябре прошлого года была зафиксирована инфляция в размере 0,4%, а за аналогичный период с  начала 2011 года инфляция в России  составила 5,6%.[23]

Изучив особенности инфляции в  России, можно сделать вывод о  том, что в целом правительство  достаточно успешно проводит антиинфляционную политику, что позволяет снижать  уровень инфляции в стране.

Однако, несмотря на все  проблемы Европы и США, российская инфляция далека от зарубежных показателей, и  маловероятно, что в ближайшие  годы можно будет достичь снижения инфляции в России до 3-4% и приблизится  к показателям стран Европы и  США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономико-статистический анализ инфляционных процессов в РФ

3.1 Анализ  структуры инфляции

 

 

Изучение складывающихся тенденций в развитии инфляции связано  с использованием информации из разных статистических источников. Подготовка такой информации и разработка методологии  ее анализа — одна из актуальных проблем в отслеживании и прогнозировании  инфляции в российской экономике, особенно в условиях развития рыночных отношений.

Для оценки и анализа  инфляции в отечественной и зарубежной практике широко используется система  показателей, разрабатываемая статистикой  цен, банковской статистикой, макроэкономической и другими отраслями статистики. В системе показателей особое место занимают ценовые индексы, в частности:

    • продукта; дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП), в зарубежной практике этот показатель называется дефлятором национального
    • индекс цен производителей;
    • индекс потребительских цен.

Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, производимых и потребляемых в государстве. Он исчисляется как отношение номинального ВВП (ВВПN) к реальному ВВП (ВВПR): 

где åptqt— валовой продукт изучаемого периода в текущих ценах 
åp0qt- валовый продукт в ценах базисного периода 
Дефлятор валового внутреннего продукта в отечественной статистике исчисляется по всей совокупности товаров и услуг с выделением производства товаров и производства услуг.

Дефляторы валового внутреннего  продукта России (в % к предыдущему году) по данным Росстата составили: в 2009 году 105,2%; в 2010 году 112,5%; в 2011 году 115,4%.

Реальный ВВП представляет собой физический объем производства конечных товаров и услуг, рассчитанный в ценах предыдущего года. А  это означает, что если в текущем  периоде по отношению к предыдущему (базисному) произошло повышение  общего уровня цен, то результатом исчисления ВВПR в текущем периоде с использованием цен предыдущего (базисного) периода будет снижение (дефлирование) объема ВВПN. Если же за изучаемый период наблюдалось снижение общего уровня цен, то при расчете ВВПR будет наблюдаться повышение (инфлирование) объема ВВПN
При характеристике инфляции используется также показатель нормы               инфляции, исчисляемый по формуле:

Где Itи It-1 — индексы смежных периодов.

По результатам исследований ряда экономистов принято считать, что если месячная норма инфляции составляет менее 10%, то имеет место  «ползучая» инфляция, а если 10—99%, то «галопирующая» инфляция. 
Гиперинфляционный «взрыв» в России наблюдался в 1992 г., что было обусловлено в определенной мере либерализацией цен.

Кроме обобщающего показателя инфляции (дефлятора ВВП) в статистике исчисляются индексы цен, характеризующие  уровень инфляции в отдельных  секторах экономики, в частности  индексы цен производителей и индекс потребительских цен.

  • Индекс цен производителя измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского (предметы потребления) и производственного (средства производства) назначения. Будучи рассчитанным на раннем, оптовом этапе, этот индекс является хорошим показателем будущего изменения цен на более позднем, розничном этапе движения продукции.

Индекс потребительских  цен в 2012 году



[21]

Таблица 3.1.1

Период

В целом

В том числе на

Товары 

Услуги

 

В % к предыдущему месяцу 2012 года

В % к декабрю 2011 года

В % к соответствующему месяцу 2011 года

В % к предыдущему месяцу 2012 года

В % к декабрю 2011 года

В % к соответствующему месяцу 2011 года

В % к предыдущему месяцу 2012 года

В % к декабрю 2011 года

В % к соответствующему месяцу 2011 года

Сентябрь

100,6

105,2

106,6

100,4

104,6

106,3

101,0

106,7

107,3

Август

100,1

104,6

105,9

99,9

104,2

105,9

100,6

105,7

106,2

Июль

101,2

104,5

105,6

100,7

104,3

105,5

102,7

105,1

105,9

Июнь

100,9

103,2

104,3

100,9

103,5

104,5

100,8

102,3

103,8

Май

100,5

102,3

103,6

100,5

102,6

103,6

100,7

101,5

103,7

Апрель

100,3

101,8

103,6

100,3

102,1

103,5

100,3

100,9

103,7

Март

100,6

101,5

103,7

100,6

101,8

103,6

100,4

100,6

103,9

Февраль

100,4

100,9

103,7

100,5

101,1

103,7

100,0

100,2

103,9

Январь

-

100,5

104,2

-

100,6

104,0

-

100,2

104,7





Индекс потребительских цен измеряет инфляцию исключительно потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечными покупателями.

Индексы цен, приведенные в таблице 3.1.1, позволяют определить реакцию на изменения в экономической политике в краткосрочные периоды, фиксируя максимальные годовые уровни инфляции.

При определении индекса  потребительских цен учитываются  как товары отечественного производства, так и импортные товары.

При изучении инфляции следует  учитывать и особенности измерения  рассматриваемых ценовых индексов. Так, например, дефлятор ВВП является ценовым индексом произведенных  товаров и услуг, а индекс потребительских  цен измеряет динамику цен товаров  и услуг, которые покупают домашние хозяйства в качестве потребителей. Таким образом, любые изменения  в ценах на товары (включая товарные остатки) и услуги, которые приобретаются  не домашними хозяйствами (например, предприятиями), даже если это предметы потребления, не найдут отражение в индексе потребительских цен, но будут измерены дефлятором ВВП.

Инфляция во многом определяется денежно-кредитной и бюджетной  политикой, поэтому важно сравнивать динамику цен с динамикой основных макроэкономических показателей.

При изучении инфляции широко используются и показатели денежно-кредитной системы, в частности агрегаты денежной массы:

М0 — наличные деньги в обращении (вне банков);

Ml = М0 + средства до востребования в банках;

М2 = Ml + срочные депозиты населения в сберегательных банках;

МЗ = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственного займа. [13, c. 214]

Анализ динамики и структуры  агрегатов денежной массы позволяет  выявить основные факторы, определяющие динамику инфляции. Динамика денежных агрегатов сопоставляется с динамикой  взаимосвязанных показателей, например с динамикой потребительских  цен. Однако при сопоставлении этих показателей необходимо учитывать  определенный временной лаг между  изменением денежной массы и потребительскими ценами. Временные лаги, т.е. промежутки времени, в течение которых изменения  объемов денежной массы вызывают соответствующие изменения в  темпах прироста цен, не являются величиной  постоянной; в определенной мере они  зависят от состояния финансовой системы. По мере развития финансовой системы временные лаги между  рассматриваемыми показателями имеют  тенденцию к увеличению. Этот фактор необходимо учитывать и при территориальных (межстрановых) сопоставлениях.

Информация о работе Особенности проявления инфляции в Российской Федерации