Особенности проявления инфляции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных теории и практики. Изучить причины и особенности инфляции в России.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи: понятие инфляции, измерение инфляции, реалии инфляции, причины инфляции, изучение особенностей инфляции в России, анализ инфляционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

распечатка.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

При статистическом изучении инфляции важно установить ее источники, о которых можно судить, например, анализируя структуру и динамику активов Центробанка, а именно, выделяя  в них: кредиты внутрироссийские; межгосударственные расчеты; другие виды активов.

Одним из показателей инфляции является индекс официального курса  рубля к доллару США. Динамика официального курса доллара США, устанавливаемого ЦБ РФ, приведена в таблице 3.1.2

Степень обесценивания  российского рубля

Таблица 3.1. 1

Показатель

Дата

1.12.2009

1.12.2010

1.12.2011

1.12.2012

Официальный курс доллара США, руб./долл.

29,068

31.333

31.40

30.811

Степень девальвации рубля (к предыдущей дате) в разах

 

1,1

1

0,98


[21]

Девальвация национальной валюты стимулирует инфляционные процессы.

Избыток денег приводит к их обесцениванию и как следствие — росту цен. Таким образом, инфляция предопределяется темпом роста цен.

Темп роста цен (темп инфляции) рассчитывается по формуле:

Тp= Тmvq ,         

где Tp — темп роста цен (темп инфляции);

Тm — темп роста денежной массы;

Tv — темп ускорения оборота денег;

Tq — темп роста количества реальных товаров.

Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет иные причины и черты. Его  внешними проявлениями являются:

массовость, т. е. повышение  цен практически на все товары;

непрерывность увеличения цен;

длительность их роста. [3,c. 422]

Изученная информация позволяет  сделать вывод о том, что для  того чтобы исследовать такое  явление как инфляция, необходимо исследовать ряд показателей, на основании которых происходит подсчет данных, свидельствующих о темпах инфляции.

 

 

 

3.2 Влияние  инфляции на уровень жизни  населения

 

 

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны: небольшие темпы роста инфляции содействуют росту цен и нормы  прибыли, временно оживляя экономику, высокие темпы роста инфляции превращаются в тормоз воспроизводства, обостряя экономическую и социальную напряженность.

Во-первых, инфляция вызывает перераспределение национального  дохода в пользу богатых слоев  населения и получателей прибыли, способствуя тем самым росту  накоплений. Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению  национального дохода, являясь сверхналогом на население, обуславливая отставание темпов роста номинальной, а так же реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги, ущерб терпят все категории наемных работников, пенсионеры, лица свободных профессий, доходы которых фиксированы.

 Во – вторых, постоянный  рост цен при инфляции создает  определенный оптимизм у предпринимателей  в связи с прогнозируемым ростом  прибылей, и стимулирует их поддерживать  темп инвестиций на высоком  уровне.

Однако существует и  другая точка зрения, согласно которой, вкладчики, чувствуя приближение инфляции, сокращают потребление. Процесс  инфляции вызывает неуверенность в  будущем и тормозит программы  капиталовложений. Поэтому инфляция не только может ускорять экономическое  развитие, но и напротив замедляет  его.

Инфляция вызывает реальные изменения в распределении ВНП. Она сокращает одни доходы и увеличивает  другие, усиливая социальную дифференциацию в обществе. Инфляция усиливает опасность риска при инвестировании средств в проекты, рассчитанные на длительные сроки. Производственная деятельность становится менее предпочтительной по сравнению посреднической, которая связана с меньшим риском, из-за высокой скорости обращения капитала и минимальной опасности его обесценения.[17, с.215]

 В условиях инфляции  обесцениваются сбережения населения,  потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Международная  торговля способствует переносу  инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные  и кредитные связи.

Развитие инфляционных процессов приводит к усилению социальной напряженности в обществе. В результате роста розничных цен на потребительские  товары и услуги снижается уровень  жизни населения. Это происходит в разных формах. Одна из них –  сокращение реальной ценности личных сбережений вследствие общего повышения  цен. Это касается тех, кто  держит сбережения в виде наличных денег, хранит их на банковских счетах или вкладывает в облигации. Дело в том, что каждый новый виток роста цен неумолимо  сокращает массу товаров, которую  они способны приобрести.

В условиях инфляции происходит снижение текущих реальных доходов, ухудшение не завтрашних (как в  случае со сбережениями), а сегодняшних  параметров благосостояния. [14, с. 53]

Таким образом, инфляция негативно  влияет на благосостояние сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление. Но и это  еще не все. Кроме того что, инфляция ведет к искусственному налогообложению.

В целом инфляция вредна для страны в любом случае, она  ведет к общему замедлению экономического развития: поскольку предугадать  движение цен и издержек практически  невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных  затрат с длительными сроками  окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован тек же неясностью перспектив финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами, превращать их в срочные депозиты. [15, с. 175]

Инфляционный рост цен  ставит под угрозу доходы, формирующиеся  в рыночной экономике, вызывая нередко  заметное снижение реальной заработной платы. Именно поэтому периоды высокой  инфляции становятся одновременно периодами  усиления социально-политической напряженности  и нестабильности.

Не секрет, что от инфляции страдают прежде всего малообеспеченные слои населения, которые большую часть своих доходов тратят на предметы потребления, ведь цены на них растут наиболее быстро. По подсчетам центра макроэкономического прогнозирования, в течение 2011 года товары в «корзине» для бедных подорожали на 15% (в 2010 – на 9%).

В настоящее время рост цен в России является проблемой  государственного значения. В 2011 году уровень потребительской инфляции составил 111,9% к предыдущему году, за 10 месяцев 2012 года – 111,6%. Особую тревогу  вызывает повышение потребительских  цен на наиболее дешевые продукты. Значительно в 2011 году цены выросли  на хлеб, макаронные изделия, крупы, молочные продукты, масло, т. е. на наиболее востребованные продукты питания, доступные для  населения со средними и низкими  доходами. [10, с.69]

ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ  ТОВАРОВ 
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах; 1995 г. – в разах)

Таблица 3.2.1

 

1995

2000

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Продовольственные товары

2,2

117,9

109,6

108,7

115,6

116,5

106,1

112,9

Мясо и птица

2,3

128,3

118,6

105,9

108,4

122,2

105,0

105,3

Колбасные изделия и продукты из мяса  
и птицы

2,2

123,8

110,1

107,7

109,1

124,2

108,3

105,5

Продолжение таблицы 3.2.2

Мясные консервы

2,1

108,7

114,4

107,7

107,7

124,7

111,1

105,3

Рыбопродукты

2,1

128,4

113,1

106,9

108,5

114,7

110,7

104,6

Сливочное масло 

1,5

104,1

108,2

106,8

140,3

110,5

107,9

123,3

Подсолнечное масло

1,9

90,7

102,1

98,8

152,3

122,1

80,2

127,6

Молоко и молочная продукция

2,3

121,1

110,5

108,7

130,4

112,2

102,3

116,7

Сыр

2,4

113,6

112,0

104,2

156,3

93,3

100,9

119,9

Яйца

2,1

111,7

86,1

110,4

128,7

113,8

85,5

113,2

Сахар

2,0

170,7

99,9

114,9

95,7

107,0

142,7

122,5

Кондитерские изделия

2,1

109,9

106,4

109,1

112,0

123,4

110,7

106,6

Хлеб и хлебобулочные изделия

3,2

116,5

103,0

111,1

122,4

125,9

102,4

107,6

Крупа и бобовые

2,9

83,6

100,2

112,1

124,7

125,8

97,5

158,8

Макаронные изделия

2,4

108,4

101,9

104,7

123,6

133,8

101,6

104,7

Плодоовощная продукция, включая  
картофель

1,8

97,0

114,3

110,3

122,2

107,7

98,3

145,6

Алкогольные напитки

2,3

125,0

107,6

110,1

107,7

110,9

108,9

108,3


 

[21]

При этом доходы населения  возросли незначительно, что видно  из таблицы 3.2.2. Так же можно увидеть, что с ростом ИПЦ население  стало медленнее выходить из группы с доходами ниже ПМ, а в 2011доля этой группы в общем количестве населения  даже начала расти после нескольких лет стабильного уменьшения.

 

 

 

Динамика различных экономических  показателей с 2006 по 2011 гг.

Таблица 3.2.2

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

ИПЦ (в % к предыдущему году)

112,0

111,7

110,9

109

111,9

113,3

ИПЦ (в % к предыдущему году)

115

110

112

113

112

103

ИПЦ (в % к предыдущему году)

111

111

113

113

117

110

ИПЦ (в % к предыдущему году)

105

106

110

105

105

118

ИПЦ (в % к предыдущему году)

117

113

119

113

112

120

Численность населения с доходами ниже ПМ

           

- в % от общего числа населения

20,3

17,6

17,7

15,2

13,3

13,5

   - в % к предыдущему году

82,3

86,0

87,7

85,3

87,0

90,9


 

[21]

По оценкам экспертов, из-за инфляционного  роста цен мы ежегодно теряем не менее пятой части своих доходов.

Так же из таблицы можно  увидеть, что в последние годы наметилось некоторое снижение доходов. Можно говорить о том, что инфляция стремительно «пожирает» доходы.

Инфляция, перераспределяя  национальный доход, становится функцией скорости, с какой реагируют на нее различные социальные группы, вызывая резкое расслоение общества. Можно сказать, что инфляция является инструментом изменения социальной структуры общества. Характер этого  изменения будет различным. Так, в условиях высокой инфляции (особенно если она не ожидаемая) ее объясняющее  значение в дифференциации будет  высоким и на передний план выходят  ценовые процессы, а в условиях снижения темпов инфляции ее воздействие  уменьшается и происходит выдвижение на передний план других факторов неравенства.

Социально-экономическая  дифференциация в условиях высокой  инфляции идет в следующих направлениях – группы населения выигравшие, проигравшие и относительно не проигравшие. [18,c. 217]

  1. Выигравшие. Высокодоходные слои населения используют инфляцию как дополнительную возможность приумножить свое богатство. К этой группе можно отнести владельцев предприятий, имеющих возможность назначать высокие цены на выпускаемую продукцию и не наталкиваться при этом на трудности со сбытом, представителей торгово-финансового капитала, имеющих доступ к финансовым ресурсам и обладающих информацией о состоянии конъюнктуры рынка, использующих фактор неравномерности протекания инфляции для получения сверх прибылей.
  2. Кпроигравшим относятся низкодоходные слои населения, которые объективно не имеют возможности противостоять инфляции, динамика их доходов во многом перекрывается ростом стоимости жизни, ставя их в крайне затруднительное положение. Этот слой самый большой и состоит из лиц, получающих фиксированные доходы, которые пересматриваются по отношению к инфляции со значительным временным лагом. Это лица, получающие доходы в большей части в виде заработной платы, работники бюджетной сферы, учащаяся молодежь, лица, получающие социальные пособия, пенсионеры и другие.
  3. К относительно не проигравшим можно отнести лиц, которые не получают каких-либо выгод от инфляции, но и потери их от инфляции минимальны и несоизмеримы с потерями во второй группе. К ним можно отнести высокооплачиваемых работников крупных компаний, например работников финансово-кредитной системы, представителей среднего и малого бизнеса и других. [17, c. 159]

Инфляция  так же оказывает большое влияние  на расходы населения.

В условиях инфляции резко снижается сберегательная активность у низкодоходных и среднедоходных слоев населения, поскольку все более значимая часть доходов направляется на удовлетворение первоочередных потребностей.

В доходах  населения можно выделить две  части: первая идет на удовлетворение потребностей, а вторая часть может  направляться на сбережения.

Это можно объяснить так: население  выделяет мобильную часть доходов, которая может направляться на цели сбережения, назовем ее «условно сберегаемой  частью доходов». Поскольку основная их часть идет на потребление, которое  представлено малоэластичным статьями расходов, то эта часть дохода для  упрощения может быть представлена прожиточным минимумом. Соответственно разница между доходом и прожиточным  минимумом будет составлять ее условно  сберегаемую часть. Она будет  характеризоваться тем, что при  ускоренном росте цен и соответственно при увеличении прожиточного минимума, при условии неизменности доходов  условно сберегаемая часть имеет  тенденцию к сокращению, и наоборот, рост доходов при незначительном изменении прожиточного минимума увеличивает  ее долю в доходах.[11, c. 312]

Информация о работе Особенности проявления инфляции в Российской Федерации