Особенности развития национальной парадигмы социально экономического развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

В реферате анализируется состояние физического и нравственного здоровья населения в РФ, формирование творческих способностей человека в связи с переходом к инновационному типу развития и созданию конкурентоспособной экономики. Исследуется структура человеческого капитала и факторы, призванные обеспечить его эффективное развитие. Обосновываются базисные инновационные подходы и принципы необходимых институциональных изменений российской экономики, позволяющие перейти к новой парадигме ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Сущность национальной парадигмы......………………………………6
Особенности развития национальной парадигмы социально экономического развития России…………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Национальная_парадигма.docx

— 85.73 Кб (Скачать файл)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  1. Сущность национальной парадигмы......………………………………6
  2. Особенности развития национальной парадигмы социально экономического развития России…………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                                ВВЕДЕНИЕ

             В реферате анализируется состояние физического и нравственного здоровья населения в РФ, формирование творческих способностей человека в связи с переходом к инновационному типу развития и созданию конкурентоспособной экономики. Исследуется структура человеческого капитала и факторы, призванные обеспечить его эффективное развитие. Обосновываются базисные инновационные подходы и принципы необходимых институциональных изменений российской экономики, позволяющие перейти к новой парадигме ее развития. 

           Сформировавшиеся за последние десятилетия деградационные изменения здоровья населения, а также «эпидемия смертности» превратились в демографическую катастрофу и стали представлять реальную угрозу национальной безопасности России. Официальная статистика и длительные (продолжительностью более тридцати лет) специальные исследования свидетельствуют, что здоровье населения ухудшается от поколения к поколению. Среди этих процессов особо следует отметить: превышение смертности над рождаемостью; уменьшение средней ожидаемой продолжительности жизни; беспрецедентный рост смертности в самом расцвете трудоспособного возраста с 25 до 45 лет; вымирание населения за последние 15 лет – смертность достигла 9 млн. человек. Происходит катастрофическое сокращение человеческого капитала. В течение последних десяти лет постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом – с другой. Развитие этого противоречия быстро приближается к критическому порогу, за которым население России в силу своей недостаточной численности, недопустимых показателей здоровья, относительно низкого интеллектуального и культурного развития, не востребованного у большой части населения и недостаточно качественного профессионального образования, неадекватного мировоззрения и национального самосознания может оказаться неспособным к освоению всех имеющихся в стране ресурсов.  
…Социальный гуманизм – целенаправленность, организованность и результативность государственной политики в реализации целей человеческого развития (жизнь, здоровье, уровень и продолжительность жизни, одухотворенность и нравственность, гражданские права и свободы) для всего населения страны. …Интересы государства – территориальная целостность, суверенность (экономическая, политическая, военная состоятельность), безопасность, долгосрочная устойчивость развития, социальный гуманизм. …Интересы личности – биосоциальные: жить, воспроизводиться, быть в безопасности, иметь психологический комфорт; социальные: иметь гарантированные человеческое достоинство, права и свободы, возможность нравственного и иного развития. …Интересы общества – сочетание в целях реализации социального гуманизма интересов государства и личности. …Качество экономического развития – характеристика структурных пропорций экономической развитости в сравнении с их желаемыми целевыми параметрами. …Социальная политика экономики развития – система государственно-управленческих мер, решений и действий, осуществляемых, с одной стороны, для реализации принципа социального гуманизма, с другой – для обеспечения основного ресурсного источника экономического развития – человеческого капитала». 
            Содержание указанных базовых понятий в управленческом контексте означает, что экономическая политика начинает не только воспринимать человеческий капитал, но и встраивать его в управленческие построения. Указанный факт, а также научные разработки и управленческие решения государственной власти последних лет свидетельствуют о начальном этапе появления нового инновационного кластера формирования человеческого капитала.  
               Россия - не первая и не единственная страна, идущая по пути от государственной к рыночной экономике. Переход к рынку определяется экономико-технологическими императивами современной эпохи, эпохи постиндустриального, информационного общества. Она требует разнообразия индивидуальных, преимущественно творческих усилий, эффективность которых не может быть установлена и оценена единым внешним планом и обеспечена административным предписанием и контролем. В таких условиях рынок незаменим, и страны, опирающиеся на нерыночно-государственное планирование и управление, неизбежно отстают все больше и больше. Причем речь идет обо всех характеристиках развития: экономического роста и эффективности, социального благосостояния и уровня жизни, политической стабильности и единства общества, культурных возможностей, психологии гордости за свою страну и т.п. Это поняли коммунистические правители СССР и Китая - двух великих "социалистических" держав. Это поняли в еще большей степени лидеры их стран-сателлитов. Так что переход к рынку - действительно императив.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность национальной  парадигмы

 

             Анализ динамики, структуры и размеров инвестиций в человеческий капитал в ряде экономически развитых стран и в России существенно различается как по источникам, так и по направлениям вложений. Абсолютные цифры вложений в различные составляющие человеческого капитала отличаются на порядок, в результате чего в России сложилась деформированная структура инвестиций в человека, затрудняющая его и качественное и количественное воспроизводство . При этом отдельные составляющие (например, потенциал здоровья, численность населения) подошли к катастрофическому уровню [2]. По оценкам ведущих российских экономистов к началу XXI столетия Россия обладала наибольшим из всех стран мира национальным богатством. В его структуре 50% были представлены человеческим капиталом, 40% – природным и 10% – воспроизводимым (Табл.1). Однако эффективность использования всего национального богатства и самой крупной его составляющей была настолько низкой, что по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отставала от США в 5 раз, от Японии – в 3,8 раза, от Германии и Франции – в 3,5 раза.

                                                                                                    Таблица 1. 
Структура национального богатства (в долларах США на душу населения)

         

 

          Следует особо отметить, что на уровне государственного управления до настоящего времени не ставился вопрос о комплексе системообразующих факторов для формирования человеческого капитала. Поэтому рассмотрим некоторые из них, которые впервые сформулированы в последние годы. В научном издании (2009г.), обосновывающем постановку задачи разработки концепции экономической политики России учеными Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования совместно с академиком Д.С. Львовым представлен ряд новых элементов понятийного аппарата, напрямую связанных с формированием качества жизни и человеческого капитала  «…экономика развития – экономическая политика, в рамках которой ее высшая ценностная цель поставлена как устойчивый долгосрочный экономический рост и экономическое развитие в интересах личности, общества и государства. В интересах обеспечения качества жизни и формирования человеческого капитала нам представляется целесообразным ввести новый термин нравственное управление – управление осуществляемое нравственными субъектами, реализующими: способ мышления, поведения и действий, в том числе профессиональных, позволяющий не наносить ущерба себе, окружающим, обществу, среде обитания и результатам профессиональной деятельности; гармоничное сочетание духовных и материальных устремлений; баланс прав и обязанностей. 
             Общество ждет от экономики ее эффективного развития и роста, которые невозможны без создания этических условий экономического поведения и эффективного экономического порядка, считает известный немецкий экономист и философ П. Козловски . Он рассматривает хозяйственную этику как способ возвращения духовности в наше представление и управление хозяйством. На этой основе можно рассматривать этическую экономику (хозяйственную этику) как ожидаемую обществом часть теории и практики, объединяющую главные вопросы экономики и этики.  
           Научные разработки, проводившиеся в последние десятилетия в области исследования человеческого капитала показывают, что последний в условиях информационного общества является важнейшим и главным фактором воспроизводства национального богатства, а достаточное инвестирование в него является абсолютно необходимым приоритетом для любой национальной экономики. 
         Системно поддержать конкурентоспособность всех национальных ресурсов на международных рынках может только государство. Убедительно представлена структура национальных ресурсов в научных разработках, проводившихся под руководством А.И. Юрьева. К числу признаваемых ресурсов относятся:  
1) финансовые ресурсы;  
2) сырьевые ресурсы;  
3) административные ресурсы  
         К числу формально признаваемых национальных ресурсов, которые являются неотъемлемой частью конкурентоспособности страны, но которые «экономический образ мышления» не рассматривает, относятся перечисленные в п. 4–9:  
4) культурные ресурсы;  
5) моральные ресурсы;  
6) информационные ресурсы (только при наличии конкурентоспособных 4-го, 5-го, 6-го видов ресурсов появляются главные цивилизационные ресурсы страны – 7-й, 8-й, 9-й, обеспечивающие конкурентоспособность 1-го, 2-го, 3-го видов ресурсов). 
7) научные ресурсы;  
8) технологические ресурсы;  
9) человеческий капитал – человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы. 
             Качество населения и человеческого капитала требует создания государственной концепции конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и системы по воспроизводству человеческого капитала как главного ресурса общества. 
«…Конкурентоспособность государства исчисляется как частное от деления мощности человеческих ресурсов на произведение всех остальных ресурсов страны. Если человеческий капитал меньше, чем произведение всех иных ресурсов страны то коэффициент конкурентоспособности страны становится менее единицы. В этом случае страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам, которые осваивают ее природные ресурсы на выгодных для себя условиях и невыгодных для страны – собственника этих ресурсов. Если человеческий капитал (числитель) больше, чем произведение всех иных ресурсов страны (знаменатель), то коэффициент конкурентоспособности становится больше единицы, что предполагает победу в конкурентной борьбе с другими странами – владельцами аналогичных или иных ресурсов». 
Пример развития экономики США показал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Поэтому странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в сохранение здоровья населения, образование и науку и многое другое, что связано с формированием человеческого капитала 
Человеческие ресурсы стали определяющими для достижения конкурентных преимуществ национальной экономики в современных условиях. По данным Мирового банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% – природным капиталом, а 64% – человеческим капиталом.                        

           Таким образом, человеческий капитал для инвестиций является стратегическим приоритетом и основополагающим фактором экономического роста. Отметим, что в России 15% роста ВВП достигается за счет человеческого капитала, а 85 % за счет природного (который преобладает) и воспроизводимого капиталов. 
           Структуру общества можно представить в виде четырехсферной модели, где каждая из сфер осуществляет производство своего продукта: гуманитарно-социальная – людей (человеческий капитал); духовно-информационная – информацию, знания (интеллектуальный капитал); организационно-политическая – государственные, коммерческие и общественные организации, партии (административный и идеологический капитал); материально-техническая – средства производства, предметы потребления, технологии и услуги (физический капитал).  
         Каждая из этих сфер взаимосвязана с остальными и не может существовать без них, осуществляя функции производства, распределения, обмена и потребления. Такая модель согласуется с признаваемой в экономической теории структурой национального богатства, в состав которого входят показанные в начале наших рассуждений – человеческий капитал, природный капитал, воспроизводимый капитал. 
В интересах создания системы, формирующей человеческий капитал непосредственно на предприятиях, следует обратить особое внимание на способности, лежащие в его основе :  
жизнеспособность человека – способность воспроизводить себя (жить в неких оптимальных условиях и давать потомство);  
работоспособность – способность выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством (повышение профессиональной конкурентоспособности до уровня современных требований и др.);  
способность к инновациям (адаптации) – способность человека воспринимать нововведения и адаптироваться к изменениям в различных сферах жизни, способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий (изменения в мировоззрении и организации общества, в состоянии природной среды, в интенсивности информационных потоков и др.);  
способность к обучению – способность приобретать новые умения, знания, навыки (обучение новым профессиям, самостоятельное получение новых научных, профессиональных, культурных знаний и др.). 
         На основе этих качеств следует формировать еще три способности высшего порядка, без которых не может быть успешного и конкурентоспособного человека. По нашему мнению, к ним относятся такие интегральные свойства человека, как: способность к формированию нравственного мировоззрения и нравственного управления; способность к генерации и реализации новшеств во всех сферах своей жизнедеятельности, способность к управлению собственным качеством жизни и здоровьем.  
Главным связующим элементом всех семи ключевых способностей человека является нравственность, которая представляет собой общее выражение свойств человеческой природы, выполняющих функцию регулятора отношений между членами общества независимо от их социального, национального, конфессионального и других статусов. Закон нравственности предусматривает: предотвращение (не нанесение) человеком ущерба себе, ближайшему окружению, обществу и среде обитания (ни мыслью, ни словом, ни делом); гармонию духовных и материальных устремлений и действий; баланс прав и обязанностей.  
          В современной концепции ноосферного образования одним из ключевых понятий является качество человека, которое рассматривается как способность человека к совершению определенного вида работы, деятельности. При этом различают два базовых качества: с одной стороны, здоровье, гармонизированное с биосферой (будем называть его здоровье – гармоничность) и с другой – нездоровье, не гармоничность, патологичность. Именно от этих качеств зависит формирование и развитие указанных выше четырех видов способностей человека. Для обеспечения их развития на высоком уровне должно быть сформировано базовое качество – здоровье-гармоничность. При этом под здоровьем следует понимать гармоничное функционирование всех органов и физиологических и иных систем организма человека, позволяющее ему формировать высокий уровень нравственности, развивать и совершенствовать такие качества, как жизне- и работоспособность, способность к адаптации, способность к обучению. Вместе с тем, с практической точки зрения целесообразно поставить вопрос: что для этого следует делать? Как нам представляется, необходимо создать такие условия, чтобы здоровье существовало как процесс изменений всех физиологических функций организма человека в диапазоне, не приводящем к значительному ущербу (пограничному с болезнью состоянию или самой болезни), обеспечивающий биологическую основу сохранения на необходимом уровне всех базисных способностей человека, достаточных для его созидательной деятельности и заслуженного, достойного качества жизни.            Современные концептуальные наработки в области стратегии социально-экономического развития позволяют сформулировать базисный инновационный приоритет – «создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения»  как стратегическую основу и механизм формирования нового качества и количества человеческого капитала.  
                Наряду с классическими элементами теории человеческого капитала необходимо выделить целый ряд разработанных нами принципов, условий и механизмов формирования человеческого капитала, оптимальные качества которого производятся в новой модернизированной социально-экономической системе. В обобщенном виде их можно представить как совокупность новых понятий и определений, необходимых для создания человеческого капитала нового уровня: 
- человеческий капитал образует главную производительную составляющую национального богатства страны (интегрального капитала хозяйствующего субъекта); человеческий капитал (человек, население) формируется в четырехсферной структуре общества и создает воспроизводимый (физический) капитал;  
- качество человеческого капитала образуется в системе обеспечения качества жизни и здоровья на основе формирования и развития четырех базисных и трех интегральных способностей; 
приоритет формирования и воспроизводства человеческого капитала должен стать одним из главных принципов этической экономики (инвестиции в формирование и развитие человеческого капитала должны обеспечиваться по принципу одного из главных приоритетов, а не по остаточному принципу); 
- базисными факторами стратегического развития и одновременно очевидными характеристиками ресурсных возможностей человеческого капитала являются качество жизни и здоровье каждого человека и населения страны в целом; 
обеспечение качества жизни и здоровья населения – стратегическая основа и ключевая технология формирования нового качества и количества человеческого капитала; 
- для формирования качества жизни и здоровья человека в государстве и в любых организациях необходимо создавать всестороннюю, комплексную, целеустремленную систему их обеспечения направленную на достижение устанавливаемых нормативов, стандартов, корпоративных ценностей; 
- разработка и достижение стандартов качества жизни на основе демографически обусловленного, биосферно допустимого спектра потребностей; 
- здоровье – это гармоничное функционирование всех физиологических и иных систем организма человека, позволяющее ему формировать высокий уровень нравственности, развивать и совершенствовать такие свойства, как жизнеспособность, работоспособность, способность к адаптации;

- способность к обучению; воспроизводство здоровья – это восстановление той части здоровья сотрудников (хозяйствующих субъектов) и членов их семей, которая была утрачена к настоящему времени, а также обеспечение здоровья будущего поколения на основе восстановленного здоровья у настоящего поколения; формирование адекватного, нравственного мировоззрения человека, основанного на конструктивном мышлении, представляет собой обязательное условие развития человека и общества.  
           Предлагаемые в реферате подходы позволяют сформулировать инновационную парадигму социально-экономического развития, которая предусматривает построение конкурентоспособного развивающегося общества и государства на основе нравственного мировоззрения и управления; создания инновационного потенциала социально-экономической системы; этической экономики; перехода к новому типу экономического роста за счет преобладания вклада конкурентоспособного человеческого капитала над вкладом производственных (сырьевых) ресурсов и физического капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности развития национальной парадигмы социально экономического развития России

 


               Современный этап развития мирохозяйственной системы характеризуется совокупностью глубоких общественно-экономических перемен, связанных с развитием национальной парадигмы. Речь идет о формировании новой системы экономических отношений, при этом возникает необходимость выделения из общей системы структурных, функциональных и генетических подсистем отношений экономики ключевых аспектов, имеющих существенное значение. Данные аспекты связаны, прежде всего, с возникновением трансграничного капитала, формирующего в процессе своего движения инвестиционное поле  экономики. Именно наднациональный финансово-инвестиционный капитал придал качественно новое содержание мировой экономической системе и процессу ее глобализации. С усилением роли этого капитала формируется новый тип экономики, основанный на приоритете инвестиционных связей. Основными субъектами хозяйственных отношений здесь становятся уже не страны, а олигополистические структуры - многонациональные компании и их альянсы. Возникают новые интересы  и новые противоречия.

          С развитием данной системы экономических отношений усиливается необходимость решения проблем соотношения глобального и национального, в частности, адаптации национальных экономик к изменяющимся условиям, их встраивания в глобализирующееся хозяйство. Первичный постулат о сугубо позитивном воздействии глобализации на национальные экономики на протяжении последних лет подвергся критическому переосмыслению. Экономические императивы (доминирование ТНК и трансформация роли национальных государств, получение выгод от глобализации наиболее сильными участниками, сохранение и рост разрывов в уровне социально-экономического развития и конкурентном потенциале стран, обвалы финансовых рынков и др.) обусловили становление иных, неоднозначных оценок роли  данного процесса.

          Между тем даже признание того факта, что сравнительные преимущества и абсолютные выгоды от глобализации получают, прежде всего, развитые страны, не означает, что страны догоняющего развития должны ориентироваться на хозяйственную изоляцию. Выбор такого варианта не имеет исторической перспективы, он связан со снижением темпов роста, угрозой хронического застоя из-за дефицита технологических, финансовых и информационных ресурсов, отсутствия внешних импульсов роста [3, с.17].  Очевидно, генеральный вектор мирохозяйственного развития ориентирован на сближение стран по экономическим, производственным и технологическим параметрам, но сам процесс глобализации сопряжен с возможностью фрагментации, ослабления и даже разрушения многих национальных структур.

            Выделим особо один из парадоксов глобализирующейся экономики, который проявился в том, что при усилении взаимозависимости национальных хозяйств воспроизводится фундаментальная асимметрия  между странами по степени их финансовой интеграции, доступа к использованию инвестиционных ресурсов мирового рынка. В современных условиях инвестиционный капитал перемещается в соответствии с принципом хозяйственной целесообразности и концентрируется в регионах, где можно достичь наибольшей эффективности. Приток иностранных инвестиций становится одним из ключевых критериев статуса страны, успешности ее включения в глобальную экономику. С помощью привлечения инвестиционного капитала более активно осуществляются структурные сдвиги, направленные на развитие новой хозяйственной специализации и завоевание маркетинговой ниши. Все шире используются финансовые инструменты, способствующие инвестированию масштабных средств в новые технологии, росту мобильности капитала, управления рисками.

        Известно, что наиболее интенсивное движение капитала осуществляется внутри группы развитых стран. Действие этой тенденции привело к сосредоточению основной доли общего объема вывоза (92%) и ввоза (80%) инвестиций в глобальной триаде - США, Европейском Союзе и Японии. Такую ситуацию объясняют обычно тем, что именно в промышленно развитых странах базируются ТНК (79% от их общего числа), замыкающие на себе потоки прямых иностранных инвестиций, и мощные транснациональные банки. Однако некоторые ученые склонны трактовать указанный процесс более жестко - как усиление обособленности центра от периферии и увеличение разрывов по важнейшим экономическим параметрам [5, с.18],  как экономическую и социальную самоизоляцию Запада [3, с.43].

          Между тем,  наряду с отмеченной тенденцией, в последние десятилетия появились и иные процессы, связанные с возникновением новых видов инвестиционных операций развивающихся стран на развитых рынках и отражающие расширение их участия на глобализированном рынке международного капитала с целью использования иностранных ресурсов для экономического роста. Мировой опыт демонстрирует различные варианты такого участия. Один из них заключается в существенной либерализации внешнеэкономических связей, открытости национальной экономики и включении ее в мировое хозяйство при росте зависимости от зарубежных технологий и инвестиций (азиатские новые индустриальные страны, Польша, Чехия, Аргентина). Иной путь характерен для Китая, хозяйственная система которого сохраняет  устойчивую автаркию, не столько интегрируясь в мировое хозяйство, сколько взаимодействуя с ним, адаптируясь к внешнему миру. Такой способ приспособления к внешней среде позволяет Китаю избежать характерной для многих развивающихся стран чрезмерной привязки к зарубежным рынкам в ущерб внутреннему.

           Рыночное реформирование российской экономики ставит вопрос о более существенном участии страны в мировом инвестиционном процессе. С переходом России и других постсоциалистических стран к рыночным отношениям рыночный механизм, как отмечает ряд исследователей, впервые за многовековую историю человечества стал общим механизмом функционирования и развития  мирового хозяйства, именно это явилось системообразующей основой экономической глобализации [2, с.62].

           Действительно, утверждение рыночного механизма в мировом масштабе обусловило единство поля глобализации. Вместе с тем ясно, что страна, переживающая трансформационные сдвиги, вряд ли может претендовать на сколько-нибудь достойное место в глобальной экономике. По данным ОЭСР доля России в мировом ВВП в 2009 году составила всего 2,1%, однако ее участие в движении капитала еще скромнее. По имеющимся оценкам, в области импорта и экспорта прямых инвестиций на нее приходится 0,3% мирового объема [9, с.260].

           По данным Госкомстата, на конец 2010 года накопленные иностранные инвестиции в экономике России составили около 54 млрд. долл. В 2010 году впервые за реформационный период темпы роста прямых иностранных инвестиций достигли 77,3%. Однако основная доля вложений по-прежнему приходится на прочие инвестиции, а доля прямых вложений, которые являются доказательством долгосрочного интереса инвесторов, сокращается.

            Можно констатировать, что России, в отличие от ряда постсоциалистических стран, успешно конкурирующих за привлечение международного капитала, не удалось использовать иностранные инвестиции как потенциал экономического роста. По данным ЮНКТАД,  доля прямых иностранных инвестиций в ВВП в России составляет около 1,8%, в то время как в большинстве стран Восточной Европы - 4-6%. Доля прямых иностранных инвестиций в формировании основного капитала не превышает 6,7% (для сравнения - в Бразилии - 28,4%, в Китае - 10,5%, в странах Восточной и Центральной Европы - 18,2%. В отличие от мировой практики, в России преобладает кредитная форма привлечения иностранного капитала, на долю которой приходится свыше 80%. Крайне низка доля вложений в акции  и паи (2-3%), незначительна доля реинвестиций (5-7%) [9].

         При том, что общий уровень иностранных инвестиций в российскую экономику остается крайне низким, отмечается возобновление тенденции к усилению оттока капитала. Несмотря на состоявшееся в октябре 2003 года повышение кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня (агентство Moody´s), данная тенденция заставляет усомниться в том, что российская экономика наращивает свою инвестиционную привлекательность.

          Анализ данных статистики платежного баланса России о масштабах инвестиционных потоков, характеризующие международную инвестиционную позицию страны, показывает, что в целом (по сумме прямых, портфельных и прочих инвестиций) Россия выступает нетто-экспортером инвестиций, а с 2007 года еще и нетто-экспортером прямых инвестиций. Вывоз инвестиций не компенсирует их ввоз, что оказывает негативное воздействие на экономику страны, нуждающейся в активизации инвестиционных процессов. Россия сохраняет первое место среди европейских постсоциалистических стран по легальному вывозу капитала. В последнее время темпы официального вывоза капитала существенно снизились, однако значительно вырос показатель неофициального оттока капитала (с 16 млрд. долл. в 2008 г. до 21 млрд. долл. в 2009 г. по данным Банка России) [10].

           То, что российские инвестиции за рубеж по-прежнему превышают поступившие в страну, свидетельствует о нерешенности задач создания благоприятного инвестиционного климата. Экономика России остается недостаточно привлекательной как для иностранных, так и для внутренних инвесторов. Очевидно, что главную роль в инвестиционном и экономическом подъеме должны играть внутренние условия, в том числе и политика государства. Необходимо, на наш взгляд, четкое понимание того, что без создания устойчивой национальной инвестиционной системы невозможна интеграция в глобальные инвестиционные процессы.

            Сейчас, когда действие девальвационного и импортозамещающего эффектов исчерпано, основным источником экономического роста в России становится расширение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Эти источники являются, очевидно, более устойчивыми, но их активизация достигается с большими трудностями, о чем свидетельствует снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал в 2007-2009 годах: 2007 г. - 17,4%, 2009 г. -8,7%, 2002 г. -2,6%. В 2010 году ожидаемые темпы роста инвестиций составляют, по оценке Минэкономразвития, 11,2%. Однако при сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом и моральном износе достигнутый объем инвестиций недостаточен для осуществления эффективного экономического роста.

          Сложившаяся в российской экономике модель инвестирования характеризуется дисфункциональностью  кредитной системы и фондового  рынка. Доля средств, привлеченных предприятиями в финансирование инвестиций в основной капитал за счет банковских кредитов не превышает 3,5%  от общего объема источников, а за счет размещения корпоративных ценных бумаг - 0,1 % , в то время как средние значения этих показателей по странам (по выборке Мирового банка) составляют, соответственно, 19,0% и 5,5% [9].

Информация о работе Особенности развития национальной парадигмы социально экономического развития России