Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать особенности развития легкой промышленности Республики Беларусь.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать общую ситуацию в развитии легкой промышленности;
- выявить проблемы развития отрасли;
- определить меры воздействия для обеспечения эффективного функционирования данной отрасли;
- проанализировать тенденции и перспективы развития отрасли легкой промышленности.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Характеристика рынка товаров лёгкой промышленности……….... 5
2. Развитие лёгкой промышленности в Республики Беларусь……….. 11
3. Участие Республики Беларусь в международной торговле товарами лёгкой промышленности………………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...
Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, позволяющим в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей промышленного комплекса. По уровню потребления и объемам продаж продукции, она сегодня опережает такие крупные производства, как машино- и автомобилестроение, химическую промышленность и другие отрасли. Необходимо иметь в виду, что объем потребления (соответственно и производства) товаров легкой промышленности растет более высокими темпами, чем прирост населения. Чем выше уровень развития и благосостояния общества, тем больше оно потребляет. Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. [2]
2 РАЗВИТИЕ ЛЁГКОЙ
Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, начиная с его рождения, и в деятельности многих отраслей и структур экономики. Предприятия отрасли производят ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, одежду и обувь, в т.ч. лечебно-профилактическую одежду и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочую и специальную одежду. Объемы производства и потребления товаров потребительского и медицинского назначения оказывают непосредственное влияние на экономическое, социальное, культурное и здоровое развитие общества.
В настоящее время в легкой промышленности Республики Беларусь функционирует 2250 организаций (включая субъекты малого предпринимательства) различной формы собственности и ведомственной подчиненности, из них в подсекции "Текстильное производство" – 2073, в подсекции "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" – 177 организаций. Среднесписочная численность работников легкой промышленности составляет 129,9 тыс. человек, из них в подсекции "Текстильное производство" – 112,4 тыс. человек, в подсекции "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" – 17,5 тыс. человек. [2]
Отличительной чертой легкой
промышленности в целом является
высокий удельный вес продукции,
выпускаемой на негосударственных
предприятиях (около 85%). Наиболее крупные
предприятия отрасли, производящие
около 80% отраслевого объема, входят
в состав концерна «Беллегпром»–
многоотраслевого производственного
комплекса страны, включающего текстильную,
трикотажную, швейную, кожевенную, обувную,
меховую и текстильно-
В концерн «Беллегпром» входят 113 субъектов хозяйствования. Из 99 промпредприятий концерна 19 – государственные, 80 – негосударственные, в том числе 54 – АО, 19 – СП с иностранным участием. На предприятиях отрасли открыты и работают 162 фирменных магазина, 337 фирменных секций, 25 оптовых складов, 22 торговых представительства за рубежом с годовым товарооборотом более 320 млрд. BYR.
В настоящее время в легкой промышленности Республики Беларусь самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. В Минске, Гродно выпускают тонкое сукно, суровые ткани различного ассортимента; в Бресте, Витебске — ковры; в Орше — льняное полотно, полотенца, скатерти и другие изделия. Шелковые ткани выпускают в Витебске, Могилеве, хлопчатобумажные — в Барановичах, Могилеве.
Поскольку текстильная отрасль
является ведущей в легкой промышленности,
то от работы этой отрасли зависит
развитие не только других отраслей легкой
промышленности (швейной, трикотажной,
обувной), но и ряда других отраслей
народного хозяйства. Выполнение поставленных
задач невозможно без повышения
производительности труда и оборудования,
а, следовательно, без внедрения
новой высокоэффективной
Разработана концепция повышения
конкурентоспособности
Продукция текстильной отрасли является сырьевой базой для других отраслей республики. Ее потребляют: население республики, бюджетные организации, промышленные и торговые предприятия, учреждения и организации Беллегпрома, Белкоопсоюза, Белхудожпромыслов, Белбыта, предприятия Белорусского общества инвалидов, ряд частных и коммерческих структур – производителей потребительских товаров и др. Ткани используются при пошиве одежды для силовых структур (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета), а также Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения, Министерства образования, Министерства спорта и туризма и др.
Разбирая данную тему курсовой работы нельзя не упомянуть про льняную отрасль. Так как Беларусь является одной из признанных мировых лидеров по выращиванию льна. Страна занимает третье место после Китая и Франции по объемам льноводства. В республике ускоренными темпами ведется обновление производства, строительство новых заводов и реконструкция уже имеющихся мощностей. Всего в Беларуси 44 льнозавода. Одним из крупнейших производителей льняных тканей и изделий является Оршанский льнокомбинат, который выпускает более 30 млн. квадратных метров ткани в год.
Маркетинговые
исследования по изучению
Интерес текстильных предприятий ко льну вызван не только его уникальными природными свойствами, но еще и тем, что в силу климатических условий его культивации он является единственным для текстильной подотрасли промышленности Беларуси растительным сырьем. Как показывают последние международные выставки моды, тканей и трикотажа, текстильные и трикотажные изделия из пряжи с добавлением льняного волокна пользуются и будут пользоваться на перенасыщенном западном рынке повышенным спросом. Основные потребители белорусского льна – Италия, Турция, Франция, США, Швеция, Германия, Чехия, страны Прибалтики. Льняные коллекции в разные годы представляли такие модные дома, как Dolche&Gabbana и Armani. Из белорусского льна шьют свои модели HugoBoss, Zara, Mexx. Кроме того, смешивание льна с шерстяными и химическими волокнами позволяет получить принципиально новую пряжу для трикотажных изделий, тогда как применение чистой льняной пряжи в трикотажном производстве является проблематичным.
Реализация данной программы возможна при выработке следующего ассортимента чистольняных тканей:
Успешное продвижение
льняных тканей на внутренний и внешний
рынок зависит не только от их улучшенных
физико-механических и гигиенических
свойств. Существенное значение имеет
также и экологическая чистота
самих тканей, которая должна обеспечиваться
соответствующей технологией и
последующей экологической
Проект комплексной программы развития легкой промышленности Беларуси на 2011-2015 годы и с перспективой до 2020 года рассмотрен на заседании Президиума Совмина. В текущей пятилетке по программе планируется реализовать 19 важнейших инвестиционных проектов на 17 предприятиях. Предусматривается комплексное техпереоснащение действующих производств с заменой физически и морально устаревшего оборудования на высокопроизводительное, энергосберегающее. Это позволит расширить ассортимент и качество выпускаемой продукции, что будет способствовать продвижению новых и уже существующих отечественных торговых марок и брендов товаров легкой промышленности. Помимо этого, ожидается увеличение продаж белорусских товаров легкой промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В 2011-2015 годах инвестиции в основной капитал текстильных и швейных предприятий должны составить Br3,77 трлн., производства кожи, изделий из кожи, а также обуви - Br172,6 млрд. при ежегодном темпе роста 115%. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций составит не менее 21%.
Программа направлена на создание
условий, обеспечивающих развитие белорусской
легкой промышленности, повышение эффективности
производства современных
3 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства в 2009 г. занимала 3,7 процента в общем объеме экспорта Республики Беларусь, причем удельный вес данной товарной группы занимал 8,0 процента в объеме экспорта в Российскую Федерацию, 2,2 процента - в экспорте в остальные страны СНГ и 1,6 процента - в экспорте в страны вне СНГ.
В период с 2005г. по 2009г. наблюдается
рост экспорта основных товарных позиций
продукции белорусской легкой промышленности
(за исключением трикотажных
Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства в 2010 году занимали 4 процента в общем объеме экспорта Республики Беларусь. Удельный вес экспорта предприятий концерна «Беллегпром» в общем объеме экспорта продукции легкой промышленности Республики Беларусь за 2010 год составил 67,4 процента, в том числе по основным товарным позициям: ковры и напольные покрытия – 99,3 процента, трикотажные полотна – 60,5 процента, трикотажные изделия – 35,6 процента, швейные изделия – 60,4 процента, обувь – 84,7 процента.
В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 процента. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США. При этом в 2010г. отмечается существенный рост темпов развития экспорта по таким позициям как трикотаж (130 процентов), ткани шелковые (170 процентов), пряжа объемная (152 процентов), ткани льняные (140 процентов), ковры (136 процентов). При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ, на долю которых приходится более 85 процентов всех экспортных поставок. В страны Европы поставляется около 13 процентов продукции. На страны Азии и Америки приходится немногим более 1 процента в общем объеме экспорта концерна „Беллегпром. [1]
В условиях усиливающейся конкуренции со стороны стран Юго- Восточной Азии белорусские предприятия легкой промышленности пытаются сохранить существующие рынки сбыта и выйти на новые.
Сегодня уже можно точно сказать, что центр мирового текстильного производства окончательно переместился в восточные страны - Пакистан, Индию, Турцию, Китай, то есть в страны с наиболее низкими затратами на рабочую силу. Эти процессы являются результатом глобальной тенденции реструктуризации легкой промышленности, которая заключается в том, что основные страны-потребители продукции легкой промышленности выводят свои трудоемкие производства в развивающиеся страны с целью сокращения производственных издержек. В результате международные компании легкой промышленности, являющиеся обладателями торговых марок и брендов, только усиливают свои позиции на емких рынках развитых стран, увеличивают свою добавленную стоимость путем инвестирования освободившихся ресурсов в рекламу, развитие системы сбыта собственных розничных систем, активную политику изменения модельного ряда. Как следствие - неизвестным владельцам марок, а тем более отдельным производителям выход на развитые рынки фактически закрыт.
Негативное влияние на уровень продаж в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки оказывает высокая составляющая стоимости транспортировки грузов в цене изделий, а также конкуренция со стороны местных производителей аналогичной продукции, где уровень оплаты труда в несколько раз ниже, чем в Республике Беларусь. Развитие экспорта товаров легкой промышленности проблематично из-за климатических, этнических и культурных особенностей регионов. Налаживанию двустороннего сотрудничества препятствует также нестабильная экономическая ситуация во многих указанных странах, отсутствие гарантий в отношении выполнения обязательств по контрактам.
Информация о работе Особенности развития современного рынка товаров лёгкой промышленности