Особенности развития современного рынка товаров лёгкой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать особенности развития легкой промышленности Республики Беларусь.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать общую ситуацию в развитии легкой промышленности;
- выявить проблемы развития отрасли;
- определить меры воздействия для обеспечения эффективного функционирования данной отрасли;
- проанализировать тенденции и перспективы развития отрасли легкой промышленности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Характеристика рынка товаров лёгкой промышленности……….... 5
2. Развитие лёгкой промышленности в Республики Беларусь……….. 11
3. Участие Республики Беларусь в международной торговле товарами лёгкой промышленности………………………………….. 16
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

Удержать традиционные рынки  сбыта можно только путем снижения издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции при  высоком уровне качества за счет технического перевооружения предприятий и применения новых технологий. При рассмотрении перспектив развития легкой промышленности Республики Беларусь особое внимание привлекает рынок Европейского Союза. С 2010 года Комиссией Европейского Союза введены автономные квоты на импорт белорусского текстиля в ЕС по номенклатуре и в объеме 2009 года. Наличие квот на белорусскую продукцию не является ограничительной мерой при осуществлении поставок в страны ЕС, но вместе с тем не способствует формированию позитивного имиджа белорусских производителей товаров легкой промышленности. Также, на экспорт в страны ЕС оказывает негативное влияние отмена Обобщенной системы преференций для Республики Беларусь, которая повлекла увеличение ввозных таможенных пошлин на 1,6 - 3,5% на одежду, обувь, ткани. Особенностью белорусского экспорта продукции в страны ЕС является тот факт, что готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В перспективе планируется снижение поставок давальческих товаров и наращивание экспорта продукции собственного производства.

Перспективным направлением развития экспорта промежуточных товаров (ткани, кожа) в ближайшие годы будет  рынок Турции, т.к. сюда практически  полностью перемещено основное производство готовых изделий из развитых европейских  стран. Важную роль в развитии экспорта продукции легкой промышленности играет зарубежная товаропроводящая сеть (ТПС).

Субъектами ТПС за рубежом, реализующими белорусскую продукцию  легкой промышленности, являются торговые дома, совместные торговые предприятия, представительства белорусских  предприятий, их филиалы, дистрибьюторы  и дилеры предприятий Республики Беларусь.

Зарубежная товаропроводящая сеть наиболее развита в Российской Федерации. Это связано с традиционной близостью двух государств (единое таможенное пространство), с большой  емкостью российского рынка, а также  с тем, что белорусские предприятия  имеют многолетние устойчивые деловые  связи с российскими партнерами. Планом по развитию зарубежной товаропроводящей сети концерна „Беллегпром на 2011-2015гг. предусмотрено создание 60 субъектов  ТПС, в том числе 15 субъектов с  участием белорусского капитала в уставном фонде. Субъекты товаропроводящей сети будут открыты в России, Украине, Казахстане, Литве, Польше. Также планируется активно развивать совместное использование уже существующих субъектов ТПС несколькими предприятиями концерна, для расширения ассортимента поставляемой в их адрес продукции белорусской легкой промышленности.

Для достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности на 2011–2015 годы в Республике Беларусь соблюдаются следующие основные мероприятия:

  • строительство «под ключ» нового современного кожевенного завода с привлечением иностранного инвестора;
  • глубокая модернизация производства, обновление и расширение ассортимента производимой продукции, включая производство котонизированного льноволокна, джинсовых и смесевых тканей;
  • диверсификация рынков сбыта продукции (страны Азии, Африки, Америки);
  • создание и развитие собственной товаропроводящей сети за рубежом;
  • снижение импортной составляющей в производстве продукции за счет технического переоснащения и реконструкции производственных мощностей, реализации импортозамещающих проектов;
  • снижение материальных затрат в производстве продукции в целях повышения ценовой конкурентоспособности продукции за счет внедрения новых энергоэффективных технологий, оборудования и технологических процессов, увеличения использования местных видов сырья, материалов, топлива, вторичных энергоресурсов.

В качестве основных организационно-экономических  мер предусматривается: передача швейных производств частному сектору; создание холдинговых структур, прежде всего в льняной отрасли; совершенствование отношений в рамках организации производства на давальческом сырье (необходимо проработать вопрос о возможности перехода ряда производств на принципы франшизы).

Для достижения поставленных задач по росту экспорта намечена реализация следующих крупных инвестиционных и инновационных проектов: строительство нового завода по переработке льноволокна по полному технологическому циклу; техническое переоснащение прядильных производств и создание производства изделий из тканей ПВХ.

По результатам реализации намеченных мер экспорт продукции  по концерну «Беллегпром» в 2011–2015 годах  увеличится в 2,2 раза, а положительное  сальдо внешней торговли составит 390 млн. долларов США. [1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Легкая промышленность Беларуси должна производить то, что сегодня востребовано на рынке, и то, что будет востребовано завтра.

Еще в советские времена  безусловный приоритет отдавался  тяжелой промышленности, а производство одежды, обуви — того, в чем  человек нуждается в первую очередь, развивалось, так сказать, по остаточному  принципу.

На сегодняшний день для  государства принципиально важно, чтобы отрасль легкой промышленности процветала, поскольку «Беллегпром» — это больше 100 предприятий, около 85 тысяч занятых, причем в подавляющем  большинстве женщины. В концерне производится 80 процентов всей продукции  легкой промышленности Беларуси.

Для развития легкой промышленности необходим поиск партнеров в  мире. В Беларуси нет сырьевых источников. Возможен вариант создания совместных предприятий со странами, производящими  хлопок, а с точки зрения сбыта - с крупными международными торговыми  сетями.

«Беллегпром» не выполняет  половину из 12 прогнозных показателей. Склады большей части предприятий  концерна переполнены, в «лидерах»  «Ковры Бреста». Некогда гремевшая  на весь Советский Союз фабрика сегодня  не может сбыть годичный запас  своей продукции.

Основная проблема отрасли - кризис перепроизводства и сбыта. Складские запасы очень велики, своевременно сбывать их нет возможности, остановить производство нельзя.

В первую очередь нужно  оценить рынок, не просто произвести сегментирование, но выделить наиболее прибыльные для данного товара сегменты, с учетом его специфических потребительских  свойств, выявить потребительские  нужды в этом сегменте и переориентироваться  на работу в них.

У руководителей должно быть понимание основных тенденций развития отрасли. Надо выработать стратегию  развития конкретного предприятия, понять, какой управленческий ресурс задействовать при ее реализации, после чего приступать к разработке бизнес-плана, в котором можно  просчитать несколько вариантов  технологического перевооружения и  источников его финансирования - до тех пор, пока не получится эффективная  рабочая схема. Ведь есть целый ряд  источников внешнего финансирования технической  модернизации: банки, государство, иностранные  инвесторы. Эффективный собственник, будь то государство или стратегический инвестор, заинтересован инвестировать  в техническое перевооружение предприятия  для наращивания конкурентных преимуществ.

Ведь есть в легкой промышленности нормальные, эффективные предприятия, и главный секрет их успеха - эффективный  менеджмент.

Очевидно, что лучше развиваются  негосударственные предприятия, такие как, например, "Милавица". Те, где есть собственник, который следит за предприятием, за тем, чтобы оно процветало. Тому подтверждение, что СП ЗАО "Милавица" (Минск) наравне еще с 19 организациями страны присуждена премия белорусского правительства за достижения в области качества. Такое решение утверждено постановлением Совета Министров от №248.

Премия присуждена за внедрение  высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной  продукции (оказания услуг).

Еще пяти организациям отечественного легпрома (ОАО "Коминтерн", ОАО "Брестский  чулочно-носочный комбинат", ОАО "Витебские  ковры", ОАО "Лента", ОАО "Свiтанак"), участникам конкурса 2010 года, предоставлено  право использовать изображение  эмблемы премии в маркировке товаров, документации, рекламе в течение  двух лет. Эти производители являлись лауреатами конкурсов 2005-2007 годов, подтвердили  высокий уровень качества продукции, услуг и управления производством, но не стали победителями конкурса 2010 года.

Конкурс на соискание премии правительства за достижения в области  качества проводится в Беларуси ежегодно в соответствии с постановлением Совета Министров от 5 ноября 1998 года №1705. С 1999 по 2009 год лауреатами премии стали 17 организаций легкой промышленности.

Дисконтная политика у  предприятий в нашей стране практически  отсутствует. Эффективная дисконтная политика наблюдается в бутиках, торгующих недорогим импортом сетях, на рынках, реже - в фирменной торговле частных отечественных предприятий. Между тем мировая практика показывает: 40% одежды и обуви продается на распродажах по сниженной цене, для  дорогих авторских вещей и  продукции класса luxury этот показатель составляет до 80%, и даже в fastfashion 15-20% объемов продаж осуществляется в  рамках промо-акций или сезонных скидок по сниженным ценам.

Подводя итоги всего вышесказанного  для повышения конкурентоспособности  предприятий легкой промышленности в Беларуси  необходимо несколько  важных условий. Первое — создание благоприятной экономической среды, сравнимой по условиям с российской. Второе — отраслевая политика, ориентированная  на масштабное обновление предприятий  отрасли и привлечение инвестиций на эти цели. И последнее (по списку, но не по значимости) — освоение новых  управленческих технологий и подготовка руководящих кадров, заинтересованных в бизнес-перестройке отрасли.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23 мая 2011 г. № 656 «О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы».
  2. Проект Комплексной программы развития легкой промышленности Беларуси на 2011 – 2015 годы с перспективой до 2020 года рассмотрен на заседании Президиума Совмина.
  3. Национальная экономика Беларуси: учеб. / В.Н. Шимов, Я.М. [и др.]; Под ред. В.Н. Шимова, - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2011
  4. Экономическая история Беларуси: Учеб.пособие: 3-е изд.доп. / В.И. Голубович [и др.]; Под ред. проф. В.И. Голубовича. - Мн.: «Экоперспектива», 2010. - 400 с
  5. Статистический ежегодник Республики Беларусь / В.И. Зиновский, [и др.]; под общ. ред. В.И. Зиновский.  – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь   2012 - 715с.
  6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 1.05.2013.
  7. БЕЛАПАН [электронный ресурс] / Режим доступа: http://leased-line-60-240.telecom.by/archive/2011/03/02/453474/. – Дата доступа: 1.05.2013.
  8. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь, легкая промышленность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/sectors/consumer/. – Дата доступа: 1.05.2013.
  9. Беларусь факты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belarusfacts.mfa.gov.by/ru/belarus/economy_business/key_economic/light_industry/. – Дата доступа: 29.04.13

Минск 2013

 


Информация о работе Особенности развития современного рынка товаров лёгкой промышленности