Особенности современного состояния экономики США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономике страны делятся на 3 группы: промышленно развитые, (индустриальные страны с развитой рыночной экономикой, передовые), развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Передовые страны обладают мощным экономическим потенциалом, имеют высокий доход на душу населения. Среди этой группы стран выделяются страны «Большой семерки» с огромным объемом ВВП. Они представляют почти 50% мирового торгово-финансового оборота.

Содержание

Введение 3
1 Становление современной экономики США 5
1.1 История экономики США 5
1.2 Структурные особенности экономики США в предкризисный период 7
2 Состояние экономики США на современном этапе 11
2.1 Финансово-экономическое положение США на современном этапе 11
2.2 Современные проблемы экономики США 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ США.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

В силу ряда причин Обама пошел на компромисс с республиканцами  и продлил налоговые послабления  еще на два года.  Многие аналитики утверждают, что демократы попытаются поднять вопрос отмены налоговых послаблений для богатой прослойки американского общества накануне выборов 2012 года. Однако опыт промежуточных выборов показывает, что выступление с подобной программой не привлекает избирателей. В этой связи демократические политики,  имея в виду  промежуточные выборы 2014 года, предлагали продлить действие налоговых льгот до 2016 года.  И то,  что, по разным  подсчетам,  за десять лет с 2004 по 2014 год американская экономика понесет потери  в виде недополученных  налогов в размере 2,8 трлн долл., становится второстепенным по сравнению со стремлением американской элиты сохранить власть и status quo.

В результате действия налоговых льгот, а также ведения  двух затратных войн  профицит бюджета  на уровне 7,5% от  ВВП при Билле  Клинтоне (в абсолютном выражении 230 млрд долл. в 2000 году) превратился в дефицит бюджета при Буше младшем. Дефицит бюджета в 2008  году, когда Дж.Буш младший завершал работу в качестве президента, составил 458,6 млрд долл. В начале 2009 года многие аналитики на основе экстраполяции доминирующих в экономике тенденций предсказывали бюджетный дефицит в размере 1,2 трлн долл. При этом не учитывались средства, выделенные по программам второго Стимулирующего акта. Таким образом,  на момент прихода  Б.Обамы к власти реальный дефицит бюджета составил 1,4 трлн долл.

Очередной этап межпартийных дебатов начался в  связи с бюджетным предложением Барака Обамы.  Демократы и республиканцы  расходятся по таким  ключевым  моментам, как постатейное  снижение  государственных расходов  и  уменьшение  числа госслужащих. Республиканцы предлагают сократить расходы на 61 млрд долл. за счет урезания программ, которые инициировали или продвигали демократы (внедрение в жизнь реформы здравоохранения, детские образовательные программы, здоровое питание для женщин и детей, планирование семьи). Более радикально настроенные республиканцы и представители «партии чаепития» считают, что государственные расходы необходимо сократить минимум на 100 млрд  долл.

Многие умеренные  республиканские  сенаторы, впрочем, опасаются, что их позиция по поводу сокращения расходов крайне негативно  скажется в момент выборов. Не стоит недооценивать контекст, в котором происходят дебаты по бюджету. Как подчеркивается в колонке главного редактора одного из последних номеров журнала The Nation: в США 25 миллионов безработных, 50 миллионов не имеют медицинской страховки и 44 миллиона человек живут в условиях бедности. По прогнозам аналитиков, дефицит бюджета достигнет в 2011 году рекордной отметки в 1,65 трлн долл., что составит 10,9% американской экономики.

Демократы считают, что возможно сократить расходы  только на 6,5 млрд. долл., убрав из бюджета все «торчащие уши», отложив ряд проектов автодорожного строительства и закрыв несколько строительных и промышленных программ. Умеренные демократы не считают такое сокращение расходов достаточным, одновременно они не согласны и с предлагаемым республиканцами планом  радикального сокращения расходов, считая это уничтожением бюджета. В целом, позиция демократов в конгрессе сводится к тому, что государственные расходы нужны для  стимулирования экономики. В противном случае,  как свидетельствуют  расчеты экспертов,  вновь резко возрастет безработица, снизится уровень потребления.

В американском бюджете традиционно присутствуют статьи, на которые вряд ли можно  покушаться. К ним относятся государственные  программы медицинского обеспечения  Медикейр и Медикейд, социальное обеспечение, расходы на оборону.  Министр обороны США Роберт Гейтс предложил сократить военный бюджет на 78 млрд долл. в течение пяти лет. Основные статьи экономии бюджета – это сокращение заказов на новую военную технику, отказ от закупки ряда наименований вооружения и техники и отказ от расширения личного состава войск. Администрация Обамы предлагала сократить военный бюджет на 150 млрд долл., однако более реализуемыми выглядят планы Р.Гейтса.  В 2012 году бюджет Пентагона должен немного вырасти и достичь 554 млрд долл., без учета расходов на военные операции в Афганистане, Ираке и возможных расходов на операцию в Ливии.

Долгосрочные  бюджетные планы Б.Обамы предусматривают стремление к более сбалансированному бюджету (на 1,1 трлн долл.  должен  сократиться дефицит бюджета в течение следующего десятилетия)  за счет сокращения расходов и повышения налогов. Однако вероятность реализации подобного плана крайне низка. Официальные документы предполагают ежегодное снижение дефицита на 150 млрд долл. (0,8% от ВВП), в то время как на поддержание программ Медикейр и Медикейд, а также на  инвестиции в критичные инфраструктурные проекты необходимо выделить 650 млрд долл. 

Непонятно, каким  образом  администрация Обамы  собирается решать вопрос повышения  налогов, который после декабрьского соглашения президента с республиканцами  был перенесен на 2012 год.  Республиканцы, контролирующие Палату представителей, крайне негативно воспринимают любые  идеи о повышении налогов. Администрация  Обамы рассчитывает получить дополнительные 46 млрд долл. в виде налогов с нефтяных и газовых компаний, а также 129 млрд долл. с транснациональных корпораций.

В  экономике  США  до сих пор  присутствуют  индикаторы кризисного состояния. Уровень  безработицы в США в 2011 года составил 9,5%.

Эксперты расходятся в оценках взаимосвязи безработицы  и экономического развития. Причина  в том, что если анализировать  данные по безработице по информации отчислений работодателей, будет ясно, что, по разным оценкам, от 60 000 до 150 000 человек  были вынуждены простаивать без  работы в связи с снегопадами и штормами, прокатившимися зимой этого года по всему восточному побережью США.  Это сказалось на увеличении безработицы на десятые доли процента.  Если отталкиваться от статистики домохозяйств с учетом проведенной последней переписи населения, становится очевидно, что уровень безработицы снизился (на 0,8% за последние два месяца). Обе группы экономистов, тем не менее, сходятся во мнении, что сам показатель безработицы дает мало информации о том, насколько будет активен рынок труда в более длительной перспективе.    Основные индикаторы экономики сегодня демонстрируют весьма сдержанный позитивно направленный тренд. Индексы Доу Джонс Индастриал Аверидж и высокотехнологичный индекс Насдак подвержены высокой волатильности и периоды незначительного роста сменяются периодами падения. 

Рост ВВП в  четвертом квартале 2010 года в годовом  исчислении составил 2,8%.  

Индекс промышленного  производства составил в конце 2011 года 95,5%, уменьшившись на 0,1% по сравнению с 2010 годом. За год с 2010 г. по  2011 г. этот индекс продемонстрировал рост в 5,6%. 

По данным официальной  статистики, заказы на товары длительного  пользования  выросли  на  13,6 млрд долл. в 2011 г.  и составили 445,6 млрд  долл.  В основном, рост обеспечивается за счет  машиностроения и автомобильной промышленности. Поскольку данный индикатор является опережающим и сигнализирует  о наличии признаков начала  роста, то с определенной поправкой на другие индикаторы можно говорить о том, что в ближайшей перспективе американскую экономику ждет рост.

Число  выданных разрешений на  строительство  новых  домов  в годовом расчете в 2011 году  снизилось на 20,8% (±9,0%)  по сравнению с 2010 годом.  Аналитики утверждают, что для того, чтобы этот индикатор восстановился и вырос,  финансовым рынкам  необходимо демонстрировать уверенный и длительный рост, а уровень безработицы должен существенно снизиться. Таким образом, данный индикатор, во-первых, показывает отсутствие системного доверия к финансовым рынкам, а во-вторых, низкий  запас прочности системы и неверие инвесторов в скорейшее восстановление американской экономики. 5

Ведущие экономисты оценили США как корпорацию, у которой есть свои активы и пассивы, показатель  EBITDA,  соотношение долга к EBITDA  и  денежный поток.  В частности, они отметили, что с  2002 года в США наблюдается негативный денежный поток, а соотношение долга к EBITDA (на 2010г.) составляет  -8 (минус восемь), в то время как у компаний из списка S&P500 этот показатель в среднем равен 1,4. Около 35% американцев так или иначе получают государственные субсидии, дотации, и все увеличивающееся число американцев зависит от государственных программ Медикейр и Медикейд, на которые в 2010 году пришлось 21% расходов США. При сохранении подобного тренда, по прогнозам группы экономистов, к 2037 году кумулятивный  долг по социальному налогу  добавит еще 11,6 трлн долл. к сумме американского долга. Анализируя показатели USA Inc., авторы отчета пришли к выводу, что США функционируют гораздо хуже, чем любая публичная компания, чьи акции торгуются на бирже. Отдельные, весьма значительные по объему статьи государственного бюджета США приходятся на содержание государственных служащих (федерального, регионального и местного уровней),  социальных работников (врачей, учителей),  полицейских и пожарных,  которые защищены различного рода регулирующими постановлениями и актами.  Ситуация, сложившаяся в Висконсине,  примечательна не только тем, что вызвала массовые протесты и демонстрации, но и тем, что со стороны получивших власть республиканцев, это был один из первых резких шагов по  «сокращению роли и функций правительства», которые демократы, учитывая все разнообразие и сложность проблем, считают катастрофой для страны. 

В таких штатах, как Висконсин, где по результатам  выборов, республиканцы контролируют исполнительную и законодательную  власть (обе палаты законодательного собрания штата), наблюдались серьезные  волнения и протесты, в связи с  прохождением законопроекта и подписанием  закона по ограничению права коллективного договора для государственных служащих. Республиканцы считают, что содержание многочисленной армии государственных служащих является непосильной ношей для бюджета. Многие эксперты сходятся во мнении, что заработная плата и большой социальный пакет для госслужащих значительно выше, чем зарплата в частном секторе (этой же категории работников), зарплаты госслужащих постоянно индексируются и повышаются.

Госслужащие в  США защищены сильными профсоюзами. Профессиональные объединения  в  США традиционно обладали огромной финансовой мощью  –  из зарплаты госслужащих автоматически вычитаются членские  взносы  в пользу профсоюзов. В ходе президентской избирательной кампании, профсоюзы были одними из основных жертвователей в пользу демократов и Барака Обамы. Естественно, что желание республиканцев ослабить профсоюзы имеет под собой электоральную подоплеку. 

Помимо всего  прочего, совокупно местные и  региональные власти представляют собой  самого крупного работодателя в США  и в том случае, если штаты не смогут справиться со своими долгами  и будут проводить процедуру  банкротства, неизбежные сокращения рабочих  мест в государственном секторе приведут к резкому скачку безработицы и новому витку рецессии. Кроме того, само обсуждение потенциального банкротства серьезно подорвет инвестиционный климат в штатах. 

Серьезные проблемы на данном этапе выявляются в системе  пенсионного обеспечения.  Пенсионные инвестиционные программы на местном  и региональном (штаты) уровнях за время кризиса понесли огромнейшие  убытки.

Около 60% средств  пенсионных фондов было вложено в  корпоративные облигации, в связи  с  падением которых оценочная  стоимость пенсионных активов с  середины 2007 по середину 2009 упала на 900 млрд долл. Во многом, это условные потери, поскольку пенсионные деньги являются «длинными деньгами», но реальные убытки могут быть зафиксированы в случае, если стоимость облигаций не вернется к докризисному уровню до выхода на пенсию многочисленного поколения бейби-бума (поколение 50-60-х гг рождения). У штатов Нью-Джерси, Иллинойс и Калифорния проблемы с пенсионным обеспечением осложняются тем фактом, что даже в докризисные годы суммы поступлений на пенсионные счета были меньше расчетных. Таким образом, при худшем сценарии, к примеру, штату Нью-Джерси предстоит выделять по 4 млрд долл. в год на погашение обязательств по пенсионным программам, общий объем которых составляет около 92 млрд долл.6

В целом, можно отметить, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня администрация Обамы в финансово-экономическом секторе, впечатляют своим масштабом и серьезностью. Для их решения необходимо как минимум четкое понимание ситуации и выработка адекватной программы действий, а также достижение межпартийных соглашений по целому спектру вопросов. Ни одного из трех компонентов на данный момент в полном объеме нет. Четкое видение ситуации отсутствует потому, что представители различных  экономических школ и направлений по-разному трактуют истоки, причины возникших проблем, а также способы их решения. Программа действий предлагается в зависимости от того, какая теоретическая школа ближе политикам, находящимся у власти. Политического единства и воли нет в связи с тем, что в условиях нынешней поляризации политических сил вряд и достижим межпартийный консенсус вокруг важнейших решений по наиболее острым вопросам экономической политики США. В связи со всем вышесказанным, США  предстоит трудный и долгий процесс  преодоления рецессии и выхода из финансово-экономического кризиса.

 

2.2 Современные проблемы экономики США

 

Война в Ираке  подтолкнула к новым сдвигам  в политическом миропорядке. Она  высветила накопившиеся проблемы в  отношениях США с остальным миром, не замеченные ранее риски системного характера, а также ошибки прежних  администраций. Она подорвала имидж  и репутационный капитал США в мире, которые придется еще долго и тщательно восстанавливать новой администрации. Война в Ираке и Афганистане отразилась на экономике США. Она разогнала гонку вооружений, привела к значительному бюджетному дефициту еще до кризиса. По оценке Дж. Стиглица, суммарная стоимость войн в Ираке и Афганистане составила для США 3 трлн долл. Эти войны заставили США по-новому взглянуть на проблему борьбы с терроризмом и поставить вопрос о приоритетах национального военного строительства. Такую задачу четко обозначил министр обороны Р. Гейтс в своей программной статье “Сбалансированная стратегия” в журнале Foreign Affairs.

Разразившийся глобальный финансово-экономический кризис привел к новым сдвигам не только в  мирохозяйственных связях, но и в  политическом миропорядке. Кризис стал проверкой эффективности всех институциональных субъектов. Он активизировал дискуссии о причинах финансового кризиса, роли государства и т.д. Выход из кризиса потребовал международной координации усилий. Стало ясно, что мировой порядок, основанный на доминировании одной державы, нестабилен. Появились факторы, мало поддающиеся влиянию США. Дифференциация развивающихся стран, формирование быстро растущих экономик, дальнейшая интеграция Западной Европы усиливают сопротивление “менторству” США. Этот тренд уловил пришедший к власти Б. Обама и попытался переломить отрицательный взгляд на американское государство. Становится очевидным, что комфортное время для США закончилось. Как сформулировано в докладе “Глобальные тенденции 2025: трансформировавшийся мир”, подготовленном экспертами по заказу Национального раз ведывательного совета США, важной задачей становится поддерживать США в статусе “первые среди равных”. Тем не менее, Соединенные Штаты не собираются отказываться от своего лидерства, особенно в технологической и военно стратегической сферах. Сейчас идет поиск общего видения роли США в мире и, возможно, новой модели глобального лидерства.

Информация о работе Особенности современного состояния экономики США