Особенности современного состояния экономики США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономике страны делятся на 3 группы: промышленно развитые, (индустриальные страны с развитой рыночной экономикой, передовые), развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Передовые страны обладают мощным экономическим потенциалом, имеют высокий доход на душу населения. Среди этой группы стран выделяются страны «Большой семерки» с огромным объемом ВВП. Они представляют почти 50% мирового торгово-финансового оборота.

Содержание

Введение 3
1 Становление современной экономики США 5
1.1 История экономики США 5
1.2 Структурные особенности экономики США в предкризисный период 7
2 Состояние экономики США на современном этапе 11
2.1 Финансово-экономическое положение США на современном этапе 11
2.2 Современные проблемы экономики США 19
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ США.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Появилось много  публикаций о крахе доллара, о  скором закате Соединенных Штатов Америки  и о становлении Китая в  качестве основной супердержавы. Вместе с тем, основы лидерства у экономики  США сохраняются. Для прогнозов  нужно провести анализ не только количественных, но и качественных характеристик  таких традиционных макроэкономических показателей как ВВП. К концу XX века четко выявилась доминирующая тенденция социально-экономического развития США, в основе которой лежит  опора на человеческий потенциал  и динамичное генерирование инноваций. Происходит активное усиление значения нематериальных элементов – научных  знаний, образования, информации, квалификации, организационно-управленческих решений. В структуре народного хозяйства  США сформировалась многоотраслевая  сфера инвестиций в развитие человека, в области, широко удовлетворяющие гуманитарные потребности, обеспечивающие саморазвитие личности и повышение качества жизни. Ядром этого комплекса является образование и наука. Американская политическая элита твердо осознает, что национальная конкурентоспособность основана на единстве и равной значимости ее экономической и социальной составляющих. 7

И в начале XXI века мировая экономика в значительной степени зависит от состояния экономики США. Ее недомогание вызывает серьезные проблемы для партнеров. Ведь даже однопроцентное уменьшение или увеличение американского экспорта или импорта означает соответствующее изменение объема товарных потоков на 18–25 млрд долл. В условиях кризиса спрос на американские казначейские бумаги увеличивался, инвесторы видели в них единственную “надежную гавань”. Доллар остается основной мировой резервной валютой.

В условиях появления  новых вызовов прежняя стратегия, являясь высокозатратной, становится все более контрпродуктивной и с экономической точки зрения. Главными предвыборными лозунгами Б. Обамы были “перемены” и “да, мы можем”. Его приход во власть знаменует начало нового периода в политической жизни страны. Вместе с тем, следует понимать, что преемственность определенных вызовов и задач, стоящих перед США, требует преемственности по крайней мере в направлениях государственной политики.

Существует множество  факторов, взаимодействие которых привело  к развитию в 2008г.столь масштабного финансово-экономического кризиса глобального характера. Среди них недооценка рисков, связанных с новой структурой посредничества на финансовых рынках, финансовыми инновациями и изменением модели функционирования финансовой системы; невозможность адекватной оценки рыночных активов в кризисный период; недооценка корреляции между рынками акций, облигаций, кредитов; повышение роли такого параметра, как индекс доверия, что вносит свой вклад в быстрые “переливы” кризисных явлений из финансового в реальный сектор и наоборот; меняющаяся взаимосвязь между финансовым и реальным секторами; дисбалансы в мировых сбережениях, воздействие глобализации. Решение многих проблем возможно на путях мониторинга за системными рисками, совершенствования национальных систем финансового регулирования и координации действий на меж дународном уровне. При этом важно, насколько сами Соединенные Штаты готовы идти на скоординированные меры со своими партнерами. 

В начале XXI века на первый план выдвинулись также  вызовы, связанные с развитием  энергетического комплекса; они  стали приоритетными направлениями  американской государственной политики. То, что бесперебойное предложение  дешевой энергии является краеугольным камнем сильной экономики и национальной безопасности в США осознали еще  в конце 1980-х гг. прошлого века. XXI век принес новые факторы, которые  вызвали пересмотр концепции  энергетической безопасности. Увеличился спрос на энергоресурсы со стороны  развивающихся стран, прежде всего  быстрорастущих экономик. Сдвиги в  структуре мировой энергетики заставили  США расширить концепцию национальной энергетической безопасности. Они включили в нее безопасность своих европейских  союзников. В условиях, когда границы  между реальным сектором и сектором услуг все более размываются, США приходится увязывать решение  энергетических, финансовых и природоохранных  проблем. 

США сталкиваются с общенациональными социальными  проблемами. К их числу относятся: разрыв в уровнях доходов бедных и богатых, “провалы” в системе  школьного образования (отсюда высокая  доля так называемой функциональной безграмотности населения), трудности  с ассимиляцией новых волн иммигрантов, необходимость реформ здравоохранения, а также государственного социального обеспечения в связи со старением населения. Элита США начала в той или иной степени осознавать вышеназванные проблемы уже в последние десятилетия прошлого века (они официально признаны и широко обсуждаются). Однако в начале XXI века эти проблемы вышли на первый план политической жизни. 

И государство, и  корпорации четко осознают, что инновационное  развитие является основой глобального  лидерства страны. Конкурентным преимуществом  США остается эффективная система  высшего образования. Однако обеспечить высокотехнологические отрасли  только за счет внутренних ресурсов США  не могут. В условиях формирующегося глобального рынка квалифицированных  кадров усиливается конкуренция  за привлечение иностранных специалистов высшей квалификации. В то же время  подготовка специалистов с высшим образованием в ряде технологически развивающихся  стран идет исключительно быстрыми темпами. Так, по оценке Национальной академии наук США, если в 2004 г. на долю Китая и Индии приходилось 19% глобального научно-исследовательского персонала, то к концу 2007 г. она повысилась до 31%. Численность инженеров со степенью бакалавра в Китае уже сейчас в два раза превышает их количество в странах ЕС и США, вместе взятых, продолжая расти быстрыми темпами. 

В США остро  ощущают необходимость прорывов в области образования, являющейся одной из основ американской инновационной  системы. США лидируют среди развитых стран по степени разрыва в  доходах по группам населения, относящихся  к верхнему и нижнему децилям. Эту проблему обостряет нелегальная  иммиграция. В США годовой доход  одного человека ниже 10,99 тыс. и семьи  из 4 чел. ниже 22,03 тыс. долл. считается  порогом бедности (данные на 2008 г., они  ежегодно пересматриваются с учетом инфляции). В бедности живет 39,8 млн чел. (13,2% населения, самый высокий показатель с 1998 г.; в том числе: белые – 11,2%, выходцы из Азии  11,6%, испано-говорящие – 23,2%, афроамериканцы – 24,6%). Вместе с тем, следует учитывать, что доходы на душу населения в США даже в нижних децилях выше, чем соответствующие доходы в других странах. Работающее население США практически преодолело черту бедности. Однако глубокий текущий кризис и резкий рост безработицы привел к обострению этой проблемы. Неравенство и ослабление позиций среднего класса в США представляют собой серьезнейший вызов для современной экономики Америки.

Одним из внутренних вызовов является проблема бюджетного дефицита в связи с выполнением  основных социальных программ. В 1970 г. расходы на три крупнейшие государственные  программы – Medicare, Medicaid и Социальное страхование – составляли 3,8% ВВП. К настоящему времени эта цифра более чем удвоилась, достигнув 8,4%. Начиная с 2008 г. первые из 78 млн “бэби бумерс” (люди, ро дившиеся между 1946 и 1964 гг.) имеют право получать пенсионные бенефиции по Программе социального страхования. С 2011 г. они имеют право воспользо ваться программой Medicare. Таким образом, поток новых бенефициаров расширяется в условиях увеличения продолжительности жизни и падения соотношения между работающим населением и людьми, ушедшими на пенсию.

Процесс ассимиляции  иммигрантов, въехавших на территорию страны в 90-е годы ХХ века и в начале нашего столетия, протекает более  сложно по сравнению с прошлыми иммиграционными  волнами. Почти 2/3 иммигрантов последней  волны приходится на выходцев из стран  Азии и Латинской Америки, которые  в большей степени, чем европейцы, составлявшие ранее большинство  переселенцев, склонны к сохранению своей национальной самобытности, языка  и культуры. Совершенствуемые средства связи и транспорта и Интернет дают возможность иммигрантам поддерживать постоянную связь с исторической родиной и вести транснациональный  образ жизни. Возрастающая полиэтничность и мультикультурность американского общества требует тщательной разработки национальной, культурной, образовательной политики; встает задача формирования новой модели ассимиляции. В условиях экономического роста государственная политика по ассимиляции новых членов общества базируется прежде всего на включении их в социально экономический контекст. Это статистически подтверждается быстрым ростом доходов и снижением процента бедности семей иммигрантов за первое десятилетие их пребывания на территории США. 

В начале XXI века мировое сообщество столкнулось  с острейшими вызовами, связанными с несовершенством управления системными рисками на разных уровнях. Ярким  свидетельством является недооценка последствий  иракской войны и разразившегося ипотечного кризиса 2007 г. Встает вопрос о теоретическом и практическом переосмыслении управления рисками  в условиях глобализации. Так группа топ-менеджеров крупнейших финансовых компаний подготовила доклад, в котором попыталась проанализировать вопрос, почему Уолл-стрит не смог предсказать финансовые неурядицы 2007–2008 гг. Предисловием к докладу стало письмо обращение к тогдашнему министру финансов Г. Полсону. В нем, в частности, подчеркивалось значение для финансового рынка такого фактора как “коллективное человеческое поведение”. В верхней точке цикла обычно наблюдается необузданный оптимизм, а в нижней – страх, граничащий с паникой. Так как хозяйственная конъюнктура США в ближайшем будущем в значительной степени будет зависеть от ожиданий и степени доверия населения, то, как это ни парадоксально, и состояние мировой экономики в определенной мере будет складываться под воздействием ожиданий и предпочтений среднего американца. 

Совершенно очевидно, что человечество столкнулось со многими проблемами общепланетарного масштаба, поиск ответов на которые  приобретает универсальный характер. В их числе – сохранение мира на Земле, поддержание биосферы, борьба с изменениями климата, болезнями  и наркотиками, преодоление бедности на планете, истощение энергетических ресурсов. Глобализация сама порождает  многие из этих планетарных проблем. Более того, она ведет к транснационализации деятельности экстремистских и других криминальных группировок. Международный терроризм, наркобизнес, распространение оружия массового уничтожения, промышленный шпионаж, пиратство, хакерство угрожают международной безопасности. Как бы ни был значителен финансовый, экономический и технологический потенциал отдельных стран, даже таких как США, трудности и масштабность задач требуют объединения усилий и ресурсов всех государств.8

Любая администрация  становится заложником предвыборных обещаний и своих обязательств перед разнообразными группами интересов. Без знания специфики  американской системы принятия решений  невозможно понять отдельные шаги администрации. В социально-экономической сфере  действуют фундаментальные механизмы  формирования соответствующей политики, являющиеся мощными ограничителями для радикального изменения курса. Во внешней политике таких ограничителей  меньше; однако, как уже отмечалось, преемственность вызовов сужает выбор приоритетов. Б. Обама, попытался  “откреститься” от лозунга “война с терроризмом”, однако действительность заставила его поставить борьбу с терроризмом в качестве приоритетного  направления своей стратегии. Добиваясь  скорейшего вывода американских войск  из Ирака, ему пришлось ввести дополнительный контингент в Афганистан. Следует  учитывать и тот факт, что соперничество  политических элит по-прежнему оказывает  значительное влияние на выработку  стратегических подходов к глобальным проблемам. США не откажутся от стратегии  поддержания мирового лидерства, о  чем четко заявил Б. Обама в  своем обращении к конгрессу. Однако, учитывая сложность взаимосвязей национального социально-экономического развития и процессов глобализации, все более тесное переплетение факторов политического и экономического характера, они в ближайшем будущем  будут находиться в поисках форм и методов осуществления этого лидерства. Текущий  кризис вынуждает многие страны повышать эффективность своей экономики, что резко ужесточит условия конкуренции на мировых рын ках в посткризисный период. Для России необходима объективная оценка изменений, происходящих в мире, и роли США в формировании современного многомерного мира. И в этом контексте очень важно оценить, насколько адекватны и эффективны “ответы” США на важнейшие современные вызовы социально-экономического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Потратив триллионы  долларов на спасение национальной экономики, власти США так и не смогли добиться стремительного посткризисного роста, на который так рассчитывал весь мир. Вынужденная фокусироваться на внутренних проблемах, включая катастрофическую ситуацию на рынке труда и непомерный госдолг, Америка постепенно перестает  быть локомотивом мировой экономики.

Различные программы по поддержке экономики лишь отодвинули структурные проблемы США на задний план. Теперь же они требуют к себе все большего внимания. Уровень безработицы вырос до 9,1%, а количество новых рабочих мест увеличилось в три раза меньше ожиданий — всего на 54 тыс.

Все это тормозит рост благосостояния и сдерживает потребление, которое обеспечивает добрых две  трети ВВП США. Главный экономист  Commerzbank Йорг Крэмер указывает, что объемы потребления страдают во многом из-за того, что многие американцы уже длительное время не могут найти работу (43% от всех зарегистрированных на бирже труда). Исходя из этого, Commerzbank понизил свой прогноз экономического роста США на текущий год с 3 до 2,3%, а на 2012 год — с 3,8 до 2,8%.

Произошло снижении цен на жилую недвижимость в 20 крупнейших городах США на 0,2%. Таким образом, индекс Standard & Poor’s/Case Shiller оказался ниже наименьшего кризисного показателя, зафиксированного в апреле 2009 года. Затем состоялось самое сильное за 27 лет падение промышленного индекса менеджеров по закупкам: за месяц с 60,4 до 53,5 пункта. Слабость индустрии указывает на то, что экономика США не смогла расти темпами, на которые надеялись до сих пор.

Состояние экономики  страны неизбежно бьет по мировой  торговле, ведь на США приходится 25% глобального ВВП. Однако при этом доля страны в мировом экспорте не превышает 8,5% — центр тяжести мировой торговли все больше перемещается в сторону развивающихся стран.

Особое беспокойство экспертов вызывает текущее финансовое положение страны, не позволяющее  властям поддержать слабый рост новыми вливаниями из госказны. По данным МВФ, долг США достигнет в текущем году отметки 99% от ВВП, а в бюджете за 2011 может образоваться гигантская дыра размером в 1,65 трлн долл. (почти 11% от ВВП). Масла в огонь здесь подливают чересчур затянувшиеся дебаты в конгрессе касательно повышения планки предельно допустимого объема госдолга. На принятие соответствующего решения у конгрессменов осталось лишь несколько недель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономистъ, 2007. – 858с.

Информация о работе Особенности современного состояния экономики США