Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:22, курсовая работа
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно называть:
- недостаточные темпы развития экономики:
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних торговых и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизведенный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический
университет»
Бобруйский филиал
Кафедра маркетинга и учетно-финансовых дисциплин
курсовая
по дисциплине: макроэкономика
на тему: Особенности функционирование финансовой системы в
Республике Беларусь
Студентка 3 курса,
Руководитель
БОБРУЙСК 2014
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 5 рис., 1 табл., 27 источников, 6 приложения
ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, НАЛОГИ, ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования – финансовая система Республики Беларусь.
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы
и звенья финансовой системы………
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других
стран…………………………………………………………………
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Беларусь………………………………………………………
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение
Б…………………………………………………………………....
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение
Г……………………………………………………………….....
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение
Е………………………………………………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Поэтому без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии.
Данная тема была выбрана с целью изучить структуру финансовой системы Республики Беларусь, взаимосвязь ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе после получения республиканской независимости.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно называть:
- недостаточные темпы развития экономики:
- диспропорции развития
- отставание в адаптации к
изменениям на внешних
- излишнюю социальную
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
Республика Беларусь переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления белорусской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастает в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводит финансовые теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
- дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
- проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
- раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.
Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования – финансовая система Республики Беларусь.
1 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
В рыночном хозяйстве многообразные и сложные взаимосвязи общественного воспроизводства опосредуются деньгами. В процессе создания, распределения и использования валового внутреннего продукта деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение, образуя, во-первых, денежное обращение и, во-вторых, фонды денежных средств хозяйственных звеньев, населения и государства. В зависимости от источников образования и характера функционирования, назначения и методов использования денежные фонды принимают формы финансов и кредита.
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств [5, с. 216].
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.
Российская дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредоточиваемые в распоряжении Советского государства для осуществления его хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.
С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Большинство экономистов считают, что финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах [24, с.3].
Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.
В период средневековья большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) также был небольшим, основная его часть (2/3) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.
Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальны нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Для государственных финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата: парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и др. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества [11, с.18].
Необходимо отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. снизился, существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных, отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».
Информация о работе Особенности функционирование финансовой системы в Республике Беларусь