Особенности функционирование финансовой системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно называть:
- недостаточные темпы развития экономики:
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних торговых и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизведенный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 531.13 Кб (Скачать файл)

       В  этих  условиях  в  текущем  году   реализуется  жесткая  бюджетная  политика, направленная  на  оптимизацию  государственных  расходов  и  поддержание  макроэкономической  стабильности.

     Введены  ограничения  на  бюджетные  расходы  –  их  финансирование  осуществляется  в  пределах  поступающих  доходов без привлечения заемных средств и  ранее накопленных остатков бюджета. При  этом  приоритетами  финансирования  определены:  обеспечение  функционирования  бюджетных  учреждений; расходы  на  медицинское   обслуживание;  оплата  потребленных   энергоресурсов; обслуживание и погашение  расходов консолидированного государственного долга.  

       Бюджет  сохранил  свою  социальную  направленность.  Объем  средств,  направленных  на  финансирование  социальной  сферы  (здравоохранение,  физическая  культура, спорт, культур и  средства  массовой  информации,  образование,  социальная  политика), составил 21,8 трлн. рублей, или 45,6% всех  расходов  консолидированного  бюджета. Расходы на образование возросли  по  сравнению  с  аналогичным  периодом   2010 г. На 57,7% (в реальном выражении –   на 15,9%), здравоохранение – на 51,3% (в   реальном выражении – на 11,3%).   

      Расходы на национальную экономику увеличились  на 6,5% (в реальном выражении сократились на 21,7%)  и составили 9,5 трлн. рублей (20% от всех  расходов консолидированного расходов). Более 50% всех  расходов  на  национальную  экономику  направлено  на поддержку сельского хозяйства, в том числе на  субсидирование  процентных  ставок  по  кредитам банков. 

      В  январе-сентябре 2011 года  в  структуре  расходов  в  разрезе 

экономической  классификации    преобладали  текущие  расходы – 84,3% . Девальвация  белорусского  рубля  вызвала  рост  расходов  государственного  долга, других  расходов  бюджета, осуществляемых  в  иностранных  валютах.

       Налоговые  доходы республиканского  бюджета  за 9 месяцев 2011 года  составили 27,7 трлн. руб. По  сравнению  с аналогичным  периодом 2010 года   поступления увеличились на 42,5% (в реальном выражении – на 4,8%).

      Неналоговые  доходы республиканского  бюджета  за 9 месяцев 2011 года  сложились  в сумме 4,0 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 102,9% (в  реальном  выражении – на 49,2%). 

 Наибольшую  долю  в  структуре  доходов  республиканского  бюджета занимали  налог  на  добавленную стоимость (34,7%), налоговые доходы от  внешнеэкономической деятельности (29,4%), акцизы (12,2 %), налог на прибыль (6,5 %). 

       Расходы  республиканского   бюджета  профинансированы  в  сумме   29,6 трлн. руб., что на 25,6% больше,   чем  в  январе-сентябре 2010 г. (в реальном выражении меньше на 7,6%).   В  сложившейся  структуре   расходов  республиканского  бюджета   29,9% от  всех  расходов  составили  трансферты  местным  бюджетам.  Расходы  социальной  направленности (разделы  «Здравоохранение»,  Нацоборона «Физическая  культура,  спорт, культура  и  средства  массовой  информации»,  «Образование»,  «Социальная  политика») составили  21,4% в  общем  объеме  расходов республиканского бюджета.  [13, с.26]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Главное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.

Определялась, главным   образом,  исполнением  принятых  социальных  обязательств  государства, в  частности, выплатой  заработной  платы,   пенсий, пособий. Значительное  влияние на   исполнение  бюджетных  обязательств   оказали  инфляционные  процессы  и девальвация национальной валюты.  

В  этих  условиях  в  текущем  году   реализуется  жесткая  бюджетная  политика, направленная  на  оптимизацию  государственных  расходов  и  поддержание  макроэкономической  стабильности.

Введены  ограничения  на  бюджетные  расходы  –  их  финансирование  осуществляется  в  пределах  поступающих  доходов без привлечения заемных средств и  ранее накопленных остатков бюджета. При  этом  приоритетами  финансирования  определены:  обеспечение  функционирования  бюджетных  учреждений; расходы  на  медицинское   обслуживание;  оплата  потребленных   энергоресурсов; обслуживание и погашение  расходов консолидированного государственного долга.  

На современном этапе для сбалансированности доходов и расходов важно совершенствование управления финансами. Совершенствование управления финансами, диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.

 

 

 

 

      

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Василевская, Т.Н. Финансы предприятий: учеб. пособие / Т.Н. Василевская; под общ. ред. Т.Н. Василевской. – 3-е изд. – Минск: выш. шк., 2006. – 528 с.
  2. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 526 с.
  3. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова; под ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 268 с.
  4. Дробозина, Л.А. Финансы: учебник / Л.А. Дробозина; под общ. ред. Л.А. Дробозиной. – Минск, 1999. – 477 с.
  5. Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. М.И. Ткачюк. – Минск: выш. шк., 1995. – 240 с.
  6. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. – 368 с.
  7. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск: выш. шк. 2007. – 416 с.
  8. Ковалёв, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалёв; под ред. В.В. Ковалёва. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Велби, 2003. – 634 с.
  9. Лушин, С.И. Финансы: учебник / С.И. Лушин; под ред. С.И. Лушина. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Экономист, 2005. – 680 с.
  10. Мультан, Г.К. Государственные финансы: учебное пособие / Г.К. Мультан; под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2003. – 166 с.
  11. Мысляева, И.М. Государственные муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева; изд. перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2007. – 360 с.
  12. Нешитова, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитова. – 5-е изд, перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 510 с.

13  Николюк С. Кризис-это нормальное состояние/ С.Николюк// Белорусы и рынок.-2011.-28 нояб.-С.-19.

  1. Опарин, В.М. Финансы (общая теория): обучающее пособие / В.М. Опарин. – Киев: КНЕЦ, 1999. – 200 с.

15 Официальный  сайт Министерства финансов Республики  Беларусь[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmemu/budget/analytic-data/year10/yd10.-Дата доступа:20.04.2012

16   Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И Плотницкий; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2005. – 335 с.

  1. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для вузов / Г.Б. Поляк; под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – 512 с.

18 Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова; под ред. В.М. Родионовой. – Минск: Финансы и статистика, 1995. – 400 с.

19 Романовский, М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В. Романовский; под общ. ред. М.В. Романовского. – Минск: Перспектива; Юрайт, 2000. – 528 с.

20 Сабанти, Б.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти. – Минск: Менеджер, 1998. – 167 с.

21 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 178 с.

22    Тарасов В.Р. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь/ В.Р. Тарасов//Финансы, учет, аудит.-2011.-№11(57).-С.13-17.

23 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

24 Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.

25 Харковец, А. Основные подходы к формированию бюжета / А. Харковец // Финансы учёт и аудит. – 2011. − №6. С. 7 – 9

26 Хотько, А.В. Бюджет 2010: основные расходы на социальную среду / А.В. Хотько // Финансы учёт и аудит. – 2009. − №6. С. 26

27 Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Дашков и К, 2006 – 456 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 






 



 



 

 

Рисунок А.1- Распределительная функция финансов

Примечание-Источник:[6, с.17 рисунок 1.1]

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Б.1 – Схема финансовой системы Республики Беларусь

Примечание – Источник:[24, с.34 рисунок 2.1]

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Рисунок В.1- Динамика поступления доходов консолидированного

Бюджета

Примечание-Источник: [15]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 1- Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

Показатели

2009 год

2010 год

  1. Налоговые доходы-всего

88,4

92

В том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

в т.ч. –подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в т.ч-НДС

25,6

33, 3

-акцизы

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

17,1

11,8

  1. Неналоговые доходы

11,4

7,8

  1. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


        Примечание-Источник  [15] 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Информация о работе Особенности функционирование финансовой системы в Республике Беларусь