Особенности ценообразования на мировом рынке, способы определения контрактных цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее изучение механизмов ценообразования на современном мировом рынке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть ценообразующие факторы – типы рынков, виды цен и др. применительно к мировым ценам и мировому рынку.
рассмотреть место России в системе мирового ценообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор
1.2. Ценообразование в зависимости от типа рынка
1.3. Влияние государства на ценообразование в мировой торговле
1.4. Виды цен в мировой торговле
2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
2.1. Ценообразование переходного периода
2.2. Механизмы ценообразования на нефтяном рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных  товаров ослабляется натиском крупных  монополистических фирм другой страны, а также более легковесных  конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий  всегда находятся конкуренты, способные  дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние  на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой  характеристикой и разными физическими  свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В  качестве примера может служить  конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам.

При формировании цен учитывается  и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков, или олигополия, характеризуется  наличием нескольких крупных компаний производителей, обладающих значительными  сегментами рынка, полностью или  практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделении сферы  влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными  правами на покупку стратегически  необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования  на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое  экспортером, установление цены, определение  объемов производства, закупок, инвестиций и т.д., требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной  координации деятельности на мировом  рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью  которых можно было бы действовать  с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма  является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью  поддержания согласованных уровней  цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до последнего времени мировой рынок  нефти, был ОПЕК (Организация стран  экспортеров нефти). В течение  длительного периода времени  картелю удавалось довольно успешно  координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих  в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов  олигополистического рынка на уровень  цен зависит главным образом  от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль над производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими  не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных  цен и тем меньше их колебания.

Ценообразование имеет свои особенности для рынков разных отраслей, и анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный  рынок, затруднен из-за различий конструктивного  характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной  продукции на мировой рынок имеют  определенное представление о ценах  конкурента. Как правило, уровень  цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного  процента, с учетом конкретного рынка  сбыта, партнера, региона и т.д.

 

1.3 Влияние государства  на ценообразование в мировой  торговле

 

Государство активно участвует  в развитии внешнеэкономической  деятельности с помощью комплекса  специальных методов, которые можно  разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо  воздействующим на количество и опосредованно  – на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые  стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К  мерам, регулирующим торговлю, прямо  воздействующим на цены и опосредованно – на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы.

Государственное регулирование  внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние  и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с  помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных  цен и предоставляя субсидии для  покрытия издержек производства.

Например, в США государство  предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная  организация по гарантированным  ценам принимает в залог у  производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка  превысят залоговые, производитель  выкупает свой товар и продает  его на рынке. Если цены ниже залоговых  ставок, то товар остается в собственности  правительственной организации. Таким  образом, США, являясь крупнейшим экспортером  агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования  в ЕС, разработанный по каждому  виду сельхозпродукции и для каждого  региона. Устанавливаются несколько  категорий цен – индикативные цены, определяемые Сообществами как  желательные, минимальные цены импорта  или пороговые, минимальные продажные  цены, гарантированные производителю  интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции  гарантирует минимальный доход  производителям. Таким образом, протекционизм  на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Одной из разновидностей воздействия  на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга – завоевание определенным товаром или группой товаров  внешнего рынка путем продажи  товаров на мировом рынке по ценам  ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения  цен на внешнем рынке, а затем  и за счет проникновения в экономику  стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

 

1.4 Виды цен  в мировой торговле

 

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность  цен. На практике цена на конкретную продукцию  одного и того же рынка может существенно  различаться. Поэтому при ценообразовании  учитывается характер сделки, диктующий  особенность назначения цены:

  • использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
  • цены в условиях оплаты наличными;
  • цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных  банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний  рынок встречаются с существенными  колебаниями цен, предоставлением  различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и  т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

Для изучения и использования  на практике ценовых показателей  мирового рынка необходимо знать  основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы  специальные банки данных практически  для всех товаров и товарных групп  по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система  компьютерных телекоммуникаций, позволяющая  в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако механизм ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Существует несколько  видов цен на мировых рынках.

Контрактная цена – это  конкретная цена, которую согласовали  между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как  правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна  на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они  представляют коммерческую тайну. В  принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе  и при наличии небольшого круга  продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены – это  цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в  периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.).

Биржевые цены – это  цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам  относятся в основном сырьё и  полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально  сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Однако, биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются  на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих  персонал исключительно высокой  квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами  зерновых, Нью-йоркская биржа хлопка.

Цены аукционов – показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос  и предложение в данный временной  период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

Статистические внешнеторговые цены – публикуются в различных  национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной  или поставленной продукции. Эти  цены не показывают конкретную цену конкретного  товара. С точки зрения их практического  применения они интересны для  понимания общей динамики внешней  торговли той или иной страны, для  статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В  процессе согласования цен экспортер  и импортер, основываясь на собственном  анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки  они могут пойти. В мировой  практике ведения внешней торговли известно большое количество различных  скидок. Ценовые скидки – метод  уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

  • скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
  • скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
  • скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
  • скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере- покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
  • скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
  • дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Информация о работе Особенности ценообразования на мировом рынке, способы определения контрактных цен