Особенности ценообразования на мировом рынке, способы определения контрактных цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее изучение механизмов ценообразования на современном мировом рынке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть ценообразующие факторы – типы рынков, виды цен и др. применительно к мировым ценам и мировому рынку.
рассмотреть место России в системе мирового ценообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор
1.2. Ценообразование в зависимости от типа рынка
1.3. Влияние государства на ценообразование в мировой торговле
1.4. Виды цен в мировой торговле
2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
2.1. Ценообразование переходного периода
2.2. Механизмы ценообразования на нефтяном рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного  случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально  предлагаемой цены. Возможно достижение и более существенные скидки.

В заключении отметим, что  государство активно участвует  в развитии внешнеэкономической  деятельности, в том числе и  в ценообразовании, с помощью  комплекса специальных методов, которые можно разделить на две  основные группы: экономические и  административные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ  МИРОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Ценообразование переходного  периода

 

Во времена существования  СССР, в нашей стране уделялось  небольшое внимание мировому ценообразованию, т.к. большинство производимой продукции  реализовывалось на внутреннем рынке. Все же внешнеторговые операции производились  специализированными учреждениями: внешнеторговыми объединениями  и Внешторгбанком.

В 1991 г. сразу после появления  соответствующих законодательных  актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось  большое число новых субъектов  рынка, как мощных крупных поставщиков (нефтяные и газовые компании), так  и маломощных, но многочисленных фирм.

Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в  России продукцию были ниже мировых  в расчетах на конвертируемую валюту. Другие составляющие цены товара: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие – в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России со стороны ЕС было предпринято множество антидемпинговых мер.

В настоящее время в  России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причины – глубокий кризис в российской экономике, приведший к падению  объемов производства, что незамедлительно  сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствию новых технологий. Крайне негативное влияние оказывает наличие  в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены  практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все.

В настоящее время крупные  фирмы и предприятия России, экспортирующие и импортирующие продукцию, как  правило, имеют в своем составе  специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней  торговли. Они достаточно четко отслеживают  ситуацию на товарных и финансовых рынках, стараются не допускать грубых ошибок.

Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако с чисто экономической  точки зрения, многим российским компаниям  экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего  рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других ценных бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего  ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые  товары и услуги. Здесь внедряется международный опыт, оправданная  мировая практика. Это тем более  важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта  и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или  рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в таможенном законодательстве.

 

2.2 Механизмы ценообразования  на нефтяном рынке

 

Поскольку для России особенно актуален нынче нефтяной рынок, остановимся  на нем подробнее.

Исходя из доминирующих на мировом рынке нефти механизмов ценообразования, начиная со второй половины 20 века, можно выделить четыре основных характерных этапа его  развития, что, нашло закономерное отражение  и в общей динамике мировых  цен.

до 1973 г. – этап главенства группы нефтяных компаний.

с 1973 по 1986 гг. – этап резкого  роста влияния ОПЕК на мировом  рынке нефти.

с 1986 до 2001 гг. – некоторое  ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых  экспортеров и роста масштабов  биржевой торговли и сделок с «бумажной  нефтью».

с 2001 до настоящего времени  – современный этап ускорения  либерализации мирового рынка нефти, начала диверсификации поставок нефти  основными импортерами с целью  увеличения стабильности поставок, резкое преобладание фьючерсных и прочих срочных  сделок в торговле нефтью в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Первые два этапа характеризуются  картельным принципом ценообразования, хотя и имели место существенные различия. На первом этапе ценообразующий картель состоял из семи вертикально-интегрированных крупнейших международных нефтяных компаний, которые в интересах потребителей нефти удерживали цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель. Доминировали трансфертные (внутримонопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Также имели место справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами, и рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен.

В 2001 г. стала наблюдаться  все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом  четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти.

Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное  с диверсификацией поставок нефти  крупнейшими импортерами, и, во-вторых – возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.

В последнее время всемирная  организация ОПЕК потеряла контроль над ценообразованием на мировом  рынке нефти. Большую значимость приобрели случайные факторы. Но страны, входящие в это содружество  высокие цены устраивают, лишь повысился  порог, хотя будущая политика по возврату контроля уже рассматривается.Существуют т.н. дестабилизирующие факторы для цен нефтяного рынка – форс-мажорные обстоятельства (теракты, катастрофы).Продолжается рост мирового спроса на нефть за счет макроэкономических факторов (рост ВВП и др.). При этом рост цен подстегивается низким уровнем свободных мощностей, в том числе и у ОПЕК. Картель уже заявил о возможности наращивания своего производства в будущем (в основном за счет Саудовской Аравии) и росте свободных мощностей.После ураганов на территории США в 2006 г., и последовавшего за этим рекордного скачка цен на нефть страны-члены ОПЕК ускоренными темпами инвестируют средства в производственные мощности для того, чтобы успеть за растущим спросом. По оценкам представителей картеля, свободные мощности в 2007 г. постепенно увеличиваются и составят к концу года 2,8 млн. баррелей в сутки. В долгосрочной перспективе, по словам генерального секретаря ОПЕК, картель планирует произвести масштабные инвестиции в нефтедобывающую инфраструктуру с тем, чтобы к 2010 г. иметь возможность производить до 38 млн. баррелей нефти в сутки. Вполне возможно, ОПЕК в ближайшем будущем восстановит свои позиции в части ценообразования.

Главная задача ОПЕК в этой ситуации – балансировать спрос  и предложение.

В России в последние годы увеличения объемов нефтедобычи  не происходит. Другой вопрос – нефтепереработка. В некоторой степени, увеличив глубину  переработки можно ограничиться меньшими темпами роста нефтедобычи. Это может являться одной из первоочередных задач правительства на данном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рыночной экономике процесс  ценообразования в торговле между  внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы  поведения на рынке экспортера и  импортера.

Ценообразование происходит под воздействием ценообразующих факторов разбитых на пять групп: общеэкономические, конкретно-экономические, специфические, специальные, внешнеэкономические. Определяющий фактор соотношение между спросом и предложением.

Процесс ценообразования  на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект  внешней торговли. Это рынки чистой конкуренции, чистой монополии, конкуренции  монополий и олигополии.

Также ценообразование различно для рынков различных отраслей мирового хозяйства. Важную роль в ценообразовании  на товары в мировой торговле, в  последние годы приобретают сопутствующие  услуги, внедрение новых технологий.Немаловажное значение имеет движение экономического цикла.Потребность в координации ценообразования на мировом рынке привела крупные компании к созданию картелей, контролирующих цены на мировых рынках. Самым известным картелем является ОПЕК, контролировавший до недавнего времени цены на нефтяном рынке.Государство оказывает влияние на международное ценообразование прямо и опосредовано с помощью экономических и административных методов.После распада Советского Союза, Россия пытается в течение последних двух десятилетий интегрироваться в систему мирового ценообразования. Наиболее актуальны для России вопросы ценообразования на рынке энергоресурсов. Необходимо также грамотно перераспределять доходы от экспорта нефти и газа и направлять их на развитие производства, катастрофически сокращенного в последние десятилетия.

Все это требует грамотного регулирования внешнеэкономической  деятельности, совершенствование таможенно-тарифной системы. Этому может поспособствовать успешное решение вопроса о вступлении России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие – М., 2006.
  2. Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике. Барнаул, ММЦ АГУ, 2003.
  3. Воронина Н.В. Мировой рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования Практический маркетинг №10, 2003.
  4. Горченкова В.В. Международные торговые организации – М., 2000.
  5. Грачев Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. – М.: Экономика, 2004.
  6. Иванов Н.С. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии ценообразования // Вопросы экономики. 2000, №2.
  7. Королев И. Интеграция России в мировую экономику // Внешняя политика России. 2004, №5.
  8. Красникова А.Н. Экономика переходного периода: Учебник. – М. 2004.
  9. Полещук И.И. Ценообразование – Минск: БГЭУ 2001.
  10. Разумнова Л.Е. Современная международная торговля. Внешняя торговля России – М.: МАКС-Пресс, 2005.
  11. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник – М, 2007.
  12. Цены и ценообразование: Учебник для вузов // Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.

Информация о работе Особенности ценообразования на мировом рынке, способы определения контрактных цен