Особенности экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно-сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя во многом характер развития страны. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации в современных условиях, и именно поэтому автор считает тему выбранной работы актуальной на сегодняшний день. Также, актуальность выбранной темы состоит в том, что интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………………2
1 Потенциал экономики России…………………………………………………………4
1.1 Уникальность потенциала России……………………………………………..4
1.2 Исторические особенности формирования современной экономики России………..…………………………………………………………………………….6
1.3 Особенности экономического развития России……………………………..8
2 Особенности экономического развития…………………………….………………..13
2.1 Анализ конкурентоспособности России ……………………………………..13
2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами…….16
2.3 Проблемы экономики России и пути их решения………………………..…27
2.4 Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии……………………………………………………….…………… 34
Заключение…………………………………………………………………………..…..38
Список используемых источников………………………………………..……………41

Вложенные файлы: 1 файл

мое.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас с этой целью  активными темпами реформируется  национальная инновационная система  и академическая наука, начинается формирование особых экономических  зон, в том числе технико- внедренческие, есть планы по созданию крупных так называемых «технопарков». По расчетам правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в производстве должна увеличиться с 33% в 2005 г. До 43- 46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы снизится соответственно с 32% до 29- 31%. Россия находится только в начале этого пути, но ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны в будущем стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Но по расчетам Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, даже при успешной и активной реализации различных инновационных программ, доля продукции ТЭК в экспорте в конце первой четверти века будет доминировать и составит около 47%.

Обращаясь к проблеме обогащения внешнеэкономической специализации страны, стоит отметить, что успех не в последнюю очередь будет зависеть от сдвигов в размерах, структуре и качестве факторов производства - природных ресурсов, труда, капитала, эффективности их использования. В настоящее время в развитии ресурсной базы возникают достаточно сложные проблемы.

Подтвержденные рентабельные запасы природных ресурсов в стране истощаются: проводимых геологоразведочных работ недостаточно для того, чтобы  восполнять их расходование. По оценкам  Минприроды РФ государство и частный  сектор тратит на геологоразведку лишь 1.3% от стоимости добываемого сырья, что заметно меньше, чем в других странах- Австралии, Канаде, ЮАР, США, Бразилии (5-8%). Министерство считает, что при нынешнем финансировании геологоразведочных работ запасы нефти в стране иссякнут через 12 лет, газа- через 33 года. Учитывая это, правительство в 2004 году приняло программу освоения недр, по которой государство намерено вкладывать по 16,5 млрд. рублей ежегодно, а с 2010- по 20,5 млрд. рублей. Также существует проблема ценовой конкурентоспособности у добытчиков отечественного сырья. Так, себестоимость добыча барреля нефти на Ближнем Востоке составляет 1-3 долл., в России- 11- 12 долларов.

В ближайшей перспективе (к 2010 году) по оценке ФСГС РФ число трудоспособных увеличится примерно на 2,2 млн. человек и составит 92,6 млн. человек. Однако к середине века Россию ожидает заметное сокращение численности экономически активного населения. Оно может уменьшиться до 41 млн. человек ( в 2007 году 75 млн. человек). Такая угроза в той или иной степени может быть предотвращена активизацией демографической политики.

При сравнительной дешевизне  труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как  средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время  овеществленная, материализованная  часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.

Для обновления устаревшего  основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.

У экономики России есть и проблемы, связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Самые явные проблемы это зависимость от узкого круга  товара, прежде всего от товаров  топливно- сырьевой группы, а также  от импорта многих потребительских товаров, такие как продукция машиностроения, автомобилестроения, различное оборудование и продовольствие. В целом же, истоки всех внешнеэкономических проблем находятся внутри национальной экономики. Так, сырьевая специализация страны- следствие деформированной структуры промышленного производства и отсталости всей производственной системы. Импортная зависимость- следствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров.

Путями решения таких  задач как стабилизация роста  национальной экономики и обеспечение равноправной интеграции России в мировое хозяйство может послужить решение следующих проблем: повышение конкурентоспособности российской экономики, сохранение и укрепление позиций страны на международных товарных рынках, расширение экспорта готовых услуг и продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведение такой таможенно- тарифной политики, которая смогла бы создать благоприятные условия для расширения национального производства, не вредя условиям конкуренции на внутреннем рынке, активизация мер по сокращению утечки капитала путем создания более благоприятных экономических условий и хорошего инвестиционного климата. Стоит отметить, что не смотря на высокий уровень либерализации внешнеторгового режима в нашей стране, торговые партнеры России не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, создавая различные искусственные барьеры и ограничительные меры , в большинстве своем в виде антидемпинговых пошлин или угроз к применению таковых, а иногда прибегая к политике «двойных стандартов».

Также хотелось бы отметить проблемы вступления России в ВТО. После  присоединения к ВТО в силу неконкурентоспособности своих  товаров Россия потеряет целые отрасли  экономики, а с ними и миллионы рабочих мест. По данным союза российских товаропроизводителей, вступление России в ВТО и беспошлинная торговля приведет к половодью импорта, в результате чего разорится и закроется не менее 40 тыс. предприятий, лишатся работы 30 млн. человек, или почти половина рабочей силы страны. По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%. Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Таким образом, для присоединения  России к ВТО и интеграции в  мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные  меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную индустриализацию страны.

28 ноября 2009 года президенты  России, Белоруссии и Казахстана  Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко  и Н. А. Назарбаев в Минске  подписали договор о создании  на территории этих государств  с 1 января 2010 года единого таможенного  пространства. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз был запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Но не все так радужно. Россия, Белоруссия и Казахстан создали дополнительные проблемы своим импортерам за счет создания Таможенного союза. Эксперты поясняют: есть несколько способов регулирования импорта: тарифные и нетарифные (дополнительные лицензии, квоты). Раньше все говорили только о появлении новых таможенных тарифов, а на расширение списка алкогольных напитков, техники и лекарств, которые можно импортировать только по лицензии, никто не обратил внимания.

Из-за сложностей, вызванных  созданием Таможенного союза, импортеры  не смогли растаможить иностранное  вино и виноматериалы. Общие убытки от происходящего, по оценке специалистов, составили не менее $300 млн. При этом пострадали и производители российских вин, так как 70% российского вина изготовляется из импортного виноматериала. Начало работы Таможенного союза создало трудности и для поставщиков мобильных телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур.

Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны пройти процедуру  нотификации, то есть уведомить государство  о поступлении товара. Однако участники  рынка отмечают, что непонятно кому какие документы надо подавать, а при отсутствии нотификации ФТС имеет право не пропускать телефоны, поскольку таким образом нарушит правила Таможенного союза. Создание союза затруднило ввоз витаминов и гражданского оружия. Также приостановлено внедрение мобильной связи третьего поколения (3G), поскольку распространяющие операторы не могут ввезти оборудование для строительства сотовой сети.

 

2.4 Будущее  российской экономики: экспорт  сырья, диверсификация или высокие технологии

По материалам сайта 6-ой Международной Кондратьевской конференции в докладе «Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии?» Фетисова Глеба Геннадиевича. По его словам: «в настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики. Почему неудовлетворительна «сырьевая» модель?

Сырьевая модель экономики  далеко не идеальна, потому что если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. «Сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социально-политическим кризисам. Здесь же нужно сказать, что сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Кажущиеся еще огромными запасы углеводородов все труднее и дороже добывать. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа, а прогнозы ее роста останутся лишь проектами. «Сырьевая» модель экономики плоха тем, что быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность заключается в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор. В России «голландская болезнь» пока что проявляется в «мягкой форме», а именно – в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП. А также, недостатком «сырьевой» модели экономики является недостаточно быстрый научно-технический прогресс (НТП). А ведь он является основным источником современного экономического роста. Можно сделать вывод: если ничего не менять, то будущее российской экономики сведется к роли сырьевого придатка стран Запада и Китая. Но как ее избежать? Во-первых, сменить модель экономического развития. Во-вторых, изменить макроэкономическую политику. Нужно перестать ревальвировать рубль, привлекая спекулятивные капиталы из-за рубежа. Это позволит ослабить «голландскую болезнь».

Надо прекратить практически  бесплатное кредитование западных стран  и начать вкладывать государственные  средства в реальные активы. Обеспечив отток спекулятивного капитала из России и заместив иностранные займы российских госкомпаний бюджетными кредитами, можно без усиления инфляции инвестировать средства Фонда национального благосостояния в развитие российского машиностроения. Можно вкладывать нефтяные доходы внутри страны, не провоцируя, а замедляя инфляцию: в высокотехнологичные инвестпроекты; в создание компаний на высокомонополизированных рынках; в расширение «узких мест», порождающих структурную инфляцию (например, в развитие цементной промышленности); в отрасли, в которых улучшатся конкурентные преимущества в случае падения цен на нефть.

Сейчас государству  нужно форсировать строительство  и модернизацию российских авиастроительных или автомобильных заводов, вкладывая средства в приобретение их акций или в создание новых компаний с полным циклом производства, не занимающихся лишь «отверточной» сборкой.

В 2003 г. Минэкономразвития  РФ предложило диверсификационную модель развития российской экономики. Она  была использована при разработке Среднесрочной программы на 2006-2008 гг. и проекта «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» до 2020 г. Диверсификация экспорта подразумевает повышение в нем удельного веса торгуемых продуктов, например, путем кредитования и страхования экспорта не-сырьевой продукции. По мнению автора, основным инструментом обеспечения ценовой конкурентоспособности торгуемых продуктов в России является относительно низкие внутренние цены на энергоносители.

Возможности «диверсификационной» модели развития российской экономики весьма ограничены. В высокотехнологичных отраслях мировой экономики доминируют ТНК, в трудоемких же отраслях с традиционной технологией Россия не может конкурировать с Китаем и Индией, располагающими огромными ресурсами дешевой рабочей силы. Кроме того, в этих и в «новых индустриальных» странах десятилетиями проводилась политика «догоняющего развития» с применением мер господдержки экспорта торгуемых продуктов. Япония и Южная Корея уже создали высокотехнологичную экономику. Начинают вторгаться в высокотехнологичные отрасли и китайские компании, пользующиеся мощной поддержкой государства. Даже если бы российское правительство захотело конкурировать с вышеперечисленными странами, использование модели «догоняющего развития» уже практически невозможно.

Информация о работе Особенности экономического развития