Страны Запада создали
множество препон для господдержки
развития производства и экспорта несырьевой
продукции странами, не входящими
в число учредителей ВТО. В
итоге: с одной стороны российские
производители испытывают конкуренцию со стороны китайских
предприятий, использующих дешевую рабочую
силу и свободных от экологических ограничений;
с другой стороны, нам трудно пробиться
на рынки высокотехнологичной продукции,
поделенные между западными ТНК, активно
поддерживаемыми правительствами США,
Японии и стран ЕС. Не смогут выжить без
такой поддержки и российские предприятия
торгуемого сектора. В Среднесрочной программе
о такой поддержке говорится весьма скупо,
а масштабы выделяемых для нее бюджетных
средств просто мизерны. Существует еще
и «высокотехнологичная»
модель развития российской экономики. Итак, России нужна концентрация усилий
государства и российского бизнеса на
тех направлениях развития высокотехнологичного
сектора мировой экономики, в которых
у России имеются конкурентные преимущества.
Основной причиной неразвитости в России
высокотехнологичного сектора стало создание
множества технологических монополий,
возникших из-за приватизации по отдельности
звеньев «технологических цепочек» по
производству готовых продуктов, особенно
предприятий, находившихся в советскую
эпоху в ведении разных министерств. Можно
ли рассматривать «высокотехнологичную»
модель как основу долгосрочного развития
российской экономики? Несомненно, да,
если поддерживать конкретные межотраслевые
кластеры высоких технологий и высокотехнологичные
инвестиционные проекты, создавать технопарки
и межотраслевые научно-технологичные
центры. Российские «силиконовые долины»
следует создавать, объединяя учреждения
Российской академии наук, ведущие вузы
и отраслевые НИИ, опытно-конструкторские
бюро и передовые предприятия.
Заключение
В настоящее время
Российская Федерация до сих пор
играет роль экспортера сырья и импортера
потребительских и инвестиционных
товаров и услуг в мировой
экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить
ее устойчивое и быстрое развитие потому,
что запасы рентабельных месторождений
довольно скоро истощатся, а разработка
новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы
«экономикс», в которой рассматривается
наилучшее распределение ресурсов, то
переход России к «высокотехнологичной»
модели развития невозможен. Если же руководствоваться
институционально-эволюционной теорией,
в которой предприятия рассматриваются
как развивающиеся и самообучающиеся
организации, такие возможности еще есть.
Политика государства должна быть направлена
на стимулирование создания инновационно-активных
российских вертикально-интегрированных
корпораций. При необходимости государство
должно само такие ТНК создавать, в том
числе – на основе частно-государственного
партнерства.
Происходящие во внешнеэкономическом
комплексе России преобразования коренным
образом меняют облик российской
экономики. Значение этих перемен важно
с точки зрения их воздействия
на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами
Центральной и Восточной Европы, а в конечном
итоге - и на всю систему международных
экономических отношений. Сфера внешней
торговли дает огромные возможности для
становления и развития экономики, формирования
бюджета страны, поддержания благосостояния
народа.
Будущая модель вхождения
России в мировое хозяйство должна
носить в основном производственно-инвестиционный
характер и основываться на всемирном
учете существующих российских конкурентных
преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является
равноправная интеграция России в систему
международных экономических отношений
с тем, чтобы использовать в интересах
страны преимущества международного разделения
труда. Нынешняя модель взаимодействия
России с мировым рынком не соответствует
ни ее потенциальным возможностям, ни
долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно и
неудачи в торговле не являются чем-то
статичным. Конкурентоспособность
по отдельным видам продукции
может варьироваться от компании
к компании, когда изменения на рынке или
внедрение новых технологий делает возможным
выпуск более дешевых изделий улучшенного
качества. История и опыт свидетельствуют,
что целые страны, обладающие определенными
преимуществами, скажем, в стоимости трудовых
или природных ресурсов, могут утратить
конкурентоспособность некоторых своих
товаров или услуг по мере своего экономического
развития. При наличии стимулов, которые
предоставляет открытая экономика, однако,
они быстро приобретают конкурентоспособность
в каких-нибудь других областях. Однако,
без создания механизма эффективной поддержки
национальных производителей, и, прежде
всего, в сельском хозяйстве, зависимость
России от экспорта сырья и импорта продовольствия
останется самым чувствительным звеном
для экономики страны в отношениях с мировой
хозяйственной системой.
Десять лет назад
Россия, с экономической точки
зрения, была интересна как поставщик
энергоресурсов и потенциальный
рынок для европейских товаров.
Сегодня, в связи с повышением
уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому
рынку трансформировался в реальный. Более
того, отечественная промышленность становится
многообещающим партнером для европейского
бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных
проектов промышленного сотрудничества.
Стратегическими целями России в сфере
экономической политики являются диверсификация
экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного
к инновационному развитию; сокращение
ресурсоемкости ВВП; окончание процесса
встраивания в систему международного
разделения труда и начало политики участия
в формировании правил мировой экономической
системы в качестве одного из ключевых
игроков.
К числу конкурентных
преимуществ России следует отнести
относительно дешевую и квалифицированную
рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал
и потенциал развития «экологического»
сельского хозяйства; развитую фундаментальную
науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических
разработок; транзитное положение, обеспечивающее
доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион;
ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный
рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.
А объединение ресурсов
России и ЕС способно привести к
прорыву в повышении глобальной
конкурентоспособности экономик обеих
сторон. В общем, Россия имеет все шансы быть в роли ведущей страны
мира, и в наше время в российской экономике
происходят значительные изменения. Сможет
ли Россия быть ведущей страной и иметь
весомое положение в мировом хозяйстве
покажет время. Но тенденция к укреплению
экономики России стабильна. А что касаемо
прогнозов развития экономики России,
то можно сказать, что они весьма разнообразны.
Существующий в настоящее время мировой кризис - самое подходящее время
для того, чтобы поговорить о перспективах
России. Любой российский интеллектуал
имеет собственный взгляд не только на
прошлое и настоящее нашей страны, но и
на ее шансы в завтрашнем мире.
Список использованных
источников
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Эксмо, 2007.
- Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. – №5. с. 32-33
- Оболенский В.П. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2007. – №1. с. 33-35
- Klugman J., Braithwaite J. Poverty in Russia
during the Transition: An Overview // The World Bank Research Observer-
1998.- Vol.13, No.1.-с. 37
- Российский статистический ежегодник 2008 / М.: 2008
- Спартак А.Н. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / А.Н. Спартак. –М.: ВНИКИ, 2005.
- Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2008. – №4. с. 3-4
- Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д.Халевинская. – М.: Экономистъ, 2003.
- Дегтярева О. И., Полякова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Прогресс, 2002
- Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дашков и К, 2004
- Стерн Дж. Ограниченное будущее мировой торговли газом? / Дж. Стерн // Экономическое обозрение/ - 2008. - №8
- Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // «Вопросы экономики», №2, 2006.
13. World Economic Outlook Database, November
2008, IMF
- International Trade Statistics 2008, WTO
- UNCTAD Handbook of statistics 2008
- www.imf.com
- www.dcenter.ru
- ru.wikipedia.com
- www.gks.ru
- encarta.msn.com
- www.countrystudies.us
- sng.rian.ru
- www.gazpromquestions.ru
- www.infogeo.ru
- www.kommersant.ru
- www.rbc.ru
- www.relcom.ru
- www.rian.ru
- www.izvestia.ru
- www.superjob.ru
1
Конституция РФ, статья 1.2
2
http://www.gks.ru/bgd/free/b08_00/IssWWW.exe/Stg/d06/8-0.htm
3
http://encarta.msn.com/encyclopedia_761569000_4/Russia.html
4
http://countrystudies.us/russia/23.htm
5 Частично признанные страны. Д. Медведев
подписал указ о признании суверенитета
этих стран 26 августа 2008 года
6
http://www.kp.ru/daily/23284/29176
7
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf167-11/vestniksf167.pdf
8
http://sng.rian.ru/688/news250433.html
9 Klugman J., Braithwaite J. Poverty in Russia during the Transition:
An Overview // The World Bank Research Observer- 1998.- Vol. 13, No.
1.-с. 37
10
http://ru.wikipedia.org