Особенности экономического развития стран ОПЕК на примере ОАЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы связана с тем, что изучая экономику Объединенных Арабских Эмиратов, ясно выстраивается картина современного положения страны, которая за столь короткий период смогла сделать огромный отрыв от переходной к рыночной экономике. Страна стала не только добывающей, но и производящей, благодаря чему произошли такие глобальные изменения, затронувшие каждого жителя этой страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава 1 Формирование и основные аспекты ОПЕК
1.1. История основания ОПЕК(Организация……………………………5
1.2. Организационная структура и прогнозы развития ОПЕК………..10
1.3. Взаимоотношения ОПЕК и России………………………………...15
Глава 2. Особенности экономического развития стран ОПЕК на примере ОАЭ
2.1. Конституционные основы экономики Объединенных Арабских Эмиратов…………………………………………………………………………19
2.2. Особенности экономической политики в ОАЭ и правовое регулирование энергетического сырья…………………………………………23
2.3. Проблемы и перспективы использования нефти в ОАЭ и развития нефтяной промышленности……………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Разыграева е.docx

— 156.33 Кб (Скачать файл)

- составление  бюджета организации, предоставление  его на одобрение Конференции  и его исполнение;

- назначение  Аудитора организации на срок до одного года;

- рассмотрение  докладов Аудитора и его отчетов;

- подготовка  проектов решений для Конференции;

- созыв  внеочередных встреч Конференции.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Полноправными членами ОПЕК могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов:7

- государства-основатели  организации (Founder - members), принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал соглашения о создании ОПЕК;

- полные-члены (основатели плюс те страны, заявление  о вступление в членство которых  было подтверждено конференцией);

- ассоциированные  члены, которые не имеют полного  членства, но при определенных  обстоятельствах могут принять  участие в конференции ОПЕК.

Прогнозы развития ОПЕК на данный момент следующие:

Если Ирак сможет выполнить план по продаже нефти, в 2014 году он займет второе место среди поставщиков Китая. Китайские компании подписали на будущий год контракты на 882 тыс. баррелей иракской нефти в сутки, что на 68% больше, чем в этом году. В 2013 году Ирак занял пятое место среди поставщиков нефти для Китая, обогнав Иран, благодаря значительным скидкам на основной экспортный сорт Basra Light. По данным Reuters, Ирак предлагал скидки в $0,40-1,10 за баррель к аравийской нефти Arab Medium, тогда как в прошлом году иракская нефть стоила дороже аравийской. Кроме этого, по словам источников, Ирак компенсировал некоторым клиентам демерредж — платежи за простой судов на терминалах.8

В начале ноября Ирак перехватил у Кувейта контракт на снабжение нового НПЗ в Китае. Ираку следует осторожнее конкурировать по цене, так как ему нужны деньги на развитие, предупредил источник в нефтяной отрасли Кувейта. Они могут увеличить долю рынка в краткосрочной перспективе, но им следует заглянуть дальше вперед, — сказал источник.

Кувейту самому приходится снижать цены: например, в декабре, по данным Reuters, он предложил максимальную почти за четыре года скидку к Arab Medium. Ирак и Кувейт предлагают увеличить отсрочку платежа с 30 до 60 дней, за счет чего индийские переработчики, например, закупающие почти 1 млн. баррелей иракской и кувейтской нефти в сутки, могут сэкономить примерно $300 тыс. в день, сказал индийский источник.

В свою очередь, компания из ОАЭ Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) сделала беспрецедентный шаг, начав продавать партии нефти без определенного пункта назначения.9 ADNOC также предлагает покупателям возможность получать нефть в порту Фуджейра, что избавляет суда от необходимости проходить Ормузский пролив и позволяет покупателям экономить.

В 2011 году организация стран-экспортеров нефти опубликовала доклад, в котором прогнозируются тенденции развития мирового нефтяного рынка на перспективу до 2035 года.

Рассмотрим изменения квоты ОПЕК в 2014 г.

Недавно аналитики ОПЕК выпустили ежегодный доклад, в котором прогнозировали, что цена на нефть в перспективе до 2035 года останется достаточно стабильной и вырастет до 160 долларов за баррель. Эксперты организации также считают, что мировые потребности в энергии к 2035 году увеличатся на 52 процента, причем более 80 процентов будет покрываться за счет добычи природных ископаемых.

Страны-экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, на 164-м заседании министров энергетики не стали менять квоты на добычу нефти, несмотря на обещания Ирана и Ирака значительно нарастить поставки в ближайшее время. Максимальный объем добычи, как и прежде, составит 30 млн. баррелей в день.

Сохранение суммарного объема квот на добычу нефти 12 странами-членами ОПЕК глава министерства нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ан-Наими объяснил тем, что рынок находится "в оптимальном состоянии", спрос и предложение на нем сбалансированы, а цены пребывают на комфортном как для поставщиков, так и потребителей уровне - около $112 за баррель (ориентиром для ОПЕК является отметка $100 за баррель).

Расширению квот, несмотря на ожидающийся рост мирового потребления нефти в 2014 году на 1,2 млн. баррелей в день (до 90 млн. баррелей), препятствует увеличение добычи в странах, не входящих в картель. Рост предложения на рынке, по прогнозу ОПЕК, произойдет в первую очередь за счет наращивания извлечения сланцевой нефти в США, разработки шельфовых проектов в Бразилии и увеличения поставок из России и Казахстана. На поставки из стран ОПЕК, напротив, спрос может снизиться на 0,5 млн. баррелей в день, ожидают в организации.

ОПЕК не планирует изменять квоты на добычу нефти. Между тем пересмотреть распределение квот картелю, возможно, придется уже в скором времени. Представители Ирана и Ирака заявили на встрече о планах резкого увеличения добычи суммарно примерно на 8 млн. баррелей в день. Ранее введенное США и ЕС нефтяное эмбарго для Ирана оказалось успешным - объем экспорта снизился более чем вдвое, до 1,2 млн. баррелей в день. Однако теперь, когда власти страны согласовали смягчение санкций, министр энергетики Ирана Бижан Намдар Зангане пообещал, что страна постарается "как можно скорее компенсировать падение добычи за время действия нефтяного эмбарго и вернуться к прежним показателям (около 4 млн. баррелей в день, из них 2,3 млн. - на экспорт)".10

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Согласно прогнозу, мировой спрос на нефть в 2014 году вырастет на 1,14 млн. баррелей в сутки до 91,2 млн. баррелей в сутки. Страны, на входящие в ОПЕК, в 2014 году увеличат поставки нефти на 1,37 млн. баррелей в сутки. Этот показатель соответствует уровню прошлого года (рост поставок составил 1,34 млн. баррелей в сутки). Рост поставок нефти в 2014 году в основном будет обеспечен за счет роста поставок из США, Канады и Бразилии, в то время как Норвегия, Великобритания и Мексика, согласно прогнозу, снизят объемы поставок в текущем году.11

По итогам 2013 года спрос на нефть в мире вырос на 1,05 млн. баррелей в сутки до 90,01 млн. баррелей в сутки. Рост был обеспечен за счет стран, не входящих в ОПЕК.12

 

1.3. Взаимоотношения  ОПЕК и России

 

ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью - стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Поэтому заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус на сессии ОПЕК в сентябре 2004 подчеркнул, что Россия и ОПЕК должны стремиться к налаживанию постоянного диалога, а не встречаться лишь тогда, когда возникают проблемы и потрясения. Вероятно, именно это является одним из способов избежать проблем и потрясений или хотя бы демпфировать их. В медицинской терминологии это называется профилактикой, в отличие от лечения. При этом хорошо известно, что лечение предполагает больной организм, а профилактика - здоровый.

Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанной логики и Энергетической стратегии Российской Федерации, которую недавно приняли и сделали открытой для мировой общественности.

Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

На сентябрьской сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло - 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с ОПЕК.13

Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд. т. нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

В апреле 2013 г. очередную конференцию Организации стран-экспортеров нефти в Вене омрачил скандал: Иран, получивший благодаря соглашению в Женеве шанс возобновить экспорт нефти после двух лет санкций, объявил о готовности сделать это в прежнем объеме.

Это означает, что другим странам нужно урезать свою добычу, чтобы освободить Тегерану место. В первую очередь, Саудовской Аравии и Ираку, которые все два года действия санкций наращивали добычу, чтобы компенсировать долю Ирана в ОПЕК. Ни тот, ни другой на жертвы пойти не готовы.

В 2013 году возобновились разговоры о том, что картелю все труднее регулировать цены: его нынешних рычагов для этого уже недостаточно.

Год уходящий выдался нетрудным: Ливия и Нигерия резко сократили добычу, но мощностей Саудовской Аравии хватило, чтобы «попасть» в квоту. Нефтяные цены вполне стабильны и держатся у исторических максимумов. Все идет к лучшему в этом лучшем из миров? Увы.

В кулуарах ОПЕК - казалось бы, монолитной и внушительной, - неспокойно. Виной тому открытый бунт Ирана, который, как выяснилось, не прочь поддержать Ирак с Ливией. Тегеран, обрадованный ослаблением западных эмбарго, заявил: квоты там или не квоты, а он намерен вернуться к досанкционным показателям добычи - с 2,7 до 4,2 миллиона баррелей в сутки.14

Сейчас ОПЕК обеспечивает, по разным оценкам, от 30 до 40% мировых поставок нефти, но ее доля рынка обречена сокращаться из-за нарастающих проблем. Крупные производители, не входящие в картель (те же Россия и Бразилия), стабильно наращивают добычу без оглядки на какие-либо квоты. Другая заноза в боку картеля – сланцевый бум, который делает крупных покупателей сырья все более независимыми. Благодаря ему США и Канада за последние два года увеличили добычу в среднем на миллион баррелей в сутки, а в 2014 году Штаты добавят еще миллион. Курс Америки на энергонезависимость тревожит ОПЕК давно и небезосновательно: в 2015 году США могут обойти по добыче нефти и Россию, и саудовцев.

Картелю уже недоступен арсенал средств, которым он располагал еще лет десять назад. Резко сократить добычу без ущерба для текущих финансовых операций теперь может только Саудовская Аравия, и в меньшей степени – Эмираты, Катар и Кувейт. Остальные страны, напротив, обречены качать и качать. При первом же серьезном снижении квот у них элементарно не сойдутся бюджеты; для той же Венесуэлы это будет иметь едва ли не фатальные последствия. При этом быстро нарастить добычу опять-таки могут лишь арабы, и то лишь до известного предела. Это последствия в том числе запредельных нефтяных цен, которыми картель хотел наслаждаться как можно дольше и чаще.

Информация о работе Особенности экономического развития стран ОПЕК на примере ОАЭ