Особые региональные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:09, реферат

Краткое описание

Понятие «специальные экономические зоны» объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия фиксируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Существует несколько типологий специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных зон получили распространение

Содержание

1. Программы развития проблемных регионов ………………… 3
2. Специальные экономические зоны …………………………........ 6
3. Региональный аспект развития европейского союза………...….. 8
4. Региональная политика ЕС…………………………………….. 10
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат региональная экономика.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Программы развития  проблемных регионов …………………  3

         2. Специальные экономические зоны  …………………………........ 6

         3. Региональный аспект развития  европейского союза………...….. 8

4. Региональная политика  ЕС…………………………………….. 10

         5. Заключение…………………………………………………….…  13 

ОСОБЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ (ЗОНАЛЬНЫЕ) ФОРМЫ

  1. Программы развития проблемных регионов

Во многих странах с  целью стимулирования социально-экономического развития, преодоления кризисных  ситуаций и более эффективного использования  специфических локальных условий  образуются или выбираются регионы (зоны), для которых применяются  особые методы и механизмы регулирования  экономической деятельности. Наиболее распространенными являются следующие  типы особых региональных форм: проблемные регионы, свободные экономические  зоны, зоны предпринимательства, технополисы. Проблемными регионами считаются такие, которые не могут собственными силами решить свои наиболее острые проблемы и поэтому нуждаются в государственной поддержке.

Территориальное регулирование  в США стало интенсивно развиваться  после «великой депрессии» 1930-х годов.  Федеральное правительство приняло  ряд законодательно-нормативных  актов по поддержке депрессивных регионов с массовой безработицей. С 1960 г. в США действует закон  о развитии пришедших в упадок районов, активизировалась разработка региональных программ развития.

Главной целью программы  провозглашалось создание условий  для здорового образа жизни, получения  разнообразных профессий, увеличения занятости и роста доходов  на основе развития хозяйства. На первом этапе программа включала девять взаимосвязанных подпрограмм: здравоохранение; строительство жилья; образование; охрана почв; использование лесов; восстановление горных выработок; охрана водных источников; водоснабжение и очистка сточных  вод; строительство автодорог.

Аппалачская региональная комиссия является федерально-штатным органом. В ее состав входят губернаторы штатов, охватываемых программой, и представитель  федерального правительства – сопредседатель комиссии. Управление программой «Аппалачи» децентрализовано. Каждый штат – участник программы имеет специальные  подразделения, занимающиеся планированием  и реализацией программных мероприятий  на территории штата. Низший организационный  уровень программы – это рабочие  органы локальных округов, образованных специально для осуществления программных  мероприятий на местах.

Финансирование программы  «Аппалачи» осуществляется из разных источников. Средства из федерального бюджета поступают не только по специальным  позициям. Например, в 1993 г. только на указанные  шесть направлений программы  было выделено 190 млн. долл., а в отдельные  годы федеральные расходы на программу  превышали 600 млн. долл. Средства пополняются за счет действующих федеральных программ помощи регионам.

За время действия программы  «Аппалачи» благосостояние населения  региона значительно выросло, что  отвечает ее главной цели. Общенациональная конференция по проблемам регионального  экономического развития дала положительную  оценку деятельности Аппалачской региональной комиссии и рекомендовала распространить ее опыт решения междуштатных проблем  и на другие проблемные территории.

После принятия закона о  развитии Аппалачей ряд штатов выступили  с требованиями разработки подобных федеральных программ и для других проблемных территорий. Эта инициатива получила правовую поддержку. В соответствии с законом об общественных работах  и экономическом развитии (1965 г.) Министерство торговли получило право  образовывать многоштатные регионы экономического развития для разработки и осуществления стимулирующих программ. В этом же законе определены признаки таких регионов:

  • уровень безработицы существенно превосходит средненациональный;
  • уровень доходов на семью существенно ниже средненационального;
  • неудовлетворительное состояние жилищного фонда, здравоохранения, образования;
  • зависимость экономики региона от 1-2х депрессивных отраслей;
  • значительный отток из региона рабочей силы и (или) капитала;
  • отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, обусловленных научно-техническим прогрессом;
  • ильная зависимость от военных заказов;
  • застой и падение промышленного производства.

Различия уровней развития и пространственных структур европейских  стран обусловливают разные подходы  к выделению проблемных регионов. Для региональной политики европейских  стран характерно, что в ее фокусе находятся не только наиболее отсталые, депрессивные и другие «регрессивные» территории, но и полюса экономического роста, государственная поддержка  которых может оказывать значительное воздействие на структуру и динамику национальной экономики. В развитых европейских странах наиболее типичными  проблемными регионами являются старопромышленные.

Возникновение депрессивных регионов – неизбежное следствие  циклического характера экономического и технологического развития, когда  на смену одним ведущим отраслям и технологическим укладам приходят другие. Затем к ним присоединялись регионы со значительным удельным весом текстильной промышленности и других отраслей, спрос на продукцию которых снижался из-за постепенного перемещения аналогичных производств в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, меньшими экологическими требованиями и другими конкурентными преимуществами.

К настоящему времени в  Западной Европе сложилась определенная система государственного регулирования депрессивных старопромышленных регионов. Общими для ряда стран являются следующие принципиальные положения: 

  • государственная поддержка является необходимым условием подъема кризисных и депрессивных регионов, но государственное вмешательство должно начинаться до того, как региональный кризис уже разразился. Еще на стадии стабильного развития необходимо создавать условия для возникновения новых отраслей;
  • в практике региональной политики следует оперировать не крупными регионами, а внутрирегиональными ареалами, агломерациями и населенными пунктами;
  • приоритетными социальными проблемами являются создание рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, недопущение снижения уровня доходов населения, развитие социальной инфраструктуры;
  • лучше ориентироваться на внутренние ресурсы региона, поскольку развитие на базе внешних ресурсов нестабильно. Однако использование внутренних возможностей невозможно без ломки социальных традиций, образа жизни, перестройки профессиональной структуры занятости.

Происшедшее в 1990 г. объединение  двух германских государств создало  комплекс новых региональных проблем, обусловленных социально-экономическими различиями между западными и  восточными землями. Практически мгновенное государственное объединение при  сохранении всех институтов прежней  ФРГ исключило возможности постепенного сближения экономических и социальных условий Запада и Востока и  эволюционной межрегиональной интеграции. Неизбежными стали шоковые потрясения в экономически более слабых восточных  землях, и многие регионы бывшей ГДР внезапно оказались проблемными. Новая ситуация потребовала разработки и реализации специальной региональной политики. Были приняты специальные  законы, определяющие особый статус восточных  земель.

 

 

2. Специальные экономические  зоны

Понятие «специальные экономические  зоны» объединяет несколько типов  особой организации экономической  жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон  различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия  фиксируются соответствующими нормативно-правовыми  актами. Существует несколько типологий  специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три  основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных  зон получили распространение.

Главный признак свободной  экономической зоны (СЭЗ): на ее территории не действуют таможенные условия (тарифные и нетарифные), обязательные для  основной территории страны, т. е. в  национальном таможенном пространстве СЭЗ является исключением. СЭЗ создаются  с целью привлечения иностранных  инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств. Поскольку  государственная поддержка СЭЗ  требует значительных финансовых средств (прямых инвестиций, компенсаций выпадающих налоговых доходов и др.) и институциональных  усилий (создания специальных законов, контроля и др.), то число создаваемых  СЭЗ не должно быть большим, иначе  формирование и развитие СЭЗ станет вялотекущим, что создаст помехи для развития основной территории страны.

Отбор территорий, которым  предоставляется статус СЭЗ, осуществляется из возможностей получения значительного  эффекта от государственных затрат и предоставляемых экономических  льгот, или же для преодоления  депрессивного (кризисного) состояния  данной территории. В мировой практике имеется ряд разновидностей СЭЗ:

  • зоны свободной торговли;
  • зоны предпринимательства;
  • технико-внедренческие зоны.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) специализируются на операциях  по приему, складированию, обработке  импортируемых товаров для их сбыта на внутреннем рынке. Аналогичные  операции ЗСТ осуществляют по отношению  к экспортируемым товарам. Обычно ЗСТ  создаются в морских портах, аэропортах, местах пересечения транспортных коммуникаций, приграничных регионах. Торговая функция  СЭЗ часто сочетается с промышленно-производственной. Предприятиям, находящимся в СЭЗ, помимо освобождения от таможенных пошлин на импортируемые средства производства и экспортируемую готовую продукцию, предоставляются льготы по налогам, арендной плате, использованию амортизационных отчислений и др. СЭЗ могут специализироваться также на оказании банковских, страховых, туристических и других услуг. СЭЗ с разной специализацией существуют длительное время во многих развитых странах, но особенно быстро распространяются в последние два десятилетия в развивающихся странах.

Для России наиболее интересен  опыт Китая, где создание СЭЗ осуществлялось в рамках общего процесса экономического реформирования. В основном создание СЭЗ дает позитивные результаты.

Зоны предпринимательства  представляют собой локальные территории. Для оживления в них малого и среднего предпринимательства государство и муниципалитеты идут на либерализацию контроля над структурой деятельности, ценами, заработной платой, занятостью, на освобождение от местного налога на имущество, выделение льготных кредитов, разрешение ускоренной амортизации и т. д. Эти льготы и стимулы направлены, прежде всего, на рост инвестиций. Зоны предпринимательства создаются на ограниченный срок. В США предельный срок – от 5 до 20 лет, а в Испании – 3 года с возможностью продления. Анализ эффективности предпринимательских зон, проведенный департаментом жилищного и городского развития Правительства США, выявил, то функционирование зон содействовало созданию новых фирм и расширению действующих; занятость возросла на  7 – 10 % (в большей степени в обрабатывающей промышленности и розничной торговле).

Разновидностью специальных  зон являются технико-внедренческие  зоны, отличающиеся высокой концентрацией  исследовательских и научно-производственных фирм на компактной территории. К технико-внедренческим  зонам относятся технополисы, научные парки, технопарки. Чаще всего они создаются на базе университетов или путем реструк­туризации промышленных зон. Поддержка развития зон со стороны государства и муниципалитетов оказывается в виде заказов на разработки, льготной или бесплатной аренды производственных и офисных помещений, предоставления лабораторного оборудования, проведения экспертизы изобретений, содействия в получении кредитов.

 

 

 

 

3. Региональный аспект  развития  Европейского союза

 

Образование и развитие Европейского союза (ЕС) является одним из важных достижений интеграционных процессов XX века. Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС), созданное в соответствии с Римским договором 1957 г., вначале  объединяло шесть стран: Бельгию, Германию, Италию, Люксембург, Нидерланды и Францию. В 1973 г. к ЕЭС присоединились еще  три страны: Великобритания, Дания, Ирландия, а затем в 1981 г. – Греция и в 1986 г. – Испания и Португалия. В 1990 г. территория ЕЭС расширилась  за счет восточных земель объединенной Германии. И в 1992 г. число членов сообщества возросло до 15 в результате вхождения  в него Австрии, Швеции, Финляндии. Расширение ЕЭС (с 1993 г.) Вхождение в ЕЭС менее развитых периферийных европейских стран, к тому же внутренне неоднородных, существенно усиливало межрегиональную социально-экономическую дифференциацию. Это создавало дополнительные трудности для реальной интеграции.

Информация о работе Особые региональные формы