Особые региональные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:09, реферат

Краткое описание

Понятие «специальные экономические зоны» объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия фиксируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Существует несколько типологий специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных зон получили распространение

Содержание

1. Программы развития проблемных регионов ………………… 3
2. Специальные экономические зоны …………………………........ 6
3. Региональный аспект развития европейского союза………...….. 8
4. Региональная политика ЕС…………………………………….. 10
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат региональная экономика.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

По уровню экономического развития в настоящее время страны ЕС условно делятся на три группы:

1) «богатый» Север (Бельгия,  Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Швеция и  северная Италия);

2) менее развитый Юг (Португалия, Испания, Греция, южная Италия);

3) особая периферия (Ирландия, Финляндия).

Максимальное соотношение  между странами по величине ВВП на душу населения – 2,6 раза (Люксембург и Греция). То же по величине ВРП на душу населения – примерно 4,5 раза. Различие между 10 наиболее развитыми  и 10 наименее развитыми регионами  по этому же индикатору – 3,1 раза, а различие между 25 наиболее развитыми и 25 наименее развитыми – 2,5 раза. Динамика межрегиональной дифференциации складывается под влиянием двух тенденций: сближения регионов (конвергенции) внутри «старого» сообщества и усиления дифференциации в результате включения в ЕС менее развитых стран с большой внутренней социально-экономической неоднородностью. Например, после вхождения в ФРГ восьми земель бывшей ГДР пять из них вошли в перечень десяти наиболее отсталых регионов ЕС.

Свидетельством эффективности  функционирования экономического пространства ЕС является постепенное подтягивание отстающих регионов к среднему уровню. Ежегодный темп прироста ВВП в  четырех наиболее отсталых странах (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) на 0,75-1,75 пункта превышает средний  темп по ЕС. За 10 лет (1986-1996 гг.) уровень  душевого ВВП в 10 самых бедных регионах ЕС вырос с 41 до 50 % от среднего уровня.

Экономическое пространство современного ЕС имеет довольно сложную  структуру. Наиболее экономически развитый пояс простирается от северо-западной части Англии до севера Италии. В  нем особо выделяется «центральный полюс роста» - регион на стыке Франции, Бельгии, Люксембурга и Германии, сосредоточивающий 25 % всего населения  и 30 % производства ВВП ЕС.

Наименее развиты заморские  территории Франции, Испании и Португалии, но, несмотря на то, что географически  они не входят в европейский континент, эти территории включаются в ЕС. Значительная часть европейской  периферии относится к различным  типам проблемных регионов. В целом по ЕС регионы, относимые к депрессивным и отсталым, занимают более половины территории, и проживает в них около трети всего населения.

Европейская интеграция строится как экономически взаимовыгодный процесс  для всех входящих в него стран. Однако интеграция не всегда автоматически  ведет к уменьшению межрегиональных  различий: каждое очередное расширение состава ЕС означало увеличение межрегиональных  различий. Страны – члены ЕС сознательно  шли на это, рассчитывая, что в  дальнейшем интеграционный эффект перекроет  негативные моменты вхождения в  союз экономически менее развитых партнеров. Однако практика ЕС показывает, что  механизм рыночной конкуренции в  рамках ЕС может не только улучшать, но и ухудшать положение отдельных  регионов. Для противоположной группы регионов экономическая интеграция создает ряд угроз: отток капитала, квалифицированных кадров и молодежи, потерю конкурентоспособности производств, не защищаемых национальными протекционистскими мерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Региональная политика ЕС

 

Усилению дифференциации регионов в европейском масштабе часто способствуют структурные  сдвиги в производстве, технологические  инновации, дезурбанизация, перестройка  экономических отношений с третьими странами и другие обстоятельства. Поэтому для уменьшения межрегиональных  социально-экономических контрастов и увеличения эффективности межрегиональной  интеграции в масштабах ЕС необходима наднациональная региональная политика, дополняющая и усиливающая региональную политику государств – членов ЕС.

Обновленный Договор о  Евросоюзе (1987 г.) имеет раздел V «Экономическое и социальное сплочение», в котором (ст. 130, а) предусматривается гармоничное  развитие Сообщества и расширение его  деятельности, направленной на укрепление социального и экономического сплочения. Термин «сплочение» (cohesion) в словаре ЕС понимается, как подтягивание менее развитых территорий ЕС к уровню экономического развития его исторического центра через солидарные действия всех стран – членов ЕС.

В 1987 г. в докладе «Единые  акты должны иметь успех: новые перспективы  для Европейского сообщества» были сформулированы пять основных целей  наднациональной региональной политики:

1)   содействие структурной  перестройке и развитию отсталых  регионов. Основными мерами по  достижению этой цели являются  привлечение инвестиций, создающих  рабочие места, развитие производственной  инфраструктуры, содействие выявлению  собственных источников роста,  поощрение образования, переподготовка  кадров и др.;

2)   содействие перестройке и развитию промышленных депрессивных регионов с высокой безработицей и снижающимся уровнем производства. Под эту цель подпадают регионы, где доля безработных вследствие сокращения числа занятых в промышленности выше средней величины в ЕС; доля промышленных рабочих в общей численности занятых превышает средний уровень в ЕС. Мерами по достижению  цели являются привлечение инвестиций в новые страны, перепрофилирование предприятий, модернизация инфраструктуры, стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), содействие малому бизнесу, переподготовка кадров и др.;

3)   борьба с долговременной безработицей. Критерием здесь служит число лиц старше 25 лет, ищущих работу и находящихся без работы более месяца;

4)   помощь по включению молодежи в трудовую жизнь. Критерий отбора – численность молодежи до 25 лет, ищущей работу;

5)   содействие аграрной политике с выделением двух подцелей: модернизация и развитие производств, обслуживающих сельское хозяйство, подготовка, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции; содействие развитию сельских ареалов.

Указанные цели остаются неизменными  до настоящего времени. После вхождения  в ЕС Швеции и Финляндии добавилась шестая цель – развитие регионов с  очень низкой плотностью населения (менее 8 чел. на кв. км), т. е. регионов европейского Севера. Меры поддержки этих регионов направлены на то, чтобы стабилизировать  население.

В основе организации и  реализации наднациональной политики ЕС лежат три принципа, отражающих идеологию европейской интеграции. Это партнерство, субсидиарность, дополняемость. Применительно к региональной политике партнерство – это тесная координация действий между ЕС, национальными правительствами, региональными и местными органами власти. Субсидиарность – одна из основ федерализма – означает, что проблемы должны решаться там, где они возникают, а «вверх» передаются только полномочия, которые не могут выполняться или выполняются неэффективно «внизу». Принцип дополняемости применяется при аккумулировании ресурсов для поддержки регионов. Они должны складываться из дополняющих друг друга источников: средств ЕС и национальных (общественных и частных) инвестиций.

Помимо субсидий – безвозмездной  помощи, предоставляемой структурными органами, в ЕС создаются также  возможности получения для региональных нужд льготных займов Европейского инвестиционного  банка под гарантии бюджета ЕС. Например, в 1998 г. свыше 70 % займов этого  банка предназначалось проектам, реализуемым в проблемных регионах.

Цели и принципы общей  региональной политики ЕС реализуются  при распределении ресурсов структурных  фондов. Правила распределения средств  пересматриваются примерно раз в  пять лет, но возможны и отдельные  промежуточные корректировки, например, связанные с вступлением в  ЕС новых членов. За период 1994 – 

1999 гг. консолидированные  средства структурных фондов  составили 154,5 млрд. экю в ценах  1994 г., или 163 млрд. евро в ценах  1999 г. Это примерно треть бюджета  ЕС.

Длительное время основной формой реализации региональной политики ЕС (на базе средств структурных фондов) являются программы, или планы совместного развития. Наряду с программами поддержки регионов, осуществляемыми по предложе­ниям национальных правительств и совместно с ними, ЕС реализует инициативные, собственные программы. Объектами этих программ являются проблемы конкретных регионов. На инициативы ЕС выделяется 9 % всего бюджета наднациональной региональной политики. В 1994 – 1999 гг. осуществлялось 13 инициатив, которые привели к принятию более 500 конкретных программ, осуществляемых во всех странах ЕС.

По основным направлениям регионального развития можно выделить страны-лидеры. Например, США, Канада и  Австралия обладают интересным опытом разработки и реализации крупных  региональных программ, в том числе  по хозяйственному освоению новых регионов. Германия имеет серьезные достижения в развитии кооперативного федерализма  и интеграции. Нидерланды имеют сложившиеся  традиции в пространственном планировании, Франция – значительные успехи в  децентрализации национальной экономики, а Китай – в создании особых экономических зон. Россия – страна, уникальная по региональному многообразию, не может удовлетвориться слепым копированием опыта, она способна  найти интересные для себя подходы  к решению важных региональных проблем  на опыте многих стран. При этом утверждения  о самобытности, исключи­тельности и неповторимости России не должны восприниматься как непреодолимый барьер для продуктивной селекции зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Понятие «специальные экономические  зоны» объединяет несколько типов  особой организации экономической  жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон  различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия  фиксируются соответствующими нормативно-правовыми  актами. Существует несколько типологий  специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три  основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных  зон получили распространение.

Главный признак свободной  экономической зоны (СЭЗ): на ее территории не действуют таможенные условия (тарифные и нетарифные), обязательные для  основной территории страны, т. е. в  национальном таможенном пространстве СЭЗ является исключением. СЭЗ создаются  с целью привлечения иностранных  инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств. Поскольку  государственная поддержка СЭЗ  требует значительных финансовых средств (прямых инвестиций, компенсаций выпадающих налоговых доходов и др.) и институциональных  усилий (создания специальных законов, контроля и др.), то число создаваемых  СЭЗ не должно быть большим, иначе  формирование и развитие СЭЗ станет вялотекущим, что создаст помехи для развития основной территории страны.

 


Информация о работе Особые региональные формы