Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:09, реферат
Понятие «специальные экономические зоны» объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон различаются по назначению (функциям) и механизмам регулирования. Во всех случаях особые экономические условия фиксируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Существует несколько типологий специальных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа зоны: свободной торговли, предпринимательства и реконверсии. В России далеко не все типы специальных зон получили распространение
1. Программы развития проблемных регионов ………………… 3
2. Специальные экономические зоны …………………………........ 6
3. Региональный аспект развития европейского союза………...….. 8
4. Региональная политика ЕС…………………………………….. 10
5. Заключение
По уровню экономического развития в настоящее время страны ЕС условно делятся на три группы:
1) «богатый» Север (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Швеция и северная Италия);
2) менее развитый Юг (Португалия, Испания, Греция, южная Италия);
3) особая периферия (Ирландия, Финляндия).
Максимальное соотношение между странами по величине ВВП на душу населения – 2,6 раза (Люксембург и Греция). То же по величине ВРП на душу населения – примерно 4,5 раза. Различие между 10 наиболее развитыми и 10 наименее развитыми регионами по этому же индикатору – 3,1 раза, а различие между 25 наиболее развитыми и 25 наименее развитыми – 2,5 раза. Динамика межрегиональной дифференциации складывается под влиянием двух тенденций: сближения регионов (конвергенции) внутри «старого» сообщества и усиления дифференциации в результате включения в ЕС менее развитых стран с большой внутренней социально-экономической неоднородностью. Например, после вхождения в ФРГ восьми земель бывшей ГДР пять из них вошли в перечень десяти наиболее отсталых регионов ЕС.
Свидетельством эффективности функционирования экономического пространства ЕС является постепенное подтягивание отстающих регионов к среднему уровню. Ежегодный темп прироста ВВП в четырех наиболее отсталых странах (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) на 0,75-1,75 пункта превышает средний темп по ЕС. За 10 лет (1986-1996 гг.) уровень душевого ВВП в 10 самых бедных регионах ЕС вырос с 41 до 50 % от среднего уровня.
Экономическое пространство современного ЕС имеет довольно сложную структуру. Наиболее экономически развитый пояс простирается от северо-западной части Англии до севера Италии. В нем особо выделяется «центральный полюс роста» - регион на стыке Франции, Бельгии, Люксембурга и Германии, сосредоточивающий 25 % всего населения и 30 % производства ВВП ЕС.
Наименее развиты заморские
территории Франции, Испании и Португалии,
но, несмотря на то, что географически
они не входят в европейский континент,
эти территории включаются в ЕС.
Значительная часть европейской
периферии относится к
Европейская интеграция строится
как экономически взаимовыгодный процесс
для всех входящих в него стран. Однако
интеграция не всегда автоматически
ведет к уменьшению межрегиональных
различий: каждое очередное расширение
состава ЕС означало увеличение межрегиональных
различий. Страны – члены ЕС сознательно
шли на это, рассчитывая, что в
дальнейшем интеграционный эффект перекроет
негативные моменты вхождения в
союз экономически менее развитых партнеров.
Однако практика ЕС показывает, что
механизм рыночной конкуренции в
рамках ЕС может не только улучшать,
но и ухудшать положение отдельных
регионов. Для противоположной группы
регионов экономическая интеграция
создает ряд угроз: отток капитала,
квалифицированных кадров и молодежи,
потерю конкурентоспособности
Усилению дифференциации
регионов в европейском масштабе
часто способствуют структурные
сдвиги в производстве, технологические
инновации, дезурбанизация, перестройка
экономических отношений с
Обновленный Договор о Евросоюзе (1987 г.) имеет раздел V «Экономическое и социальное сплочение», в котором (ст. 130, а) предусматривается гармоничное развитие Сообщества и расширение его деятельности, направленной на укрепление социального и экономического сплочения. Термин «сплочение» (cohesion) в словаре ЕС понимается, как подтягивание менее развитых территорий ЕС к уровню экономического развития его исторического центра через солидарные действия всех стран – членов ЕС.
В 1987 г. в докладе «Единые акты должны иметь успех: новые перспективы для Европейского сообщества» были сформулированы пять основных целей наднациональной региональной политики:
1) содействие структурной
перестройке и развитию
2) содействие перестройке и развитию промышленных депрессивных регионов с высокой безработицей и снижающимся уровнем производства. Под эту цель подпадают регионы, где доля безработных вследствие сокращения числа занятых в промышленности выше средней величины в ЕС; доля промышленных рабочих в общей численности занятых превышает средний уровень в ЕС. Мерами по достижению цели являются привлечение инвестиций в новые страны, перепрофилирование предприятий, модернизация инфраструктуры, стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), содействие малому бизнесу, переподготовка кадров и др.;
3) борьба с долговременной безработицей. Критерием здесь служит число лиц старше 25 лет, ищущих работу и находящихся без работы более месяца;
4) помощь по включению молодежи в трудовую жизнь. Критерий отбора – численность молодежи до 25 лет, ищущей работу;
5) содействие аграрной политике с выделением двух подцелей: модернизация и развитие производств, обслуживающих сельское хозяйство, подготовка, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции; содействие развитию сельских ареалов.
Указанные цели остаются неизменными до настоящего времени. После вхождения в ЕС Швеции и Финляндии добавилась шестая цель – развитие регионов с очень низкой плотностью населения (менее 8 чел. на кв. км), т. е. регионов европейского Севера. Меры поддержки этих регионов направлены на то, чтобы стабилизировать население.
В основе организации и
реализации наднациональной политики
ЕС лежат три принципа, отражающих
идеологию европейской
Помимо субсидий – безвозмездной
помощи, предоставляемой структурными
органами, в ЕС создаются также
возможности получения для
Цели и принципы общей региональной политики ЕС реализуются при распределении ресурсов структурных фондов. Правила распределения средств пересматриваются примерно раз в пять лет, но возможны и отдельные промежуточные корректировки, например, связанные с вступлением в ЕС новых членов. За период 1994 –
1999 гг. консолидированные средства структурных фондов составили 154,5 млрд. экю в ценах 1994 г., или 163 млрд. евро в ценах 1999 г. Это примерно треть бюджета ЕС.
Длительное время основной формой реализации региональной политики ЕС (на базе средств структурных фондов) являются программы, или планы совместного развития. Наряду с программами поддержки регионов, осуществляемыми по предложениям национальных правительств и совместно с ними, ЕС реализует инициативные, собственные программы. Объектами этих программ являются проблемы конкретных регионов. На инициативы ЕС выделяется 9 % всего бюджета наднациональной региональной политики. В 1994 – 1999 гг. осуществлялось 13 инициатив, которые привели к принятию более 500 конкретных программ, осуществляемых во всех странах ЕС.
По основным направлениям регионального развития можно выделить страны-лидеры. Например, США, Канада и Австралия обладают интересным опытом разработки и реализации крупных региональных программ, в том числе по хозяйственному освоению новых регионов. Германия имеет серьезные достижения в развитии кооперативного федерализма и интеграции. Нидерланды имеют сложившиеся традиции в пространственном планировании, Франция – значительные успехи в децентрализации национальной экономики, а Китай – в создании особых экономических зон. Россия – страна, уникальная по региональному многообразию, не может удовлетвориться слепым копированием опыта, она способна найти интересные для себя подходы к решению важных региональных проблем на опыте многих стран. При этом утверждения о самобытности, исключительности и неповторимости России не должны восприниматься как непреодолимый барьер для продуктивной селекции зарубежного опыта.
Заключение.
Понятие «специальные экономические
зоны» объединяет несколько типов
особой организации экономической
жизни на компактных территориях. Типы
и подтипы специальных зон
различаются по назначению (функциям)
и механизмам регулирования. Во всех
случаях особые экономические условия
фиксируются соответствующими нормативно-правовыми
актами. Существует несколько типологий
специальных экономических зон.
Например, эксперты ОЭСР выделяют три
основных типа зоны: свободной торговли,
предпринимательства и
Главный признак свободной
экономической зоны (СЭЗ): на ее территории
не действуют таможенные условия (тарифные
и нетарифные), обязательные для
основной территории страны, т. е. в
национальном таможенном пространстве
СЭЗ является исключением. СЭЗ создаются
с целью привлечения