Особые экономические зоны: цели и условия их создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Потребности государств в эффективном использовании географических, административных, экономических преимуществ определенных территорий привели к идее создания свободных экономических зон (СЭЗ).
Помимо термина свободная экономическая зон; иногда используют термины специальная экономическая зона (СЭЗ), зона свободного предпринимательства или особая экономическая зона (ОЭЗ). Все им соответствует общая характеристика, а именно - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦЭКОНОМИКА Реф..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

«Сибирская академия государственной службы»

 

Кафедра государственного регулирования экономики

 

 

 

Реферат

По дисциплине национальная экономика

Тема: «Особые экономические зоны: цели и условия их создания»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

 группы 08121

Видилина Ирина Алексеевна

Проверила: Заведующий кафедрой,

профессор кафедры, д.э.н., доцент

Русалёва Людмила Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2011 год

Содержание

 

Введение

Потребности государств в эффективном использовании географических, административных, экономических преимуществ определенных территорий привели к идее создания свободных экономических зон (СЭЗ).

Помимо термина свободная  экономическая зон; иногда используют термины специальная экономическая зона (СЭЗ), зона свободного предпринимательства или особая экономическая зона (ОЭЗ). Все им соответствует общая характеристика, а именно - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Эта тема актуальна, так как создание особых экономических зон является эффективным инструментом развития экономики и обуславливает усиление конкурентоспособности на мировом рынке. Цель работы – определить, какую роль играет создание особых экономических зон в развитии экономики РФ. Для этого требуется выполнить следующие задачи: изучить эффективность функционирования особых экономических зон, определить цель, особенности и основные проблемы их создания.

Создание особых экономических  зон является одним из приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации.

 

1. Практика формирования  экономических зон

 

Создание и развитие зон началось со второй половины XX века. В западной Европе, в начале 1990-х  г. XX столетия, уже действовало около 100 зон; в Швейцарии — 26, Испании — 22, Италии — 11, но Франции — 10, в Финляндии — 7, в Германии — 6, в России — 11 . Поданным Организации Объединенных Наций но промышленному развитию (ЮПИ-ДО) па начало 2006 г. в 120 странах мира насчитывалось около 3000 СЭЗ, в которых создавалось экспортной продукции на сумму около $600 млрд и обеспечивалось рабочими местами до 50 млн человек.

В России вместо принятого  в мировой практике понятия СЭЗ  использовался термин зона свободного предпринимательства. Так, в начале 1990 г. по решению первой сессии Верховного Совета РСФСР были созданы зоны в городах Находка (24 октября 1990 г.), Ленинград и Выборг (12 мая 1991 г.), Зеленоград (25 мая 1991 г). В Сахалинской 1 Читинской области (27 мая 1991 г.), Калининградской и Еврейской автономной области (3 июня 1991 г.), в Алтайском крае, в Кемеровской и Новгородской области (6 июня 1991 г.). Эти зоны должны были решить целый комплекс актуальных задач, однако надежды, которые на них возлагались, не оправдались. Это связано тем, что в этот период в социально-экономической системе России существовали значительные дефекты, которые не позволили в полной мере оптимизировать процесс формирования и функционирования зон. Отсутствовала четкая стратегия и тактика развития СЭЗ, не была полностью сформирована общая финансово-кредитная система РФ, в частности, отсутствовали механизмы гарантий, предоставляемых инвесторам.

В конце 1990-х гг. в России формируются наукограды и технопарки. Ряд исследователей относит их к специальным экономическим зонам.

Наукоград — это городское поселение, образовавшееся вследствие строительства крупных научно-технических комплексов (с середины 1930 до 1970-х гг.) Комплексы создавались для решения приоритетных задач в сфере государственной обороны.

Одной из первостепенных задач государства в сфере развития малого технологического бизнесе является создание технопарков. Основная волна создания технопарков в России приходится на начале 1990-х гг. Инициаторами выступали вузы, создававшие технопарки в качестве своих структурных подразделений, которые не являлись реально действующими организациями, способными инициировать создавать и поддерживать малые инновационные предприятия. В отдельных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая давала возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Первые технопарки возникли в Томске (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) и в г. Зеленограде Московской области (Московский государственный технический университет электронной техники). Затем были созданы университетские технопарки па базе МГУ им М. В. Ломоносова, МЭИ (ТУ), МИФИ (ТУ). Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Саратовского государственного технического университета. Уральского государственного технического университета.

Следует отметить, что  большого интереса к возникающим проблемам формировании и развития технопарков с момента их создания, не было ни со стороны государства и крупного бизнеса, ни со стороны Российской академии наук (РАН) и ведущих научных центров. Университетские технопарки развивались практически без всякой финансовой, материально-технической, законодательной и нормативной поддержки. Небольшая государственная помощь оказывалась университетским технопаркам Минобразованием России через объявляемые научно-технические программы развития инновационной деятельности в системе высшей школы России. Однако с 2004 г. программы отменили, и университетские технопарки, которые заложили в России основы инновационного предпринимательства, оказались без господдержки.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

    • зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
    • промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
    • технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
    • туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
    • сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
    • комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, в Калининградской  области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской  области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены  в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

По степени интеграции в экономику:

    • зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
    • анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот:

    • налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
    • таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
    • таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
    • финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
    • административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

 

2 Цели создания особых экономических зон

Цели создания с точки  зрения государства:

    • привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
    • создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
    • развитие экспортной базы.
    • импортозамещение.
    • апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки  зрения инвесторов

    • освоение новых рынков сбыта.
    • приближение производства к потребителю.
    • минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
    • доступ к инфраструктуре.
    • использование более дешёвой рабочей силы.
    • снижение административных барьеров.
    • развитие территории.

Особые экономические  зоны в России создаются в целях  развития:

  • обрабатывающих отраслей экономики;
  • высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
  • производства новых видов продукции, которые не выпускаются в стране;
  • транспортной инфраструктуры;
  • туризма;
  • санаторно-курортных зон.1

3. Процесс формирования особых экономических зон

Анализ процесса формирования зон показал, что на этой стадии существуют следующие проблемы, требующие своего решения:

    • рационализация выбора региона для участия в ОЭЗ;
    • финансирование и материальное обустройство зон;
    • формирование стимулирующих условий инвестиционной деятельности.

Отсутствие конструктивных критериев и признаков выбора претендента привели к тому, что при отборе заявок на создание ОЭЗ основное внимание уделялось не качеству их содержания, а будущим доходам бюджетов, объемам инвестиций.

Первоначально предполагалось, что создание и развитие зон должно стать инструментом развития слабых и отсталых регионов России, импульсом формирования их экономического потенциала. Однако в дальнейшем появилось требование к регионам, реально претендующим на создание ОЭЗ, иметь стабильную экономику, опыт реализации крупных инвестиционных проектов.

Возникает реальная угроза того, что формирование зон еще больше увеличит разрыв, который существует между дотационными и донорскими регионами России. Следовательно, первоначальная цель, которую ставило государство перед зонами, а именно развитие слабых и отсталых регионов, достигнута быть не может.

Следует отметить также  проблему, связанную с обеспечением участия в зоне одновременно нескольких регионов: отсутствие четко прописанных в законе условий участия регионов, территориально близко расположенных друг к другу лишает возможности создания одной зоны для двух и более регионов.

Средства на обустройство зон регионы  должны получать из федерального бюджета. Однако финансирование инфраструктуры зон Федеральным центром производится зачастую не регулярно и не в должных объемах. Возникает необходимость привлечения средств регионального и местных бюджетов. Но здесь, в свою очередь, встает вопрос, связанный с ограниченностью финансового и ресурсного потенциала и дифференциацией бюджетных возможностей регионов.

На сегодняшний день созданные институциональные механизмы не соответствуют задаче привлечения инвестиций в ОЭЗ. Инвесторы, в частности, связанные с высокотехнологичным производством, не спешат вкладывать средства в зоны. Объем предоставляемых льгот зарубежным инвесторам в России на порядок ниже тех, которые например, предоставляются компаниям- резидентам в Китае и Индии. Свою дестимулирующую роль играет при этом отсутствие специальных гарантий защиты инвестиций.

Для установления рабочего взаимодействия между РосОЭЗ и соответствующими федеральными и городскими структурами не регламентированы бюрократические процедуры, нет достаточного \ количества подзаконных актов. Существует нечеткости в определении статуса РосОЭЗ и характера решаемых задач. Это приводит к межведомственной борьбе федеральных и городских структур, что не способствует эффективному развитию зон.

Кроме того, у администрации  города, на территории которого расположена зона, недостаточно полномочий, чтобы контролировать происходящий процесс, влиять на решения федеральных властей.

Имеет место рассогласование региональных и федеральных интересов. В первую очередь это касается проблемы занятости. Как правило, зоны созданы в тех регионах, где отсутствует проблема безработицы среди нужных ей специалистов. Кроме того, в зонах предполагается набор персонала из других регионов РФ, и ближнего зарубежья. И здесь могут возникнуть серьезные проблемы, связанные:

• с необходимостью обеспечения привлекаемых из других регионов специалистов дефицитным жильем;

• неполным использованием имеющегося научного и технического потенциала региона, на территории которого создается зона.

• переизбытком высококвалифицированных кадров в регионе по истечении срока работы зоны. Существует серьезная проблема налаживания

внутренних взаимодействий в зоне. Как правило, организации и предприятия не связаны между собой, существует труднопреодолимое разделение между фундаментальной наукой и прикладными исследованиями. Нет механизма трансферта знаний, который способен преобразовать научные результаты в технологии. Эту проблему, как правило, федерального уровня ни регион, ни зона самостоятельно решить не могут.

Информация о работе Особые экономические зоны: цели и условия их создания