Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:01, реферат
Потребности государств в эффективном использовании географических, административных, экономических преимуществ определенных территорий привели к идее создания свободных экономических зон (СЭЗ).
Помимо термина свободная экономическая зон; иногда используют термины специальная экономическая зона (СЭЗ), зона свободного предпринимательства или особая экономическая зона (ОЭЗ). Все им соответствует общая характеристика, а именно - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
Несмотря па достаточно длительный срок, прошедший с начала момента формирования зон (с 2005 г.). до сих пор имеется ряд серьезных проблем связанных оптимизацией этого процесса. В первую очередь это касается получения статуса резидента, процедуры оценки степени выполнения требований заявителей Экспертным советом по ОЭЗ.
Как гласит закон ФЗ № 116-ФЗ: «Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель... или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ па территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим ФЗ».
Чтобы стать резидентом, компании необходимо выполнение трех блоков требований.
Первый блок определяет, что резидент в течение срока действия соглашения обязуется вести технико-внедренческую деятельность, т. е. его деятельность должна вписываться в тематику конкретной зоны. Второй блок требует соблюдения сроков подготовки и представления резидентом в органы управления ОЭЗ проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом. Третий блок определяет платежеспособность будущего резидента, наличие у него финансовых средств. Затем собранная информация о компании выносится на экспертный совет, и только после его одобрения органы управления ОЭЗ выдают резиденту свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.
По первому блоку требований у будущих резидентов, как правило, не возникает трудностей, так как в большинстве случаев компания-заявитель уже работает в области, близкой к объявленной тематике зоны. Но в то же время, анализ исследуемого материала по данному вопросу показывает, что, во-первых, происходит расширение первоначально объявленной тематики, а во-вторых, новые направления деятельности зоны выбираются таким образом, что она может впоследствии потерять собственную специфику. В результате имеет место излишнее дублирование деятельности зон, при этом непокрытыми остаются многие важные направления технологического развития.
Просматривается тесная
связь между формой бизнес-плана
и получением заявителем банковских
средств. В форме бизнес-плана, представляемого
будущим резидентом для заключения
(изменения) соглашения о ведении
технико-внедренческой
Оценку бизнес-плана проводит Экспертный совет. .Экспертный совет формируется РосОЭЗ в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению ОЭЗ. Совет проводит экспертную оценку бизнес-плана на основании критериев, установленных Минэкономразвития России и выносит одно из двух решении: о поддержке бизнес-плана или об отказе в его поддержке.
Для привлечения резидентов в зоны необходимо создать дли них благоприятные условия и стимулы. Следует отметить, что индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории зоны, хотя их деятельность не регламентируется нормами законодательства об ОЭЗ.
Важнейшие стимулы экономической деятельности в ОЭЗ, предусмотренных существующим законодательством: налоговые льготы, а именно: налог на прибыль; транспортный налог; земельный налог; налог на имущество организации; социальный налог; налог на добавленную стоимость. Введен также льготный таможенный режим. Еще одним стимулом является право выкупа земли па льготных условиях, на которой построены объекты резидента. Положительным моментом является то, что резидентам не надо платить за присоединение к электрическим и инженерным сетям. Главной льготой для резидентов ОЭЗ будет гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах (ст. 38), за исключением акцизов.
Серьезных проблем, связанных непосредственно с налогом на прибыль, у резидентов нет. Однако могут возникнуть определенные сложности при оформлении резидентом годового налогового отчета, в частности, связанные с затруднениями при списании НИОКР с момента их осуществления на себестоимость. Казус возникает при получении льгот по транспортному налогу. Резиденты, зарегистрированные позднее, поставлены в неравные условия по сравнению с теми, кто стал резидентом в начале периода создания зоны. Очевидно, что для устранения данного недостатка необходимо привязать окончание срока действия льготного режима не к конкретной дате, а к определенному периоду времени, например, 5 годам с момента постановки транспортного средства на учет.
В отношении земельного налога резидентам всех ОЭЗ согласно п. 9 ст. 395 Налогового кодекса РФ предоставляется освобождение от его уплаты в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ. сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок. Эта льгота будет применяться к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки (ст. 395 НК). В законодательстве о налогах и сборах РФ в части налога на имущество организаций-резидентов ОЭЗ отсчет срока действия льготного режима начинается с момента включения организации в реестр резидентов ОЭЗ. Однако для инвестора было бы предпочтительнее, если бы этот отсчет производился с момента ввода объекта в эксплуатацию и начала выпуска продукции или оказания услуг.
Несовершенной оказывается и правоприменительная практика в части освобождения предприятия от данного налога. Так, несмотря на точно обозначенные сроки (5 лет), в течение которых резидент освобождается от уплаты имущественного налога, тем не менее, уже известны отклонения от их выполнения.2
В России с начала 1990-х гг. возникло многообразие институциональных территориальных образовании, таких как наукограды, технопарки, специальные экономические зоны и т. д. Однако, несмотря на существующее разнообразие имеющихся видов этих образований, в 2005 г. возникают особые экономические зоны. Это, связывают, как правило, с тем, что прежние образования не смогли решить ряд актуальных задач экономического развития, например, таких, как привлечение передовых технологий, создание новых рабочих мест, развитие экспортной базы и т. д.
Вновь созданные зоны, в отличие от ранее существовавших, по замыслу их создателей, должны быть направлены на решение стратегических задач развития страны в целом или отдельной территории путем не только специализации, но и создания фактически цепочек добавленной стоимости от разработки до реализации научно-технических идей. Но законодательные инициативы и их конкретная реализация не смогли создать эффективных механизмов формирования и функционирования этих зон. В результате возник комплекс проблем, который не дает возможность воплотить желаемое на практике. В частности, отсутствие должного внимания к качеству заявок претендентов привело к нерациональному выбору региона для ОЭЗ.
Следует создать условия для обеспечения эффективного взаимодействия региона с органами государственной власти; найти баланс интересов федеральных, региональных и муниципальных структур, в частности, связанных с использованием имеющегося научного и технического потенциала региона. Важной задачей является налаживание как внутренних взаимодействий между резидентами зон, так и их внешних взаимодействий с нерезидентами — организациями и предприятиями, имеющими отношение к деятельности зон. Необходима единая политика на федеральном уровне в сфере формирования задач для зон, позволяющая избежать излишнего дублирования деятельности зон, обеспечить жесткое разграничение ОЭЗ по типам деятельности.
2
О.Г Голиченко, Е.В. Акинфеева Особые экономические
зоны технико-внедренческого типа: иллюзии
и реалии//Инновации,-2009.-№6.-
Информация о работе Особые экономические зоны: цели и условия их создания