Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:51, реферат
Новое законодательство России о техническом регулировании сделало большой шаг вперед по пути гармонизации с международной практикой.
Наиболее значимым достижением является приведение иерархической структуры нормативных документов в соответствие с положениями Соглашения Всемирной торговой организации «О технических барьерах в торговле)».
Саратовский государственный социально-экономический институт
Российского экономического
на тему:
Отличительные особенности системы стандартизации в США от
Выполнил:
Студент 4 курса 15 группы ФЭМ
Мацак Артем Валерьевич
Саратов 2013
Мне хотелось бы сравнить системы стандартизации в США и России по следующим аспектам:
- Субординация и содержание нормативных документов
- Структура технического регулирования
- Разработка и применение стандартов
1. Субординация и содержание нормативных документов
Новое законодательство России о техническом регулировании сделало большой шаг вперед по пути гармонизации с международной практикой.
Наиболее значимым достижением
является приведение иерархической
структуры нормативных
Несмотря на формальную разницу в употребляемых терминах, законодательство России и США четко делит нормативную техническую информацию на две категории: первая - технические регламенты; вторая - стандарты.
Принципиальная разница
между этими категориями
Стандарт, в свою очередь,
является деталировкой принципов, заложенных
в технических регламентах: эта
деталировка достигается путем
описания технических характеристик
продукции, услуги или процесса, соблюдение
которых делает данную продукцию, услугу
или процесс безопасным для жизни
и здоровья человека и окружающей
среды. Как правило, рыночная экономика
и связанная с ней конкуренция,
допускают возможность
Юридическая сила технических регламентов и стандартов определяется задачами, которые решаются каждой из этих двух категорий нормативных документов. Так, положения технических регламентов являются принципиальными и, как следствие, обязательными к соблюдению всеми лицами (государственными, физическими и юридическими) на всей территории страны.
В отличие от регламентов, стандарты являются добровольными нормативными документами, каждый из которых может предлагать альтернативный путь достижения безопасности. Понятие «стандарт» в новом законодательстве о техническом регулировании трактуется гораздо шире, чем это было принято в советском и постсоветском законодательстве. А именно, под термином «стандарт» подразумевается любой нормативный документ, применение которого основано на принципе добровольности. Таким образом, независимо от ярлыка документа - будь то «руководство», «методика», «указания», «нормы и правила», «инструкции» и проч. - все нормативные документы добровольного применения относятся к категории «стандарты».
2. Структура технического регулирования
Наиболее существенной точкой соприкосновения российской и американской систем технического регулирования является их двухярусная структура. Верхний ярус - нормативно-правовой и правовой и надзорный - составляют законы и подзаконные акты центральных государственных органов и административные функции государственных органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства.
Нижний ярус - нормативно-технический - представляет из себя комплекс стандартов, технических условий и методической и справочной информации, производством и употреблением которой в той или иной форме занимаются все без исключения участники экономической деятельности.
Верхний ярус.
В верхнем ярусе технического
регулирования, между системами
государств нет принципиальной разницы
в том, какую цель преследуют и
какие функции выполняют
Наиболее существенная разница между этими моделями прослеживается довольно легко, если попытаться найти ответ на вопрос «Кто занимается законотворчеством в области технического регулирования?». Под законотворчестом, в данном случае, подразумевается создание подзаконных актов в виде технических регламентов. Перед тем, как перейти к анализу законотворчества, сделаем небольшое примечание, что системы технического регулирования всех рассматриваемых государств основаны на принципе разделения властей. Однако уровень сбалансированности каждой системы разный. Российская система технического регулирования исходит из постулата о том, что исполнительная ветвь власти не может сочетать в себе законодательные и надзорные функции. Поэтому закон запрещает отраслевым органам исполнительной власти (министерствам и ведомствам) заниматься техническим законотворчеством (за исключением Президента и Правительства России, которым дано ограниченное право в экстренных случаях выпускать технические регламенты). Таким образом, российский закон перекладывает функцию технического законотворчества на центральный орган законодательной власти, заставляя законодателей заниматься несвойственным им занятием (обсуждение и принятие подзаконных актов инженерно-технического содержания), в то время как власть исполнительных органов ограничивается надзором и контролем.
Одной из причин такого радикального разделения полномочий явилось намерение высшего руководства страны положить конец коррупции чиновничества, которое поставило прежнюю систему технического регулирования на коммерческую основу. Другой отличительной чертой российской модели является положение о том, что «разработчиком технического регламента может быть любое лицо»
С одной стороны, это требование
можно рассматривать как
Американская модель исходит из того, что законодательная ветвь власти наделяет исполнительную ветвь власти ограниченными законодательными полномочиями. На основе законов, принимаемых законодательной властью, органы исполнительной власти формулируют, выпускают, изменяют и отменяют в пределах своей компетенции «обязательные правила и нормы» в виде нормативных правовых актов (технических регламентов). В США, к примеру, Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами [FDA] выпускает регламенты, касающиеся санитарного состояния производства продуктов и лекарств. Управление по обеспечению безопасности на производстве [OSHA] уполномочено контролировать условия труда и охрану здоровья строительных рабочих и безопасность зданий и сооружений; соответственно, регламенты этого ведомства содержат довольно подробные требования к производству строительно-монтажных работ и безопасности строительных объектов. Отличительной чертой всех регламентов является то, что за исключением требований безопасности, они не содержат требований к конструктивным, технологическим, пользовательским или иным свойствам продукции или процесса, если эти свойства не связаны с обеспечением безопасности продукции или процесса. Разработка технических регламентов в руках государства обеспечивает возможность сохранения главенства общественных интересов (а именно, обеспечение безопасности и охрана здоровья людей и окружающей среды) над интересами частного бизнеса, которые зачастую могут идти вразрез с интересами общества.
Нижний ярус.
В нижнем ярусе технического регулирования прослеживается кардинальное отличие российской от американской модели. Анализ схожих и отличительных характеристик, в конечном счете, сводится к оценке политики и роли центральных органов исполнительной власти в деле стандартизации. При этом следует сделать четкое разграничение между, «стандартами национального значения» и «стандартами для государственных нужд», иначе разница в терминологии, используемой в национальных законодательствах, может создать определенную неразбериху.
Так, технические стандарты
национального значения - это стандарты,
получившие одобрение национального
органа по сертификации и предназначенные
для широкого употребления, независимо
от того, разработаны они
Что касается технических стандартов, разработанных государственными учреждениями и организациями для своих собственных нужд, а именно, стандарты для оценки продукции, изготавливаемой (закупаемой) по госзаказу (к примеру, стандарты на военную технику, топливо, материалы и проч.) или стандарты госпредприятий - эта категория стандартов не представляет интереса для широкой публики, поскольку круг пользователей этих стандартов ограничен государственными организациями и частными предприятиями, работающими по госзаказу.
Поскольку экономическая
система СССР была практически целиком
основана на централизованном планировании
производства и госзаказе, не удивительно,
что нормы и стандарты СССР
в своей основе являются стандартами
для нужд госзаказа. Соответственно,
разработкой советских
Новое законодательство - предусматривает непосредственное участие государства в процессах разработки, и одобрения стандартов национального значения, предназначенных для широкого употребления. Насколько эффективной будет эта модель для Казахстана и России в новых условиях рыночной экономики, покажет время.
Зарубежный опыт подсказывает, что на определенном уровне экономического развития, государство не в состоянии уследить за всеми процессами, происходящими в науке, технологиях и нестратегических отраслях экономики; Более того, на более высоких уровнях экономического развития, когда размер валового национального продукта достигает нескольких триллионов долларов, вовлечение государства в процессы стандартизации на уровне разработки конкретных стандартов становится экономически нецелесообразным.
Тенденция отказа государства
от вмешательства в процессы, происходящие
в нижнем ярусе системы технического
регулирования, хорошо прослеживаются
на примере США. В истории США
были периоды, когда доля стандартов,
производимых государственным аппаратом
(как для своих нужд, так и
для нужд промышленности) составляла
подавляющее большинство в
Вместо развития и поддержания государственных стандартов, в конце 1980-х - начале 90-х годов правительство США взяло курс на отказ от разработки стандартов силами государственных организаций и передачу стандартизации в частные руки.
С целью сокращения бюджетных
расходов на разработку и поддержание
ведомственных стандартов, федеральное
правительство всячески поощряет практику
адаптации и использования
Информация о работе Отличительные особенности системы стандартизации в США от аналогичной в РФ