Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:51, реферат
Новое законодательство России о техническом регулировании сделало большой шаг вперед по пути гармонизации с международной практикой.
Наиболее значимым достижением является приведение иерархической структуры нормативных документов в соответствие с положениями Соглашения Всемирной торговой организации «О технических барьерах в торговле)».
Эта свобода основана на
принципе «спрос-предложение», который
является основным регулирующим фактором.
Предложение выражается в разработке
стандартов (как правило, негосударственными
организациями-разработчиками) для
удовлетворения спроса, исходящего от
участников экономической деятельности.
В этой системе, государство выполняет
двоякую роль: (а) самостоятельно разрабатывает
и выпускает нормативные
3. Разработка и применение стандартов
Национальные стандарты.
Как было отмечено выше, в
России в понятие «стандарт
Американское, законодательство
не делает различия между стандартами,
разработанными и утвержденными
государственными и негосударственными
разработчиками. «Американский национальный
стандарт» - это скорее знак соответствия
стандарта демократическим
В США около 200 организаций-разработчиков обладят аккредитацией ANSI, из них только четыре (I) государственных организации - Служба исследований в области сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства США, Лаборатория информационных технологий Национального института стандартов и технологии (NIST) и две ядерных лаборатории Министерства энергетики США.
При видимой разнице в том, каким методом формируется библиотека стандартов национального значения, система каждого из рассматриваемых государств направлена на обеспечение качества разрабатываемых стандартов. Маркировка стандарта в качестве национального является определенной гарантией того, что данный стандарт разработан в соответствии с установленными процедурами и его содержание не противоречит законодательству, С другой стороны, если эта система подвергнется коррупции, чего нельзя исключать, такая маркировка может себя дискредитировать в глазах потребителей стандартов и может потерять свое значение как гаранта качества.
Международные и региональные стандарты.
Порядок применения международных и региональных стандартов в российском законодательстве определяется уполномоченным государственным органом по стандартизации.
Что касается прямого действия международных стандартов на территории России, закон предусматривает их применение «в установленном порядке», однако не расшифровывает из чего этот порядок состоит.
Американский закон не делает различия между международными, региональными, иностранными и местными стандартами.
Стандарты организации занимают особое место в законодательстве обоих государств. В России - это нормативные документы, порядок разработки, изменения, применения и отмены которых устанавливается организацией-разработчиком.
В американском законодательстве,
все без исключений стандарты
являются «стандартами организаций» независимо
от статуса, юридической формы и
местонахождения организации-
Весьма интересным представляется тот факт, что впервые за историю стандартизации в России законодательство, допускает прямое действие иностранных стандартов на своей территории. Единственным необходимым условием для этого является наличие «ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах» или в случаях, когда гражданско-правовые договоры требуют подтверждения соответствия на основе стандартов, указанных в договоре.
Российский закон включает
стандарты иностранных
Российский закон, предусматривают использование норм и стандартов иностранных государств, международных и. региональных организаций «в качестве основы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования полностью или частично», если они соответствуют целям технического регулирования.
Если учесть тот факт, что большинство стандартов, разрабатываемых в США - это «стандарты организаций», то, отсутствие в российском законе ограничений на применение стандартов иностранных организаций можно трактовать таким обрезом, что в России может применяться любой стандарт США, если требования данного стандарта удовлетворяют российского потребителя и не противоречат требованиям российского законодательства в отношении обеспечения безопасности продукции, услуг и процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
В США могут применяться любые стандарты, независимо от статуса и местоположения их разработчика, при условии удовлетворения данным стандартом потребности пользователя. Естественно, положения применяемого стандарта не должны противоречить законодательству.
Строительные нормы
В законодательстве России, положение строительных норм и правил в иерархии нормативных документов не совсем ясно следует ли их относить к техническим регламентам, закрепляя их обязательность, или считать стандартами, признавая их добровольность. Вопрос остается открытым и требует решения.
В законодательстве США строительные нормы и правила занимают особое положение. Федеральное правительство не занимается прямым техническим регулированием объектов строительства (за исключением контроля условий труда и охраны здоровья строительных рабочих). Этим объясняется отсутствие в структуре правительства ведомства по управлению строительной отраслью страны.
Вопросы обеспечения безопасности конечной продукции строительной отрасли - зданий и сооружений - находятся в ведении органов управления административным образованием, на территории которого возводится объект. При этом муниципальным образованиям - городам и поселкам дана полная свобода нормотворчества в строительстве.
Соответственно, местные
органы власти либо самостоятельно разрабатывают
свои собственные строительные нормы,
либо идут более быстрым и дешевым
путем адаптации образцовых (модельных)
строительных кодексов. Разработку и
поддержание своих собственных
строительных норм могут себе позволить
только наиболее крупные города - Нью-Йорк
и Чикаго. Оба города в настоящее
время рассматривают
Стандарт является нормативным документом более узкой тематики и применяется добровольно. Однако отдельные положения или текст стандарта в целом становится «обязательным по ссылке» в случае, если на этот текст содержится ссылка в адаптированном кодексе.
По факту своего существования, модельный строительный кодекс не имеет никакой силы и не обязателен к выполнению, за исключением случаев, когда он адаптируется в качестве обязательного на территории данного административного образования. Адаптация модельных строительных кодексов заключается в том, что местные законодательные власти принимают выбранный кодекс в качестве обязательного к применению в данном административном образовании. При необходимости в кодекс вносятся поправки.
Адаптированный на уровне штата кодекс по умолчанию является обязательным на территории штата, за исключением случаев, если в данном административном образовании субъекте штата принят свой собственный кодекс (как правило, адаптированный модельный кодекс).
В практике адаптации нередки случаи, когда на уровне штата адаптирован один кодекс, а в отдельном муниципальном образовании на территории этого штата адаптирован совершенно другой. Организации-разработчики модельных кодексов не занимаются контролем за выполнением требований адаптированных документов. Этим занимаются соответствующие федеральные, штатные и муниципальные инспекционные органы. Выручка от коммерческой реализации адаптированного кодекса идет организации-разработчику.
Несмотря на то, что федеральное и штатные правительства не вовлечены напрямую в процесс проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отдельные службы федерального и штатного уровня самым непосредственным образом оказывают свое влияние на строительную отрасль в тех сферах, где речь идет о возможной угрозе жизни и сохранности имущества граждан. Например, вопросами профессионального лицензирования архитекторов и инженеров-конструкторов ведает правительство штата. Разрешение на строительство выдается муниципальными властями при условии, если на строительной документации стоит печать и подпись лицензированного архитектора или инженера.
Производитель работ не имеет права допустить рабочих на объект без заключения местного инспектора федерального Управления по обеспечению безопасности на производстве.
Такое разделение не случайно и кроется в принятых в США принципах разделения полномочий между федеральным, штатными и местными органами управления.
Выводы
При всей своей прогрессивности законодательство России, к сожалению, не учитывает особую важность строительных норм и правил в деле обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Многолетняя практика строительства как за рубежом, так и в СНГ, показывает, что строительные нормы и правила занимают промежуточное положение между подзаконными актами и техническими стандартами. Разработка строительных норм - это, как правило, результат кропотливой научно-исследовательской и аналитической работы больших коллективов специалистов различного профиля.
Содержание строительных норм технически, слишком сложно для компетентного обсуждения и утверждения парламентариями в качестве технических регламентов (как это предлагается в российском законе). В то же время, значение строительных норм, как инструмента обеспечения безопасности в строительстве, слишком велико для того, чтобы их приравнивать к стандартам и использовать на добровольной основе.
Российская модель, где министерствам и ведомствам запрещено издавать обязательные к исполнению подзаконные акты, лишает органы исполнительной власти важного рычага технического регулирования, ослабляет законотворческую оперативность и эффективность работы государственных органов. С этой точки зрения, американская модель технического регулирования имеет значительное преимущество перед российской. В США, разработка и утверждение нормативных правовых актов в области технического регулирования (технических регламентов) осуществляется центральными органами исполнительной власти.
Таким образом, проблема обеспечения безопасности зданий и сооружений должна быть решена на национальном уровне. Необходимо применить многолетний опыт работы и накопленные знания в области законотворческой деятельности в России, для разработки прогрессивных требований и строительных стандартов. Не следует слепо копировать зарубежный опыт, он должен рассматриваться в политическом и экономическом контексте. Каждое государство идет по своему пути и развития и внедрение отдельных частей административно-политической системы и регулирования зарубежных стран в России может не принести ожидаемых результатов, или вовсе ухудшить положение.
Информация о работе Отличительные особенности системы стандартизации в США от аналогичной в РФ