Отчет о преддипломной практике на Республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:34, отчет по практике

Краткое описание

На сегодняшний день производственное объединение «МТЗ» является ведущим производителем тракторов СНГ, его доля в общем выпуске составляет почти 70%. Основным конкурентом ПО «МТЗ» является России, которая с 1998 года наращивает выпуск тракторов. Учитывая тенденции стабилизации в экономике России и поддержки собственных производителей, можно прогнозировать дальнейшее наращивание выпуска тракторов в РФ, т.е. укрепления подотрасли тракторостроения, что позволит ей одновременно решать вопрос повышения технического уровня производства и конструкции тракторов.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………........….5
1. История создания РУП «МТЗ», основные виды продукции...……..….…... 7
2. Цель и задачи предприятия, его ведомственная принадлежность, основные технологические процессы и период их обновляемости…..…………….…...11
3.Организация управления на предприятии………………………………..….20
4. Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли …………...32
4.1 Анализ формирования и распределения прибыли на предприятии…..….38
5.Охрана окружающей среды………………………..………….…….…….…..46
6. Охрана труда……………………………………………………..…….……...52
Заключение…………………………………………………………..…….……..56
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Преддипломная практика полная версия.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Экономика  и управление научными исследованиями, проектированием и производством"

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

о преддипломной практике

на Республиканском  унитарном предприятии

«Минский тракторный завод»

 

 

 

Руководитель  практики

экономист ООАТ и СХ УМТС                        __________ 

 

Руководитель практики

от института

зав. кафедрой ЭУНИПП         ___________ 

 

 

Исполнитель:

студент ПСФ БНТУ 6 курса,

группа 313817/145                   _________

 

2013

Содержание


 

Введение…………………………………………………….……………........….5

1. История создания РУП «МТЗ», основные виды продукции...……..….…... 7

2. Цель и задачи предприятия, его ведомственная принадлежность, основные технологические процессы и период их обновляемости…..…………….…...11

3.Организация управления на предприятии………………………………..….20

4. Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли …………...32

4.1 Анализ формирования  и распределения прибыли на предприятии…..….38

5.Охрана окружающей среды………………………..………….…….…….…..46

6. Охрана труда……………………………………………………..…….……...52

Заключение…………………………………………………………..…….……..56

Список использованных источников……………………………..……….…....59

Приложение 1………………………..……………………………..…….……....60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Высокий уровень  развития сельскохозяйственного производства, его улучшающаяся платёжеспособность, возможность и необходимость  приобретать материально-технические  ресурсы, являющиеся продукцией десятка отраслей, определяет устойчивость работы всего народнохозяйственного комплекса.

В отрасли сельскохозяйственного  машиностроения тракторостроение занимает ведущее положение.

Особый интерес  к трактору и, в более общем  смысле, к мобильным энергетическим средствам обусловлен его центральным местом как источника энергии машинотракторного агрегата в механизации всего сельскохозяйственного производства. В целом в СНГ подотрасль производства сельхозтракторов находится в состоянии упадка. Из-за дефицита средств внутри стран СНГ реальная поддержка и защита отечественных производителей сельхозтракторов практически отсутствует. Резко упавшая покупательная способность агропромышленного комплекса СНГ привела к резкому сокращению производства тракторов в СНГ (до 10 и более раз по различным заводам СНГ).

На сегодняшний  день производственное объединение  «МТЗ» является ведущим производителем тракторов  СНГ, его доля в общем  выпуске составляет почти 70%. Основным конкурентом ПО «МТЗ» является России, которая с 1998 года наращивает выпуск тракторов. Учитывая тенденции стабилизации в экономике России и поддержки собственных производителей, можно прогнозировать дальнейшее наращивание выпуска тракторов в РФ, т.е. укрепления подотрасли тракторостроения, что позволит ей одновременно решать вопрос повышения технического уровня производства и конструкции тракторов.

 

На территории Республики Беларусь ПО «МТЗ» является монополистом. Положение этого предприятия  будет определяться действиями конкурентов  в случае продвижения их тракторов  в РБ, мерами поддержки государством, экономическим состоянием сельхозпроизводителей РБ, а также экспортным потенциалом предприятия.

В связи с  распадом СССР и разрывом производственно-технологических  связей тракторостроительная отрасль  бывшего Союза подверглась разрушительным процессам. Несмотря на то, что в конце 90-х годов конъюнктура мирового рынка характеризовалась значительным снижением продаж, белорусское объединение удержало свои позиции среди крупных экспортёров тракторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История создания РУП «МТЗ», основные виды продукции

  История МТЗ началась 29 мая 1946 года с Постановления Совета Министров СССР №1142 "О строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения". Это было время, когда разоренная войной Белоруссия полным ходом восстанавливала свое народное хозяйство. Страна нуждалась не только в восстановлении довоенного уровня производства, но и в резком количественном и качественном его росте.

Строительство завода развернулось на окраине Минска на руинах авиаремонтного завода. Новое предприятие должно было освоить производство гусеничных сельскохозяйственных тракторов КД-35, причем проектная мощность завода была рассчитана на 50 машин в сутки.

Производство тракторов  КД-35 осваивалось по этапам в процессе строительства завода:

- в 1948 году  было организовано производство  пусковых двигателей ПД-10;

- в начале 1950 года - основных двигателей Д-35;

- а в конце  1950 года был начат выпуск тракторов КД-35.

С августа 1951 года завод перешел на выпуск трелевочных  тракторов КТ-12 конструкции Кировского завода в Ленинграде.

К концу 50-х годов  на заводе формируется талантливый  коллектив конструкторов, который  возглавляет Дронг И.И., начинаются собственные разработки конструкции тракторов. Они ведутся по пути создания колесных универсально-пропашных тракторов на пневматических шинах.

С этого момента  начинается специализация Минского тракторного на выпуске колесных тракторов "Беларус". С 1948 по 1953 г. создается колесный трактор МТЗ-2. Завод приступил к производству этих тракторов в 1953 г. параллельно с выпуском трелевочных тракторов КТ-12.

Первый трактор "Беларус" МТЗ-2, сошедший с конвейера 14 октября 1953 г. и отработавший на полях колхоза "Большевик" Минской области 25 лет, был возвращен на завод и установлен на пьедестале на площади у проходной завода. Совершенствуя трелевочный трактор КТ-12, конструкторы завода создали трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60. Трактор ТДТ-40 был поставлен на производство в 1956 году, а конструкция трактора ТДТ-60 была передана для организации производства на Онежском тракторном заводе. За короткие сроки были созданы и поставлены на производство в 1957-1960 годах более 10 моделей колесных тракторов МТЗ-5, МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5ЛС/МС, трактор повышенной проходимости МТЗ-7 и его модификации.

          В 1958 году Минский тракторный завод выпустил 100000 трактор. Это была крупная победа Минских тракторостроителей. Большая группа работников завода была награждена Почетными грамотами и Грамотами Верховного Совета БССР. Крупным шагом вперед были разработка конструкции и постановка на производство в 1961 году универсального колесного трактора мощностью 55 л.с. МТЗ-50. На его базе с высокой степенью унификации создается целое семейство тракторов различного назначения, прежде всего трактор повышенной проходимости МТЗ-52, трехколесный хлопковый трактор МТЗ-50Х, низкоклиренсный МТЗ-50Н/52Н, с полугусеничным ходом МТЗ-50ПГХ, несколько модификаций на гусеничном ходу Т-54С, Т-54В и др. Гусеничные модификации были поставлены на производство на Кишиневском тракторном заводе, хлопковые - на Ташкентском тракторном заводе. Такая стратегия разработки большого количества различных модификаций тракторов с высокой степенью унификации с базовой конструкцией была осуществлена в практике мирового тракторостроения впервые. Это давало большие выгоды и при организации производства тракторов, и в целом в народном хозяйстве. Большой группе работников завода за это была присуждена в 1971 году Государственная премия СССР.

           С постановкой на производство тракторов МТЗ-50/52 началось интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. К 1975 г. экспорт достиг более 18000 тракторов в год. Многие модели тракторов, созданные заводом, не раз получали награды на различных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору ТДТ-60 была присуждена первая премия - "ГРАН-ПРИ", а тракторы МТЗ-5М и МТЗ-7 были удостоены почетных дипломов.

           В 1960, 1961 и 1962 годах завод неоднократно награждался дипломами на ВДНХ СССР. В 1966 году на Лейпцигской Международной ярмарке трактор МТЗ-52 получил Золотую медаль. В целом к этому времени тракторам "Беларус" было присуждено 14 медалей. За трудовые успехи коллектив завода в 1966 году был награжден Орденом Ленина, а в 1971 году Орденом Октябрьской Революции.

           В ноябре 1972 г. с конвейера завода сошел 1000000-й трактор. В 1974 году начался серийный выпуск более мощного высокопроизводительного трактора МТЗ-80. Всего выпущено 1350000 тракторов этой модели. Это самая массовая модель трактора в мире. На основе базовой модели МТЗ-80 было также разработано и поставлено на производство целое семейство колесных и гусеничных тракторов различного назначения: МТЗ-82, МТЗ-82Р, МТЗ-82Н, МТЗ-82В, МТЗ-80Х, МТЗ-80Х2, МТЗ-80У/82У, Т-70С, Т-70В и др.

           В 1975 году на базе МТЗ было организовано производственное объединение "Минский тракторный завод имени В.И.Ленина". В его состав, кроме головного предприятия МТЗ, вошли: завод специального инструмента и технологической оснастки (СИиТО), Витебский завод тракторных запчастей (ВЗТЗЧ), Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов (БЗТЛА) и Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ) по универсально-пропашным тракторам.

          В 1986 году в состав объединения вошел Сморгонский агрегатный завод (САЗ).

1984 год был знаменательным для коллектива белорусских тракторостроителей - 26 марта с главного конвейера сошел двухмиллионный трактор "Беларус". Наращивая объемы выпуска тракторов, непрерывно повышая их качество, надежность и долговечность, инженерный корпус повышал уровень механизации и автоматизации производства. На заводе к 1984 году работало 49 автоматических линий, 96 промышленных роботов и манипуляторов, 5795 единиц высокопроизводительного оборудования и станков с ЧПУ.

          На заводе уже действовала автоматизированная система управления производством и качеством с применением ЭВМ.

Продолжая работы по совершенствованию конструкции  тракторов "Беларус", в 1984 году завод  поставил на производство 100-сильный  трактор МТЗ-102.

В 1985 году были изготовлены первые образцы трактора МТЗ-142 мощностью 150 л.с.

Понимая важность малой механизации работ, завод  с 1978 года приступил к созданию семейства  минитехники. Были разработаны и  поставлены на производство мотоблоки  мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12), 4-х колесные минитракторы МТЗ-082 мощностью 12 л.с.

Разработана конструкция  и ставится на серийное производство несколько модификации малогабаритного  трактора МТЗ-220 мощностью 22...25 л.с.

За создание малогабаритной техники группе работников завода присуждена в 1995 году Государственная премия Республики Беларусь.

          ПО "МТЗ" осуществляет задачу расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения эффективности производства, качества и технического уровня выпускаемой продукции. С этой целью поставлены на производство тракторы "Беларус" упрощенной конструкции - модели 510, 512, 520, 522, 530, 532, садовая модификация - "Беларус 680".

         Освоено производство тракторов "Беларус" мощностью 80-95 л.с., оборудованных новыми узлами и системами высокого уровня (модели 900/920, 950/952). Завод освоил производство нового трактора "Беларус-1221" мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Первые тракторы выпущены в 1994 году.

На базе выпускаемых  тракторов "Беларус" и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатываюшие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины.

         В 1995 году на главном конвейере завода был собран трехмиллионный трактор и 500-тысячный экспортный трактор.

За большой  вклад в развитие производства и  международного сотрудничества ПО "МТЗ" удостоено всемирной награды "Золотой  Меркурий".

29 мая 1996 года коллектив белорусских тракторостроителей отметил свой Золотой юбилей - 50 лет со дня пуска завода .

Пройден большой  путь, полный больших творческих побед  и больших производственных достижений.

 

За свою полувековую  историю МТЗ произвел более 3 миллионов тракторов, среди них свыше 500 тысяч поставлено на экспорт более чем в 100 стран мира. МТЗ успешно конкурирует на мировом рынке с ведущими тракторостроительными фирмами.

Сегодня ПО "МТЗ" производит 24 модели универсально-пропашных  тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и минитракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных, погрузочных, лесоразрабатывающих и шахтных.

          Отличительная особенность всей выпускаемой заводом тракторной техники — универсальность, надежность, экономичность и унификация между моделями, сериями и семействами. Так, унификация между моделями универсально-пропашных тракторов внутри семейства составляет 90-98%, между шахтными, лесными машинами и базовой моделью трактора составляет 60-65%, между универсальными шасси и базовой моделью трактора- 80%.

2 Цель и задачи предприятия, его ведомственная принадлежность, основные технологические процессы и период их обновляемости

 

Тракторостроение  занимает ведущее положение в  отрасли сельскохозяйственного машиностроения.

Сельское хозяйство  обеспечивает население мира не только продуктами питания, но и сырьем для  промышленности. Не менее значима  его стратегическая роль, как основного  заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль и в других отраслях. Высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы, различные виды услуг и т.д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивость работы всего народнохозяйственного комплекса.

Сельскохозяйственное  производство создает основу обеспечения  продовольственной безопасности государства, поэтому ему традиционно уделяется особое внимание.

Производственное объединение "Минский тракторный завод" осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции  машиностроительной отрасли. Основными  видами продукции являются колесные тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, плуги, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка, узлы для сельхозмашин и гидроаппаратура для станочных гидроприводов, зубчатые колеса.

Главной стратегической целью развития машиностроительной отрасли является наращивание выпуска  высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внешних рынках, за счет ускоренного  переоснащения и создания высокотехнологичных производств.

Стратегия ПО "МТЗ" направлена на перевод экономики  в режим интенсивного развития и  должна обеспечить решение задач  по значительному росту экспорта, увеличению доли экспорта в объеме промышленного производства продукции, обеспечению роста внешнеторгового сальдо, решения вопроса импортозамещения, повышения конкурентоспособности продукции.

Достижение  поставленных целей будет осуществляться за счет:

- увеличения объемов поставок тракторов на существующие рынки;

Крупнейшими рынками для МТЗ традиционно являются рынок Российской Федерации, Украины, Казахстана, Литвы, Пакистана, Сербии, Венесуэлы, Египта и др.;

- поиска новых партнеров и новых рынков сбыта.

Перспективными  направлениями экспорта продукции  ПО «МТЗ» являются страны Латинской  Америки, Юго-Восточной Азии и Африки;

- расширения  объемов и номенклатуры тракторов, собираемых на существующих сборочных производствах.

Необходимо  нарастить поставки тракторокомплектов для сборочных производств в  Алжире, Китае, Эфиопии и др. странах;

- создания сборочного производства тракторов в Венесуэле.

В настоящее  время в Венесуэле заканчиваются  работы по созданию совместного РУП «МТЗ» с Корпорацией Средней Промышленности Венесуэлы «Корпивенса» предприятия по сборке тракторов «ВЕНЕМИНСК ТРАКТОР СА»;

- организации высокотехнологичных производств тракторокомплектов и комплектующих и их наукоемкой составляющей;

- совершенствования товаропроводящей сети.   

На РУП "МТЗ" сформирована управляемая, гибкая товаропроводящая сеть, состоящая из собственных субъектов  сети и фирм-агентов, а также сборочных  производств ПО «МТЗ» за рубежом.

Минский тракторный завод постоянно занимается диверсификацией рынков сбыта. Так, в  2011 году произведена поставка тракторов в новые страны по сравнению с 2010 годом: Бангладеш, Буркина-Фасо, Ирак, Йемен, Канада, Колумбия, Конго, Нигерия, Тунис, Швеция.

Диверсификация  рынков сбыта не исключает удержание позиций на существующих рынках, в том числе Российской Федерации.

Создание сборочных  производств – один из важнейших  элементов маркетинговой стратегии  Минского тракторного завода.

Созданная ПО "МТЗ" сеть сборочных производств продукции  с маркой "БЕЛАРУС" в странах Восточной Европы, Азии, Африки, СНГ позволила предприятию укрепить свои позиции на этих рынках и активно противодействовать протекционистской политике государств в отношении своих производителей.

- улучшения гарантийного и послегарантийного обслуживания тракторов;

- обеспечения бесперебойного снабжения запасными частями к тракторам «Беларус»;

Информация о работе Отчет о преддипломной практике на Республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод»