Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 23:05, отчет по практике
Целью прохождения производственной практики в Башкирском отделении Сбербанка № 8598/0642 ОАО «Сбербанк России» является: обслуживание банковских счетов, осуществление межбанковских расчетов, осуществление международных расчетов, осуществление расчетных операций с использованием расчетных карт.
ВВЕДЕНИЕ 10
1. ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ 11
1.1 Организация расчетно-кассового обслуживания в банке 11
1.2 Формы безналичных расчетов, применяемых в банке 14
1.3 Обслуживание счетов бюджетов и государственных
внебюджетных фондов 17
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ 20
2.1 Организация межбанковских расчетов в банке 20
2.2 Платежная система банка 21
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ 27
3.1 Организация международных расчетов 27
3.2 Формы международных расчетов 28
4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 35
4.1 Основы функционирования карточных платежных систем 36
4.2 Операции банков с платежными картами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В случае неисполнения кредитной организацией обязательств по оплате предоставленных ему услуг, РКЦ в течение месяца может произвести списание всей суммы долга с корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации без ее согласия, то есть инкассовым поручением, оплата которых производится в бесспорном порядке.
Списание средств с корсчетов открытых (счет «ЛОРО») производится только на основе распоряжений владельца счета (платежных поручений). Исключение составляют инкассовые поручения.
Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах.
Размер остатка средств в банках - корреспондентах зависит от характера и объема услуг, которые он предоставляет. Кредитные ресурсы на корреспондентских счетах представляют собой депозиты до востребования. Поэтому остатки средств по указанным счетам обычно поддерживаются па минимальном уровне, который необходим для совершения расчетных операций.
Посредством этого реализуется основная идея внедрения расчетов - активизировать работу банков по привлечению депозитов, побудить их предоставлять кредиты заемщикам строго в пределах собственных и заемных средств. В свою очередь выполнение таких требований способствует повышению ответственности и заинтересованности каждого банка в прибыльности своей деятельности при условии обязательного соблюдения утвержденных ЦБ РФ параметров - нормативов обязательных резервов и ликвидности.
Соблюдение главного принципа межбанковских расчетов предполагает ответственность каждого коммерческого банка за поддержание средств на счете в размерах, обеспечивающих бесперебойность расчетов с другими банками. Не исключена ситуация, когда у банка будет недостаток средств, между тем как его клиент, осуществляющий платеж, располагает необходимыми ресурсами.
ЦБ РФ 6 марта 1998 года ввел в действие Положение № 19-П «О порядке предоставления ЦБ РФ кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг». При отсутствии или недостаточности средств на корреспондентском счете коммерческому банку для безотлагательных платежей, связанных с поддержанием жизнеобеспечения отраслей хозяйства, могут быть предоставлены следующие виды кредитов:
1) внутридневные кредиты;
2) однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт");
3) ломбардные кредиты.
Данные кредиты предоставляются при условии полного отсутствия кредитного риска, то есть обязательного возврата этого кредита и процентов по нему в установленный срок.
Также банки могут воспользоваться овердрафтом.
Овердрафт (от англ. overdraft - сверх плана) - это особая форма предоставления краткосрочного кредита банку-корреспонденту в случае, когда величина платежа превышает остаток на корреспондентском счете банка. В этом случае средства с корсчета банка-корреспондента списываются в полном объеме, то есть автоматически предоставляется кредит на сумму, превышающую остаток средств. Овердрафт отличается от обычных ссуд тем, что в погашение задолжности направляются все суммы, поступающие на корреспондентский счет банка-корреспондента.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований все документы помещаются в картотеку к внебалансовому счету №90904 (9920) «неоплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации», открываемому в РКЦ.
При оплате расчетных документов из картотеки к внебалансовому счету №90904 штрафы, пени учреждениями банка не начисляются за исключением случаев, предусмотренные законодательством, а также когда в соответствующем исполнительном документе суда, на основании которого осуществляется списание средств, предусмотрено начисление и взыскание процентов, штрафов, пени до момента фактического платежа.
Разногласия, возникающие по несвоевременной оплате расчетных документов, рассматриваются между получателем средств и плательщиком в соответствии с
действующим законодательством.
При наличии у кредитной организации в течении 5 рабочих дней картотеки к внебалансовому счету №90904, учреждения банка России предъявляют требования к кредитной организации, связанные с пополнением остатка средств на корреспондентском счете в учреждении Банка России.
При невыполнении этих требований к кредитной организации могут применяться меры согласно ст. 75 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря1990 г.
При отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и создании ликвидационной комиссии неисполненные расчетные документы из картотеки к внебалансовому счету №90904 кредитной организации передаются учреждениями банка ликвидационной комиссии (по описи). До создания ликвидационной комиссии документы хранятся в учреждениях банка сроком до трех лет.
С целью выявления полноты и своевременности совершения операций по корреспондентским счетам проводится выверка расчетов между РКЦ и обслуживаемым им коммерческим банками.
Выверка корреспондентских счетов производится учреждениями банков ежемесячно на основании ведомостей проверки состояния расчетов по корреспондентскому счету в РКЦ. Ведомости составляются и направляются в РКЦ до 5 числа за предыдущий месяц.
По всем неправильно проведенным РКЦ суммам учреждения банков предъявляют требования о восстановлении или списании этих сумм в письменной форме.
3 Осуществление международных расчетов
Международные расчёты — это форма международных валютно-кредитных отношений. Представляет собой совокупность различных форм и методов расчёта по торгово-экономическим операциям между контрагентами из разных стран.
Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политических и культурных отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран.
Международные операции - это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами разных стран для осуществления сделок, которые оформляются внешнеторговыми договорами или контрактами.
3.1 Организация международных расчетов
Объектом международных расчетов являются денежные обязательства сторон, вытекающие из заключенной внешнеторговой сделки.
Международные расчеты осуществляются на основе установленных национальными и международными законодательствами форм международных расчетов, которые будут рассмотрены нами в следующем разделе работы.
3.2 Формы международных расчетов
Наиболее часто в международных расчетах Сбербанка используются
следующие формы:
- банковский перевод;
- чеки;
- инкассо;
- аккредитив.
Операцию инкассо можно определить как поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (плательщика, должника) непосредственно или через другой банк определенную сумму или подтверждение того, что она будет выплачена в установленные сроки. Основным документом, регламентирующим данный вид операций, являются Унифицированные правила по инкассо, разработанные Международной торговой палатой. В соответствии с этими правилами инкассовые операции осуществляются банками на основе полученных от импортера инструкций.
Различают простое (чистое) и документарное инкассо. В обоих случаях предусматривается операция по взысканию платежа: при чистом инкассо - только по финансовым документам, при документарном инкассо - инкассо финансовых документов, сопровождаемое коммерческими документами, или инкассо только коммерческих документов. При этом на банках не лежит каких-либо обязательств по оплате документов, поскольку они выступают в данной операции лишь в роли посредников. Возникающие разногласия в отношении количества и качества товара при данной форме расчетов решаются напрямую между импортером и экспортером.
Упрощенная схема расчетов по инкассо, в которой имеется четыре основных участника представлена в Рисунке 1. Однако, как правило, в расчетную схему обязательно входит инкассирующий банк страны импортера (как правило, им является банк импортера) и представляющий банк, который может быть самостоятельным третьим банком, а также банком экспортера, банком импортера или инкассирующим банком. В случае неплатежа или неакцепта банк импортера извещает об этом доверителя или его банк.
Рисунок 1- Упрощенная схема расчетов по инкассо
Если импортер при документарном инкассо не выполняет своих обязательств и не производит платеж, не акцептует тратту, не оплачивает по акцептованной им тратте по истечении срока погашения, в этом случае банк-инкассатор следует инструкциям, содержащимся в инкассовом поручении (письме), к таким действиям, например, как протест, складирование, обращение к контактному лицу при необходимости и т. д. Во всех этих случаях расходы будут осуществляться за счет экспортера.
К финансовым документам на основании Унифицированных правил по инкассо относятся простые и переводные векселя, чеки, платежные расписки и другие подобные документы, которые используются для получения платежа деньгами. К коммерческим документам относятся счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и другие, не являющиеся финансовыми документами. При использовании инкассо применяется тратта. Тратта - это документ, содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег названному в векселе третьему лицу (ремитенту) или предъявителю.
Документарный аккредитив представляет собой условное абстрактное обязательство кредитного института произвести в течение установленного срока выплату за счет плательщика определенной суммы конкретному получателю платежа против определенных документов.
Документарный аккредитив осуществляется по следующей схеме представленной в Рисунке 2.
Рисунок2 - Схема расчетов с помощью документарного аккредитива
Условные обозначения:
1. Заключение договора.
2. Импортер даст поручение банку, его обслуживающему, на открытие аккредитива.
3. Авизование банка, обслуживающего экспортера, об открытии аккредитива.
4. Авизование экспортера об
5. Поставка товара.
6. Передача документов.
7. Предоставление кредита
8. Пересылка документов.
9. Платеж.
10. Передача документов импортеру.
11. Акцепт документов.
12. В случае кредита импортеру под аккредитив снятие денег со счета импортера.