Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.
2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.

Содержание

Введение
2
1. Теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере
4
1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства
4
1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства
10
1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
14
2. Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ
23
2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года
23
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
33
Заключение
38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

Задачи статистики уровня жизни населения

Основными задачами статистики уровня жизни населения являются: изучение фактического благосостояния населения, а также факторов, определяющих условия жизнедеятельности граждан страны в соответствии с экономическим ростом; измерение степени удовлетворения потребностей в материальных благах и услугах во взаимосвязи с социальными условиями и развитием производства.

Базой для построения системы показателей и решения указанных задач являются материалы макроэкономической статистики, демографической статистики, статистики труда, торговой статистики, статистики цен. Значительный объем собираемых сведений основывается на данных финансовой и бухгалтерской отчетности, государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, Пенсионного фонда РФ и др., а также на материалах специальных обследований, переписей, опросов.

Баланс денежных доходов и расходов населения строится на федеральном и региональном уровнях и является базой для построения макроэкономических показателей. Он отражает объем и структуру денежных средств населения, принимающих форму доходов, расходов и накоплений. Доходы населения группируются в балансе по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Одним из видов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств. Эти обследования позволяют получить данные для счетов сектора «Домашние хозяйства» в СНС, распределение доходов различных групп и слоев населения, а также выявить зависимость уровня материального благосостояния домохозяйства от его размера и состава семьи, источника дохода, занятости членов семьи в различных секторах экономики.

В настоящее время в соответствии с переходом на международные стандарты согласно методологии СНС вводятся новые макроэкономические показатели уровня жизни. К ним относятся валовой располагаемый доход домашних хозяйств, валовой скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

Характеристика уровня жизни населения

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные — определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные — качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

- потребительская корзина

- средняя заработная плата

- разница в доходах

- продолжительность жизни

- уровень образования

- структура потребления продуктов питания

- развитие сферы услуг

1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства

 Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы. Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы. Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров; увеличивающаяся внешняя задолженность; недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы; неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта; неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции. Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- унаследованная от прошлого  структурная деформированность экономики;

- низкая конкурентоспособность  национальной экономики, вызванная  отсталостью технологической базы  большинства отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью;

- высокий уровень монополизации  экономики;

- высокий уровень инфляции;

- недостаточная развитость  и устойчивость объектов инфраструктуры;

- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

- ухудшение состояния  научно-технического потенциала  страны, потеря ведущих позиций  на отдельных направлениях научно-технического  развития, в том числе и в  результате "утечки мозгов" за  рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального  труда;

- вытеснение отечественных  товаропроизводителей, особенно потребительских  товаров, с внутреннего рынка  зарубежными фирмами;

- тенденции регионального  сепаратизма и высокий уровень  отраслевого лоббизма при принятии  управленческих решений;

- низкая инвестиционная  активность;

- предпочтение текущих  расходов в ущерб капитальным;

- потенциальная угроза  возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства  механизма оплаты труда, роста  безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня  образования;

- несовершенство правового  законодательства, монопольное положение  и недобросовестность действий  ряда экономических субъектов  на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

- низкая финансовая и  договорная дисциплина агентов  Рынка;

- криминализация экономики  и коррупция в области Управления  экономикой;

- массовое сокрытие доходов  и уклонение от уплаты Налогов;

- незаконный перевод финансовых  средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на:

1) связанные с закономерностями  циклического развития экономической  системы;

2) не связанные с циклическими  закономерностями развития.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

- в состоянии и эффективности  использования производственного  инновационного и научно-технического  потенциала страны;

- в экономических отношениях  хозяйствования и управления;

- в социальной сфере;

- в состоянии окружающей  среды;

- в системе федеративных  отношений и в региональной  экономике.

1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства

О безопасности чаще вспоминают тогда, когда развитие тормозится, а угрозы возникают с разных направлений и имеют тенденцию к возрастанию. Именно по этой причине после распада СССР, в условиях спада производства, разрушения экономических связей, и теория и практика обратили внимание на экономическую безопасность. Получивший распространение в России в 90-х годах XX в. термин "экономическая безопасность" подразумевает, например, в определении Л. Абалкина, "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию". Очевидно, достичь этого можно только максимизацией все тех же ресурсов - трудовых, технических, природных, причем важна как количественная, гак и качественная характеристика, по один из ресурсов - человеческий ресурс - важнее остальных.

Поскольку человеческие ресурсы играют ключевую роль в производственном процессе, и определение экономической безопасности должно учитывать это обстоятельство. Так, в современных условиях развивающиеся страны, которые идут по пути приобретения готовых производств, заводов или начинают со сборки машинокомплектов, постепенно переходят на комплектующие собственного производства во все большем объеме. Это доступный путь их развития, но в итоге он не приводит к сокращению разрыва с ведущими технологическими странами. Сложность представляет развитие собственного передового производства, создание и освоение новых технологий, так как здесь все зависит только от человека. Однако квалифицированные трудовые ресурсы создаются исключительно на протяжении долгого времени: начиная с роста уровня начального образования и заканчивая преемственностью конструкторских школ в каждой конкретной отрасли и даже направлении. Не решается эта задача и количественно. В частности, опубликованный в 2010 г. доклад Китайской академии наук "Наука и технологии в Китае: дорожная карта - 2050" признает отставание от промышленно развитых стран в области ключевых технологий и острый дефицит ученых, высококвалифицированных инженеров и технологов, и это при уровне выпуска в 2005 г. вузами страны более 500 тыс. специалистов инженерного профиля. В связи с этим обстоятельством многие технологии и по сей день доступны только ограниченному кругу стран.

Решение этой проблемы требует определенных социальных условий: учебы, труда, оплаты, повседневной жизни, часто в течение жизни не одного поколения, - которые бы способствовали реализации собственно знаний и умений работников и их дальнейшей передаче и развитию. Это в отличие от импорта технологий значительно более долгий процесс, имеющий первостепенное значение, который неправильно отделять от собственно экономики.

Именно поэтому термин "социально-экономическая безопасность", учитывающий необходимость затрачивать усилия и поддерживать не только материальные условия для создания и развития человеческого капитала, более точно отражает сложность рассматриваемого явления.

Определить социально-экономическую безопасность можно как сочетание экономических и социальных условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство наибольшего количества экономических благ на душу населения оптимальным при определенных ограничениях способом с наибольшей степенью независимости от условий внешней торговли и места страны в мировой экономической системе. Ключевыми ограничениями в решении этой проблемы являются:

o наличие на каждый данный момент ресурсов, которыми располагает страна;

Информация о работе Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ